Произношение звука з в словах. Определение позиции звука. Развитие фонематических представлений. Формирование навыков звукового анализа Нахождение местоположения звука в слове старшая группа

В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.

«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по

развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова.

Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:

  • Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
  • Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
  • Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
  • Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
  • Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

Игра «Кто больше?»

Цель . Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование . Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры:

Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.

Упражнение «Поднимись»

Цель : выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.

Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.

  • на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
  • на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
  • на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»

Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

Упражнение «Колобок в лесу»

Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.

(Слайд № 4)

Упражнение «Подбери пару»

Цель : выделение звука на фоне слова.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)

Цель : определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Инструкция : «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).

Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)

Инструкция : «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)

Упражнение: «Речевое лото»

Цель : определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение «Подскажи Петрушке звук».

Цель : определение последнего звука в слове.

Упражнение: «Ежик»

Инструкция : «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).

(Слайд №8)

Цель : вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Содержание : перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.

Упражнение «Волшебный коврик».

В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.

Цель: определение места звука в слове.

Инструкция : «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.

На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.

Упражнение «Змейка»

Цель : определение места звука в слове.

(Слайд №9)

Упражнение «Светофоры».

Цель : определение первого (последнего) звука в слове.

Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

(Слайд № 10)

3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнение « Тайное слово»

Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».

Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.

По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.

(Слайд № 12)

Упражнение «Лабиринт».

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция : «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

(Слайд №13)

Упражнение «Магазин».

Цель : определение количества звуков в слове.

По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.

Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Презентация:

Список литературы:

  • Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
  • Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.

Елена Юрасова

Одной из основных целей в работе логопеда является подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте. Данная цель достигается путем решения основных задач :

Коррекция нарушения звукопроизношения ;

Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;

Формирование навыков звукового анализа и синтеза .

При формировании навыков звукового анализа логопедическая работа строится в следующей последовательности :

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова , т. е. определение наличия звука в слове .

2. Вычленение звука в начале в конце слова . Определение первого и последнего звука в слове , а также его позиции (начало, середина, конец слова ) .

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности , количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове ).

Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении данными умениями и навыками . Использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте позволяют повысить эмоциональную, мотивационную, речевую и познавательную активность ребенка. Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое значение поиску новых игровых приемов , которые позволят облегчить и разнообразить работу с детьми.

Предлагаю вашему вниманию игровые приемы , направленные на совершенствование умений определять позицию звука в слове .

Упражнение «Найди место звука »

Цель : закреплять умение определять место звука в слове .

Ход игрового упражнения : педагог произносит слова , ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.

Для изготовления пособия я подготовила карточки с фоном, на круглую резинку закрепила зажимы, на зажимы наклеила фигурки из картона кораблика, машинки, пчелки, зайчика. Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.






Анжела Гапоненко

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова,

Вычленение первого и последнего звука,

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.

Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.

Игра «Ёжики с корзинками» Цель : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.

Оборудование : две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).

Ход игры : на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант : к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.

Игра «Змейка» Цель : развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.

1 вариант

Оборудование : на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.

2 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.


3 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Ход игры : ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.



Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О: Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель – логопед Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Березка» Группа: подготовительная.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - как объяснить ребёнку где в слове находится звук (начало, середина, конец). звук

Есения

Подскажите как лучше и практичней объяснить ребёнку: где находится
звук (в начале, середине или конце). Ни как не может понять что от него
требуют и не слышит на слух


Ирина

Возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла слов "начало", "середина", "конец", т.е. с ориентировкой в пространстве.

Чтобы ребёнок их усвоил, можно взять, например, несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо, естественно). После этого обсудить с ребёнком:

Кто стоит в начале,

Кто в конце,

Кто в середине,

Кто первый,

Кто последний.

В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.

С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).

А можно ещё взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

После такой предварительной работы можно уже переходить к графической схеме слова.


Inna

А я делаю стандартную рыбку; голова-начало,туловище-середина,хвост-конец:-D

Правда,ребенок,должен это уметь делать и на слух......


Лариса

Потом вопросы к ребенку

Когда слово... "село" в автобус, где был звук..., покажи пальцем. (если ребенок не помнит, повторяю все что выше написала)

А это у автобуса что? Начало, середина, конец?

Значит звук... в слове... где спрятался? В начале, середене. конце?

Этот звук сегодня может поехать на этом автобусе?

Почему ты так решил?


Лариса

Все аналогично.

Выясняю понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Отрабатываю эти понятия до автоматизма на всем чем только можно - змеи, поезда, карандаши и прочее.

А затем использую "волшебный автобус" - в этом автобусе может проехать только то слово, в котором звук... стоит... (в начале, середине. конце слова).

Рассматриваем автобус (он большой, нарисованный и вырезанный) , выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произношу слово, утрированно выделяя заданный звук, когда произношу слово, пальцем веду по автобусу, и в нужном месте при артикулировании звука задерживаюсь (для некоторых детей даже пальцем по автобусу стучу).


Лариса

Когда мы выясняем с детьми где находится звук в начале, середине или конце слова, мы началом считаем первый звук в слове, концом - последний, все остальное - середина, назависимо от размера слова. Все так делают?


Ольга

Для начала я использую сказку "Репка". На ее персонажах можно выяснить, понимает ли ребенок понятия "начало" , "конец" и "середина" и в течение 3-4 занятий подряд эти персонажи появляются друг за другом. По мере того, насколько ребенку стало все понятно, персонажи заменяются символами. Мои ученики не знают проблем с этим.


Inna

Лариса-автобус в студию! ;-)


Ирина

Я начинаю с того, что работаем несколько занятий с первым звуком "С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?" Произношу утрированно первый звук. Привожу пример. Работаем только с гласным звуком (под ударением).Когда дети научатся выделять первый звук в слове, я говорю, что звук... хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: последний,в середине. Для наглядности, нам помогает ёжик, который бежит по дорожке и останавливается, когда слышит звук. На доске дорожка, разделённая на три части, средняя длиннее первой и последней. Или домик, и дети ищут, где прячется звук в домике. (За основу взята идея Ткаченко). Игровая мотивация помогает детям усвоить этот трудный материал, но фонематический слух не у всех сформирован в достаточной мере, чтобы выделять звук из слова, поэтому не всем одинаково легко, но игра нравиться и мы продолжаем тренироваться.


Лариса

Про "автобус в студию" - картонный вариант у меня уже давно изжил себя.

Я хорошо и быстро рисую, поэтому последние лет 5 автобус изображаю на доске за несколько секунд (иногда при ребенке, иногда до начала занятия), а детям, перед тем как начинать искать место звука в слове, развиваю мелкую моторику и зрительный анализ - они находят недостающие детали и дорисовывают их. Иногда разрешаю ребенку дикотвать что я сейчас этому автобусу нарисую - для ОНР-щиков это работа над словарем по теме транспорт.

Как выберусь на работу с фотоаппаратом, так размещу фотографии в пособиях.


Марина

Девочки, слово имеет своё пространство (квазипространство), оно пролегает во времени. А для маленького ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное, особенно тому, кто имеет нарушение фонематического слуха. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Здесь писали об анализировании наглядно-зрительного пространства (змеи, поезд,...), но мне кажется, что начинать нужно с анализа временнОго ряда. Хороший пример со сказкой "Репка". А я делаю ещё проще - анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываю в линеечку картинки с режимными моментами (не много), объясняю понятия "начало","середина", "конец" (дня!). Потом подкладываю схему, начерченную на картонке-линейке. Лариса правильно говорила, хорошо бы рисовать при них, тогда они считают это своим открытием, лучше понимают. Потом медленно произношу слово...


Марина

(продолжение)

Порядок "отлова" звука в слове элементарный - сначала некоторое время только начало и конец, потом - середина. И только через несколько занятий выставляю ряд игрушек или картинок для анализа зрительно-пространственного ряда, для дальнейшего ознакомления со звуко-буквенной схемой. Это тоже надо, для опоры на работу лба.


Татьяна

Согласна со всеми. Если ребенок не берет на слух, значит надо идти в обход - давать зрительные опоры. И они хороши в любом виде. Я иногда даже ручку, или указку применяю - что под рукой.


Анна

А я использую карточки с паровозом (сама нарисовала для каждого ребенка) или простой карандаш и произнося слово, ведем пальчиком и голосом выделяем нужный нам звук.


Ольга

Я начинаю формирование понятий "первый", "последний" за полгода-год. Думаю, что понятие "звук" для детей чересчур абстрактное и непонятное, а вот понятие "слово" ближе, степень его усвоения можно проверить с помощью картинок. Например: Сколько слов я сказала? (Кот, молоко.) Ребенок может проверить себя, выкладывая картинки. Так вот. Я называю сначала 2, а впоследствии 3 слова, обычно очень конкретные (например, животные), и прошу разложить картинки в той же последовательности (это делает 1 человек на доске). А потом спрашиваю: так кто же из животных пришел первым, в начале? (Обязательно оба этих выражения, чтобы если не усвоилось одно, была подсказка за счет другого). Кого я назвала сначала? Постепенно переходим только на слуховое восприятие, без картинок. Тогда к моменту обучения грамоте понятия ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ уже усвоены. Но иногда проделываю то же и со звуками (выставить в такой же последовательности.ю назвать 1, последний).


Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия

В продолжение темы:
Красота и здоровье

Что есть что в церкви Деревянный храм известен с 1511 года. Он дал имена прилегающим Большому и Малому Успенским переулкам (сейчас это Потаповский и Сверчков переулки). А в...

Новые статьи
/
Популярные