Формирование национального самосознания у дошкольников средствами искусства. Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста. Патриотизм в современных условиях - это, с одно

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

(К.Д Ушинский)

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных проблем современного этапа образования. Он предполагает обучение детей в доступных формах государственным языкам Республики Мордовия, а также приобщение их к национальной культуре. Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов Мордовии.

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: мордва, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.

Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

2.Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:

  1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
  2. Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,
  3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.
  4. Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников, можно представить следующим образом:

Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;

Сведения о жизни мордовского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культурымордвы), владение родным языком;

Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники);

Сведения социального характера: название посёлка, его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб, флаг).

Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства. Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

4.Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

Обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;

Поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

Организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

В нашем детском саду знакомство с культурой мордовского народа начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями мордовских писателей. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают интерес детей к культуре мордовского народа. Оформляем уголки с портретом мордовских писателей, их книгами, а также рисунки детей по их произведениям. (фото)

Любовь к родной природе - чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в картинах - великие художники. Картины мордовских художников (Ф.В.Сычков, А.Н. Баргов и др.), иллюстрации скульптур (С.Д.Эрьзя) дети наглядно видят на репродукциях и открытках. (фото)

Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. (фото)

Развлечения, посвящённые мордовским праздникам стали неотъемлемой частью жизни нашего детского сада. Знакомство с мордовской музыкой способствует формированию представления дошкольников о богатстве и разнообразии национальной музыкальной культуры, о жизненных истоках народного творчества. Мы учим мордовские песни, поем их. Наряду с этим дети учатся танцевать и играть в подвижные мордовские игры, используя в речи знакомую лексику. Широко используем народные песни и игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы. (фото)

Любовь к родному посёлку воспитываем при ознакомлении детей с его достопримечательностями - новыми домами, красивыми местами, парком, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном посёлке. С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки и экскурсии в краеведческий музей. (фото)

Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя детей с национальной одеждой - мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей детей, познанию мордовской культуры. (фото)

Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой. Работа с детьми по ознакомлению с народным искусством и развитию их творчества способствует развитию воображения у детей. Дети с удовольствием выполняют эскизы вышивок, занимаются аппликацией с элементами мордовского орнамента. Очень важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства - потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремимся так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослым, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. (фото)

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги обязаны сами его хорошо знать. Они должны продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для республики Мордовия. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Поэтому мы неоднократно организовывали выставки на тему: «Мой край, Мордовия моя». (фото)

В результате проделанной работы:
- дети осознают собственную принадлежность к мордовской национальности, имеют представления о народах, населяющих республику Мордовию, их языках. традициях, обычаях;
- дети знают и любят родной посёлок, знают его историю и достопримечательности;
- дети знакомы с республикой Мордовия, её столицей, знают герб, флаг, гимн РМ, знакомы с природными и географическими особенностями родного края;
- различают знакомые мордовские фольклорные жанры (сказки, колядки, считалки, потешки);
- владеют несложными образцами мордовской речи;
- знают мордовские песни и танцы, мордовские игры и с удовольствием играют в них;
- знают названия и элементы мордовской народной одежды;
- дети способны самостоятельно выделять характерные особенности мордовской вышивки передавать их в рисунке, аппликативной работе, создавать композиции;
- знакомы с некоторыми видами мордовского декоративно прикладного искусства.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ - это такой уровень познания нацией своей собственной сущности, когда система представлений нации о самой себе представляет глубокое субъективное отражение объективно существующих национальных фактов жизни общества, осознание каждым народом особенностей своей национальной жизни, взаимоотношений с другими народами. Только через национальное самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение людей как к своему единству, так л к другим сообществам. В нем воплощается осознание людьми принадлежности к своей нации, ее место среди других наций, особенных и общих с ними черт.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ - это субъективное отражение объективного факта принадлежности человека к тому или другому национальному сообществу и осознание отличий от других народов. Оно формируется в личности под непосредственным воздействием национальных элементов социальной среды, языка народа, его культуры, быта, истории. Вместе с тем национальное самосознание это более сложное структурное образование, оно включает и национальные стереотипы и представления о территории, культуре, языке, о историческом прошлом, обычаях, традициях и т.д.

    Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекать ся культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по сроим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценное -. ти других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать"детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследия народа, к Отчизне

    Задачи формирования основ национального самосознания дошколь никое :

    1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному кран-, интерес к обычаям и традициям своего народа.

    2. Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,

    3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.

    Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т.д.;

    Сведения о жизни белорусского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры белорусов), владение родным

    Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т.д.), памятные места (здания, памятники);

    Сведения социального характера: название города (села), его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб,флаг).

    формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями : проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

    Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства . Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

    Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

    Обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;

    Поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

    Организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

    При ознакомлении дошкольников с Родиной весь познавательный материал необходимо систематизировать: ближайшее окружение ребенка, родной город (село), республика, история родного края, традиции, культура. Главное заключается не в том, чтобы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы вызвать у них положительные чувства и отношения к окружающему миру, к людям, труду.

    Основными формами ознакомления дошкольников сродным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

    Наиболее эффективными методическими приемами , которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества белорусов и др. Средства воспитания: белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

    В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.


    Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение. Организация этнокультурного образовательного процесса складывалась, да и сейчас складывается в большей мере стихийно по всем его компонентам - целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Основные проблемы: - отсутствие системности в видении самой проблемы этнокультурной компетентности; -неполное раскрытие механизмов ее формирования; -отсутствие критериев оценки уровней ее сформированности на различных этапах дошкольного детства; -неразработанность организационно-педагогических условий и средств развития этнокультурной компетентности.


    Поэтому, получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном воспитательно- образовательном процессе. Педагоги образовательных учреждений испытывают затруднения при разработке образовательных программ, в отборе наглядных средств, художественных текстов и материалов по содержанию этнокультурного образования, а также в поиске наиболее эффективных методов работы с детьми.


    Поэтому главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно- образовательной работы. В которой будут расписаны условия для: целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста. Создание системы работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста можно разделить на 3 этапа: 1 этап – аналитический, 2 этап - экспериментально-поисковый, 3 этап - рефлексивно обобщающий, преобразовательный.


    Принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей: - целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения на формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста; - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций;


    Основой для создания эффективного механизма формирования этнокультурных компетенций является реализация технологии этнокультурного образования, направленная на осуществление профессиональной рефлексии, оценочно-аналитической деятельности, а также на самостоятельную творческую реализацию педагогических замыслов. В рамках работы с кадрами должны быть организованы различные формы повышения квалификации педагогов: Анализ конкретных ситуаций, Семинары, Деловые игры, « Круглый стол », Различные выставки, конкурсы, Консультации, Участие в педагогических чтениях, работе методических объединений.


    Успех формирования этнокультурной осведомлённости у детей зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации. К таким формам относятся: Интеграция различных видов деятельности на основе единого содержания. Беседы, Видеопросмотры, Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, Фольклорные концерты и театрализованные представления, Целевые прогулки, экскурсии, Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов.


    Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Формы работы: -родительские гостиные, -совместные выставки детских работ; -консультирование, -опросы, анкетирование, -участие в различных образовательных мероприятиях. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.


    Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!

    4. Методы и средства развития национального самосознания у детей дошкольного возраста

    Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

    Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детей; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества русских и чуваш и др.

    Средства воспитания: русский и чувашский фольклор, государственная геральдика, русский и чувашский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

    Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы...

    Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста

    Условия и средства сенсорного развития и воспитания подробно изложены в рамках общей системы сенсорного воспитания, разработанной отечественными учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н...

    Патриотизм невозможно формировать без наличия предпосылок, которые заключаются в чувстве любви к ближайшему окружению. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю...

    Задачи развития национального самосознания в Программе воспитания ребенка-дошкольника

    Свою работу по патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи: 1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений. 2...

    Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

    Одной из главных целей в развитие ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения...

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

    Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

    Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

    Особенности запоминания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

    Запоминание у детей дошкольного возраста достигается разными приемами и средствами, и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т...

    Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Методы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей...

    Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

    Одной из главных целей в развитии ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения...

    Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов

    Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы...

    Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников

    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденция к изменению традиционного...

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

    Раскрыть влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста; - провести экспериментальное выявление эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного...

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста

    Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения...

    В продолжение темы:
    Отношения

    Необыкновенное. Загадочное. Непостижимое. Диковинное. Невиданное. Чудесное… Богат набор слов, означающих неведомое. И действительно, разве мало в нашей жизни, в истории...

    Новые статьи
    /
    Популярные