Калмыки в армии. Калмыки в армии сша. Сгоревшая мечеть в Элисте

Калмыки принадлежат к монголоидной расе. Их предками были западные монголы-ойраты, которые до XIII века обитали в Прибайкалье и верховьях Енисея. В XV–XVI веках кроме Западной Монголии и Джунгарии кочевья ойрат-калмыков охватывали также среднеазиатские, казахстанские и южносибирские степи. В XVI веке приняли буддизм. Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» - «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

На карте Фра Мауро 1459г. на р.Итиль в районе современных городов Камышин или Саратов имеется надпись «calmuzi sara». На карте Европы, составленной Г. Меркатором в 1544г., калмыцкие татары (kalmucki tartari) нанесены северо-восточнее ногайских татар (nagai tartari), рядом с казаками татарами (kasakki tartari), к востоку от Волги и Яика, к северу от Каспия, на месте Мугоджар.

В сборниках Софийской библиотеки находится текст, датируемый 1506 и 1523 годами, содержащий перечень «татарских» земель, окружающих Каспийское море: «Татарьскым землям имена: Самархант, Чагадаие, Хорусани, Голустани, Китай, Синяя орда, Шираз, Испаган, Орначь, Гилян, Сизь, Шарбан, Шамахии, Савас, Арзуноум, Телфизи, Тевризи, Гурзустани, Обези, Гоурзии, Багдат, Темирькабы, рекше Железная врата, Орда Болшая, Крым, Васьторокан, Сараи, Азов, Калмакы , Ногаи, Шибаны, Казань». (Казакова Н.А. «Татарским землям имена» //Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ. Л., 1979. Т.XXXIV, с.253-256)

Данные языкознания по истории возникновения и трансформации собственных имен, свидетельства русских летописей, западноевропейских путешественников и картографов указывают на то, что калмыки были известны в Московской Руси и Европе как минимум с XVв. в результате непосредственных контактов.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям.

В «Лихачевском летописце» (ок. 1487г.), рассказывающем о стоянии на реке Угре (1480г.), о противнике русских хане Ахмате говорится: «...со царем братаничь его царь Касим, да 6 сынов царевых, и бесчисленное множество татар с ними, и колмаки, тогда бо бе той окаянный царь и тех за себе привел».(Зайцев И.В. Астраханское ханство. М., 2006, с.45)

В 1560г. астраханские стрельцы встретили и пленили «калматских людей многих» в районе Сарайчука, т.е. в низовьях Яика.(Вельяминов-Зернов В.В., Исследование о Касимовских царях и царевичах. Спб., 1864. Ч.2, л.372)

Во время покорения Сибирского ханства калмыки находились в состоянии постоянной вражды с ханом Кучумом. В «Строгановской летописи» сообщается: «А когда станут в те крепости приходить к Якову и Григорию торговые люди бухарцы и калмыки и казанские орды и иных земель с какими товары, и у них торговати повольно беспошлинно». Этот документ датируется 30 мая 1574 г. (время правления Ивана IV).(Сибирские летописи. Рязань, 2008, с.54)

Ряд этнополитческих объединений ойратов к началу XVII века перешел в Южную Сибирь, где началась история Калмыцкого ханства, установившего союзнические отношения с Русским государством. Под давлением различных обстоятельств некоторые из ойратских этносов: торгуты, дербеты, хошуты, зюнгары в этом же веке из Южной Сибири и Северного Казахстана переместилось в Нижнее Поволжье, тесня ногайцев, находившихся в зависимости от Крыма и Турции и также исповедовавших ислам, в предгорья Северного Кавказа. Калмыки пришли на берега Волги со своими лошадьми, овцами, крупным рогатым скотом и верблюдами.

В 1608 году часть ойратских тайшей (вождей, старейшин) обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о русском подданстве и выделении мест для кочевания калмыков и защиты от казахских и ногайских ханов.

Чтобы пресечь враждебные действия турок и их вассалов – крымских и кубанских татар, российское правительство, первоначально выступившее в защиту своих давних данников – ногайцев, решило привлечь к защите южных рубежей страны калмыков – буддистов. Калмыкам было разрешено кочевать вверх по Волге, а с 1657г. были определены контуры территории кочевий: по правой стороне Волги от Каспия до р.Медведица, по левой – до Самары.

Царь Михаил Федорович Романов специальной жалованной грамотой от 14 апреля 1618 г. на имя калмыцкого тайши Далая-Богатыря подтвердил принятие его в русское подданство. В ней говорится: «...А ты, Богатырь-тайша, со всею Колматцкою ордою нашему царскому величеству хочешь служить «на непослушников наших, куда вам наше царское повеление будет, с своими ратными людьми, хочешь ходить. И мы, великий государь, наше царское величество, тебя, тайша Богатыря, в том похваляем... хотим тебя и всю Колматцкую орду держать в нашем царском жалованье... быть в любви и в дружбе, бед вам и задоров никаких чинить не велели».(«Собрание Государственных грамот и договоров», ч.3, Москва, 1822, с.164)

По приблизительным подсчетам, численность калмыков при принятии русского подданства в XVII веке было около 270000 человек. Присягнувшие правители калмыков обязались не поддерживать прямых отношений с турецким султаном и крымским ханом, вместо символического ясака калмыки дали обязательство принимать участие в военных действиях на стороне России, а царское правительство стало выплачивать ежегодное жалованье.

Калмыки имеют многовековой опыт разведения лошадей в суровых природных условиях, ввиду исключительной значимости лошади в жизни кочевника. Лошадь была не только источником молока и мяса, но и являлась единственным транспортным средством в повседневной жизни. Также лошадь была незаменима в военных походах, во время охоты. Поголовье лошадей у калмыков достигало полумиллиона голов, но в отдельные суровые зимы от бескормицы могло погибнуть до половины табуна. Средняя калмыцкая семья имела 10-50 лошадей, калмыцкая же знать имела многотысячные конские табуны, и могущество ее определялось количеством принадлежавших лошадей.

По своему происхождению калмыцкая лошадь является типичным представителем монгольской породы лошадей. Калмыцкая порода лошадей создавалась веками под воздействием природно-климатических условий и традиционного быта калмыцкого народа. Кочевой образ жизни калмыков, участие в длительных походах, нередкие периоды бескормицы, суровые условия круглогодичной пастьбы сформировали особый тип выносливой, неприхотливой, хорошо приспособленной к суровой кочевой жизни лошади.

Кавалерия калмыков, сначала как союзническая, позже как нерегулярная часть русской армии, принимала участие во многих войнах Российской империи, что нашло отражение в трудах дореволюционных историков Г.Н. Прозрителева, Е.Ч. Чонова, Т.И. Беликова и К.П. Шовунова.

К началу XVIII века появляются калмыцкие поселения вне пределов Калмыцкого ханства. Это – Донское, Чугуевское, Ставропольское, Оренбургское, Яицкое. Во второй половине XVIII века они возникли также на Тереке и Днепре.

В военном конфликте между Россией и шляхетской Польшей за контроль над западнорусскими землями с 1659 года калмыцкая конница вовлекается в боевые действия сначала против ногаев и крымских татар, а затем и войск Речи Посполитой. В 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды к Днепру, а 21 мая 1665 года в последнем большом полевом сражении Русско-Польской войны под Белой Церковью, массированная атака около 7 тыс. человек калмыцкой конницы заставила отступить элитные соединения польской кавалерии.(«Акты относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные археографическою коммиссиею», с.274 - Т. 5. 1659-1665. - СПб., 1867. - 335 с.)

Участвовали калмыки и в Северной войне (трехтысячный отряд в Полтавской битве в 1709 году), в Русско-турецкой войне (1672г. – российско-калмыцкий поход на Азов; 1711г. – 20000 калмыков в Кубанской экспедиции П.М.Апраксина; 1735-1739гг. – участие калмыцкого хана Дондук-Омбо самостоятельно и в составе корпуса фельдмаршала П.П.Ласси в походах на Кубань, взятии городов Азова и Темрюка, а также в походах на Крым).

Нелегко давались эти победы. «Нельзя не отметить с особенной настойчивостью, - писал русский историк Г.Н. Прозрителев, - что спор с Турцией и Персией велся Россией при весьма небольших силах… Войск было мало. И вот ввиду этого обстоятельства само собою приобретает особенно важное значение участие калмыков... Кровопролитные войны охватывали огромное пространство и кости павших калмыков рассеяны по всему пространству от Кубани до Терека и Маныча».(Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмыков. Ставрополь, 1912 г.)

Калмыки служили в составе Астраханского казачьего войска со дня формирования его первого полка – 10 февраля 1737 г. Фактически первый казачий полк состоял в основном из калмыков: из 300 воинов 277 были калмыками. Позже национальный состав астраханского казачества неоднократно менялся, но в него всегда входили калмыки, и к началу XX века в составе 40-тысячного войска числилось более 700 калмыков-казаков.

Воины-калмыки стояли и у истоков терского (ставропольского) казачества.

В составе казачьих частей калмыки приняли участие в русско-шведской войне 1741-1743 годов. В боях в Финляндии отличился Чугуевский полк под командованием калмыка С.Авксентьева; в 1742 году сюда прибыл 5-тысячный отряд Краснощекова, в котором числилось 500 донских калмыков. После заключения мира калмыки в составе донских казачьих отрядов неоднократно направлялись на службу в Прибалтику вплоть до конца 1740-х гг. В 1753г. было мобилизовано 2 тыс. ханских и 500 ставропольских калмыков для службы в Лифляндии.(История Калмыкии с древнейших времен до наших дней, т.1, с.417)

С началом новой - Семилетней войны (1756-1762гг.) - калмыки вновь оказались на службе в русской армии. Кроме 4000 ханских калмыков, в армию Апраксина были направлены Ставропольский калмыцкий (500 калмыков) и Чугуевский казачий (200 калмыков) полки. По данным Д.Ф.Масловского, в составе 18 донских полков числилось 450 донских калмыков.(Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Вып.1 - М., 1876, с.180-196)

С первых дней войны легкая конница, действуя в отрыве от основных сил, вела активную разведку и проводила диверсии, в ходе которых они рассеяли конные отряды противника. Население Восточной Пруссии, деморализованное слухами об «ужасных казаках и калмыках», покидало города. Калмыцкие отряды принимали участие во взятии Инстербурга (ныне г.Черняховск Калининградской области) и Алленбурга(ныне п.Дружба Калининградской области) , в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1757г.) Командующий С.Ф.Апраксин писал: «Я обойтись не могу об отменной храбрости сразившихся казаков, калмыков и гусар не донести».(Шовунов К.П. Очерки военной истории калмыков. - Элиста, 1991, с.151)

В воспоминаниях современников калмыцкая конница оценивалась довольно высоко. Например, канцлер М.И.Воронцов в «Письме путешественника из Риги», анализируя успехи и неудачи русской армии в той войне, отмечал: «Калмыки лучше всех из нерегулярных войск», "Между казаками донские почитаются лучшими по искусству и храбрости", которыми тогда командовал атаман Краснощеков.(Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга пятая, Том 21-25, стр. 556)

В конце XVIII - начале XIX веков калмыцкие полки вновь выступила на защиту переправ через реки Кубань и Терек. Лишь с возникновением в первой третиXIX века на Кавказе новых казачьих войск нужда в калмыках для охраны южных рубежей России отпала. В XIX веке из донских, кубанских и терских калмыков, несших постоянную службу в казачьих войсках сформировался этнос бузава.

В Отечественной войне 1812-1814гг. два Астраханских калмыцких полка (Первый астраханский в составе 1054 человек из Больше-Дербетовского и Мало-Дербетовского улусов и Второй астраханский из 1054 человек Торгутовского и Хошеутовского улусов) воевали в составе 3-й армии, а Ставропольский калмыцкий полк (1132 человека Ставропольских калмыков) в составе 2-й армии.

К началу Первой мировой войны (1914г.) калмыцкий народ проживал разрозненно в различных административно-территориальных единицах России, в основном в 8 улусах так называемой «Калмыцкой степи» Астраханской губернии – более 147000 калмыков. Значительная часть калмыков жили в Области войска Донского (13 станиц Сальского округа – 31516 человек) и Ставропольской губернии – Большедербетовский улус – 8517 человек). На территории Терской области кочевали терские и кумские калмыки общей численностью 4000 человек. Известно также о небольших группах калмыков, которые несли службу в составе казачьих войск: Оренбургского – более 1000 человек, Астраханского – более – 900 человек и Уральского – около 700 человек.(Очиров У.Б. Калмыцкие национальные части в составе белого движения в период гражданской войны, «Отечественная история», 2004 - №5)

«Калмык и лошадь - одна душа», - писал в своих автобиографических воспоминаниях "Далекое близкое" великий русский художник Илья Репин, родившийся 24 июля (5 августа) 1844 года в слободе Чугуево на улице Калмыцкой, где жило немало калмыков-казаков, удивлявших местных жителей бесстрашием в объездке лошадей - неуков.(«Далекое близкое», М., Изд. «Искусство», 1937)

В период Гражданской войны калмыцкий народ, также, как и другие народы многонациональной России, братоубийственная война разделила, и они прославились по обе стороны фронта.

Хотя в интернациональной Красной армии поначалу национальные части были запрещены, в составе РККА по приказу наркома Л.Д.Троцкого по специальному штату из Образцовых революционных калмыцких полков стала формироваться Калмыцкая кавдивизия. Формирование дивизии полностью не было закончено, однако, на фронте в составе Сводно-конного корпуса Б.М.Думенко, покрыли себя славой в боях на Дону 1-й (под командованием В.А.Хомутникова) и 2-й (под командованием А.Б.Стаценко) кавалерийские полки.

В 1920г. калмыки, сведенные в 1-й Калмыцкий полк, несли службу на Северо-Восточном Кавказе, подавляли восстания белоказаков и горцев.(Очиров У.Б. Калмыкия в период Гражданской войны (1917-1920гг.), Элиста - 2006)

В конце 1920г. почти весь командный состав полка был отозван в распоряжение Региструпра (будущее ГРУ) и принял участие в революции в Монголии и тайных спецоперациях в Китае и Тибете. После победы революции в Монголии из Калмыкии было направлено еще около сотни калмыков-красноармейцев в качестве инструкторов для молодой монгольской армии.

4 июля 1920г. I-й Общекалмыцкий съезд Советов провозгласил объединение всех разрозненных частей калмыцкого народа в Автономную область калмыцкого народа в составе Российской Федерации. Почти все локальные группы калмыков за пределами Калмыкии были переселены к основной части своего народа. Лишь часть донских калмыков осталась на территории родных станиц, из которых позже образовали Калмыцкий район Ростовской области. Также анклав калмыцких поселений образовался из-за чересполосицы в составе Сталинградской области. Из-за тяжелой разрухи сначала Калмыкия была освобождена от воинского призыва. Только в 1926г. была разрешено начать призывать калмыков из числа добровольцев.(НАРК, ф.Р-24, оп.1, д.1158, с.52)

В 1927г. руководство Калмыцкой автономной области добилось распространения воинской повинности и на калмыков. При этом было сформировано первое калмыцкое национальное подразделение: 1-й Калмыцкий кавалерийский эскадрон 30-го Саратовского кавалерийского полка 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии им. М.Ф.Блинова, где проходили армейскую службу будущие старшие офицеры 110-й кд И.В.Теврюков, М.С.Шарапов, М.П.Василенко, С.Н.Гаряев. После перебазирования 5-й кавдивизии на Украину, калмыцкий эскадрон был сформирован в составе 10-й Терско-Ставропольской казачьей (статус «казачьей» дивизия получила 23 апреля 1936 года после отмены всех ограничений на службу казаков в РККА) кавалерийской дивизии, в составе которого служили будущие офицеры 110-й кд А.К.Темиров и М.С.Джимбиев.

С каждым годом число призывников увеличивалось, и военком Калмыцкой автономной области В.А.Хомутников уже в 1931-1932гг. выступил с предложением о формировании Калмыцкого национального кавполка с базированием в Элисте. Но его неоднократные просьбы успеха не имели, призыв из Калмыкии оставался небольшим.

За 15 лет существования в составе РСФСР Калмыцкой автономной области, она добилась значительных успехов в экономическом и культурном строительстве, подготовке национальных кадров и 20 октября 1935 года была преобразована в Калмыцкую Автономную Социалистическую Республику. В.А.Хомутников был избран председателем Центрального Исполнительного Комитета республики.

В связи с кочевым образом жизни калмыков, хотя в 1930-е годы в Калмыкии быстрыми темпами шла коллективизация, кадров для проведения мобилизационных работ не хватало. На 23 марта 1936 года на учете облвоенкомата состояло 14323 военнообязанных и в ходе призыва было мобилизовано 3633 человека 1914 и 1915 годов рождения, в том числе 1980 калмыков.(НАРК, ф.Р-131, оп.1, д.59, л.4,5)

В 1938 году районные военкоматы были только в 6 улусах из 13. Военные инспектора улускомов ВКП(б) зачастую не имели времени для своих прямых обязанностей, так как постоянно привлекались к другим заданиям. С завершением, в основном, к 1939 году перехода на оседлость, учет призывников улучшился. Но райвоенкоматы все равно не могли полностью охватить подотчетные им огромные территории улусов и наладить работу по полному учету военнообязанных.

1 сентября 1939 года Внеочередной четвертой сессией Верховного совета СССР 1-го созыва был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», по которому призывной возраст был снижен до 18 лет, с двух до трех лет был увеличен срок службы младших командиров сухопутных и внутренних войск. Тот же срок в 3 года предусматривался для всего рядового состава и младших командиров частей Военно-Воздушных Сил и сухопутных пограничных войск. На кораблях пограничных войск срок службы установлен в 4 года (Указом от 16 мая 1939 года срок службы рядовых и младших командиров Военно-Морского флота был установлен в 5 лет). Срок службы рядовых сухопутных войск оставался 2 года.

Калмыки сражались на Хасане, Халхин-Голе и в Финляндии, вновь несли службу в Монгольской народно-освободительной армии в качестве инструкторов, за мужество в боях были неоднократно отмечены высокими наградами Родины. Так, за первый в Азии танковый таран и захват японского танка в боях на р.Халхин-Гол орденом Красного Знамени был награжден механик-водитель танка БТ-7 М.М.Калыков - в боях за Дон старшим сержантом командовал минометным расчетом 110кд, затем служил в 4-м гвардейском Кубанском казачьем, откуда, как и многие другие воины-калмыки, был отправлен на строительство Широколага.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..1

1. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года…………………...3

2. Калмыцкое боевое знамя………………………………………………….....6 3. Второй калмыцкий кавалерийский полк Серебджаба Тюменя………..7

4. Хошеутовский хурул – памятник боевому братству русского и калмыцкого народов…………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………..15

Приложения

Введение.

В этом году Калмыкия отмечает знаменательное событие – 400-летний юбилей добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства. 400 лет судьба калмыцкого народа неразрывно связана с русским. Однако столь продолжительная и тесная взаимосвязь двух народов не лишила калмыков собственной государственности, индивидуальности. В составе Российского государства калмыки сохранили свои нравы, обычаи, традиции, неповторимую культуру, язык, религию.

За 400-летнюю совместную историю накопилось множество боевых подвигов калмыков в войнах России в защиту общих интересов народов Русского государства. Участие калмыков в войне России с Речью Посполитой (Польшей) 1654г., в русско-турецкой войне 1677-1681гг., участие калмыков в Азовских походах в конце XVII века, участие калмыков в русско-турецких войнах XVIII века, участие калмыков в Семилетней войне 1756-1763гг. – вот далеко не полный перечень боевой славы калмыцких воинов в военной истории России. О том, что калмыки связали свое благосостояние, национальные интересы с интересами русского народа, видно из участия калмыков в ряде крестьянских восстаний России. Так, калмыки приняли активное участие в народных восстаниях под предводительством Степана Разина, затем Пугачева Е.И.

Выбор темы моей исследовательской работы не случаен. Отечественная война 1812 года явилась мощным фактором сплочения и национального пробуждения не только русского народа, но и всех народов России. Отечественная война 1812 года, на мой взгляд, – одна из наиболее увлекательных страниц истории России. Заинтересовавшись ею, я стала изучать участие калмыков в этой войне. Особенно меня заинтересовала личность С.Тюменя и его Второй кавалерийский полк. Так я впервые узнала, что знаменитый Хошеутовский хурул – это не просто храм, а архитектурный и культурный калмыцкий памятник. Именно памятник, т.к. сооружен он в честь победы и павших воинов, сражавшихся в Отечественной войне 1812 года.

Проблема, выделяемая мною в работе, - трагическая судьба великого памятника боевого братства, старокалмыцкой архитектуры – Хошеутовского хурула.

Цель моей работы – раскрыть историю боевой славы Второго калмыцкого кавалерийского полка под руководством С.Тюменя; подчеркнуть народную значимость Хошеутовского хурула как великого архитектурного и культурного памятника братской боевой славы калмыцкого и русского народа.

Дружба и взаимовыручка народов, патриотизм, возрождение и сохранение памятников – всегда актуальны.

Основные методы, которые я использовала при написании работы, - чтение и анализ трудов ученых, публикаций периодических изданий об участии калмыков в войнах России XVIII – начале XIX вв., о Хошеутовском хуруле, о князе С.Тюмене, а так же сравнение, обобщение, воспоминания очевидцев. Мною проанализированы труды: Беликова Т.И. «Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины», Е.Фонов «Калмыки в Русской Армии X VII в., XVIII в., 1812г., Эрдниев У.Э. «Калмыки», И.Борисенко, Б.Мушулдаева «Хошеутовский хурул», Батмаева М.М. «Калмыки», Батырева С.Г. «Старокалмыцкое искусство», Моисеева А.И., Моисеевой Н.И. «История и культура калмыцкого народа в XVII - XVIII вв.», публикации «Хальмг ʏнн» и др.

    Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года.

Россия вновь была вынуждена в одиночку сражаться (как бывало в истории уже не раз). Теперь с наполеоновской Францией. Развернулась упорная и ожесточенная война, которая потребовала от России большого напряжения духовных и материальных сил, заставила власть «обратить взоры на далекую окраину, где обитали подданные России, кочевники-калмыки. Эти ловкие и выносливые, привыкшие к трудностям и лишениям кочевники, в памяти которых еще жили славные подвиги их отважных предков, еще не утратившие воинственности и жившие преданиями своей кровавой старины, представляли незаменимый материал для легкой иррегулярной конницы».

7-го апреля 1811 года Главнокомандующему в Грузии и на Кавказе генерал-лейтенанту Ртищеву был дан именной Высочайший указ, в котором было сказано: «Для усугубления армии Нашей легкими иррегулярными войсками, желая составить два калмыцких 5-сотенных полка из Орд, обитающих в Астраханской, Саратовской и Кавказской губерниях и в пределах Войска Донского, исключая причисленных к сему войску и службу обще с ним несущих, Я поручаю вам исполнения сего с тем предположением, чтобы выбор сих полков был произведен преимущественно из родов Чючеева, Тюменева и Ерденева, назначив и начальников из владельцев сих же родов. Наряд сей должен быть произведен без всякого принуждения и готовность на службу, князья, султаны и владельцы пожалованы будут чинами и знаками отличия, а рядовые Государевым Нашим жалованием, по окончании же военных действий отпущены будут с честью восвояси. Когда сии два полка собраны вами будут в места по удобности и по усмотрению вашему, наименовав их по званиям начальников их и назначив из князей или зайсангов в каждом полку старшин по примеру Войска Донского, отправить каждый особо к Воронежу, прикомандировав к каждому полку по одному благонадежному и исправному штаб-офицеру, коего снабдить маршрутом и инструкцией о соблюдении в пути должного порядка. Когда же именно и откуда который полк или команда в поход выступят, уведомить Военного Министра с приложением копии с маршрутов вами данных, дабы он мог встретить полки сии заблаговременно своими предписаниями о дальнейшем их назначении.

Оружие сии полки должны иметь употребляемое по их обыкновению. Всем им быть о дву-конь. Жалование имеют получать все рядовые: каждый по 12 рублей в год и указанный месячный провиант да на одну лошадь фураж в натуре, а на другую за оной деньгами по справочным ценам, офицеры же и старшины против офицеров гусарских полков с того времени, с того времени как они за сто верст от сборных мест найдутся по самое возвращение.

При выступлении всем, как офицерам и старшинам, так и рядовым на справу выдать в зачет полутретное жалование, на что к вам и особая сумма доставляется. На покупку в тех местах, где казенных магазинов не будет, провианта и фуража отпустить в каждый полк начальникам по две тысячи рублей, в коих они отчет дать обязаны, сумма же на то равномерно к вам посылается.

О успехе в исполнении, по сему равно и о том, кто вами избран будет в каждый полк начальником и кто из штаб-офицеров к ним прикомандирован будет, имеете доносить Мне и Военного Министра уведомлять.

К успешному же содействию вам в соглашении на службу сих народов ныне же предписано от Нас живущему в Астраханской губернии генералу от кавалерии Савельеву, известному Нам по усердию его к пользам службе и имеющему особую в сих народах доверенность, о чем и имеете вы с ним снестись в Санкт-Петербурге» .

Во исполнение «Высочайшего повеления», генерал Ртищев предложил приставу Калмыцкого народа Халчинскому созвать в крепость Ново-Георгиевскую владельцев родов, указанных в «Высочайшем Указе», для совместного обсуждения всех мер и способов во исполнение Царской воли. Организация полков была осуществлена в порядке, оговоренном в указе.

Ефим Чонов в своих трудах пишет: «владельцы родов с радостной готовностью пошли навстречу Царскому желанию».

Владелец Хошеутовского улуса Серебджаб Тюмень , уже не раз проявлявший военную свою доблесть и верность Государю, тотчас вызвался составить полк из своих калмыков и принять личное командование полком .

Другой полк был составлен исключительно из калмыков Большого и Малого Дербета, и командование над ним принял на себя брат Дербетовского владельца Джабо-тайши Тундутов.

По приказу Военного Министра М. Барклая-де-Толли полк Тундутова был назван «Первым», а полк Серебджаба Тюменя «Вторым». Оба полка вошли в состав третьей Западной армии. Князь Багратион обратил внимание на «некоторую пестроту в обмундировании полка» и вместо национальных костюмов предложил ввести форму по образцу донских казаков; для этой надобности командиру полка капитану Тюменю, судя по очеркам Е. Чонова, было предложено пособие от казны в размере 15 тысяч рублей; но Тюмень отказался и этот расход также принял на себя, как и все громадные затраты (96 тысяч рублей), вызванные формированием его полка. Соответствующим образом была изменена форма в 1-м Калмыцком полку Тундутова.

Существовал и 3-й Ставропольский калмыцкий полк, который составили православные калмыки, жившие при крепости Ставрополь в тогдашней Симбирской губернии , командир полка – майор Диомидий.

А.И. Михайловский-Данилевский писал о калмыцкой коннице так: «изумленная новостью оружия, которым против нее действовали, французская конница отступила» .

В составе передовых частей русской армии калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. Об этих триумфальных для России днях позднее пишет поэт, участник похода Ф.Глинка:

Я видел, как коня степного

На Сену пить водил калмык

И в Тюльери у часового

Снял, как дома, русский штык!

Благороден и велик был подвиг калмыков на полях сражений, но не менее славен и подвиг тех, кто остался дома в родной степи. Стремясь внести свою лепту в дело победы, калмыки за весь период войны в фонд помощи фронту внесли: 23 510 руб. деньгами, 1 080 голов строевых лошадей и 1 100 голов коров . Эта помощь фронту явилась еще одним доказательством высокого понимания гражданского долга калмыками в опасный для России период.

    Калмыцкое боевое знамя.

При калмыцких полках находились свои значки и знамена, сопровождавшие калмыков в прежних их боевых походах. Одно из этих знамен, бывшее в боях с 2-м калмыцким полком и уцелевшее, чтилось как святыня и хранилось в Большом Александровском Хуруле (Сюмэ) в м.Тюменевке. Считалось, что этим знаменем более 300 лет назад наши предки воевали в Зюнгарии.

Это знамя Е.Чонов, позаимствовав описания из дела архива Астраханского Калмыцкого Управления, описывает так. «Оно было шелковое желтого цвета, длина его 1,5, а ширина 2 аршина. Ленты края и середина знамени – красные. Всадник на белом коне в середине знамени – бог войны «Даиачи-Тенгри», покровитель воинов. Изображенные на знамени животные и птицы (атрибуты божества) – символ его власти, силы, могущества на небе. Знамя в левой руке божественного воина – так же символ Победоносца. Красные ветви у головы и копыт коня означают его быстрый огненный бег, а бич в правой руке бога служит для указания пути коню. Звери за плечами бога-воителя знаменуют грозное нашествие его и в то же время являются свитой, устрашающей и охраняющей его» .

Это боевое знамя во время французской кампании было пробито в 6 местах. По прибытии Тюменя в свой улус, калмыцкое духовенство справило пред полковым знаменем торжественное богослужение, после чего знамя перенесено в главное капище «Сюме», где было оставлено на хранение.

    Второй калмыцкий кавалерийский полк Серебджаба Тюменя.

«Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,

От затаенной вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца».

Джангар.

Когда калмыцкие воины прибыли к местам военных действий, генерал-лейтенант Ртищев в рапорте Александру I указал, что в полку Тюменя “…люди одеты единообразно и вооружены исправно, лошади все хороши…»

Е. Чонов приводит следующий список дел, в которых участвовал Тюменевский полк:

«В 1812г. 18 июля при разбитии под Пружанами Саксонского драгунского эскадрона; 25 июля при местечке Вильце во время удержанания неприятеля от переправы; 29 июля при отступлении наших войск от Пружан с 6 часов пополудни и в течение целых суток; 31 июля при селе Городично; 1 августа при отступлении наших войск от Городично до г.Луцка в сильном сражении; в октябре месяце при разбитии в гор. Слониме польско-литовского гвардейского полка и в преследовании неприятеля от гор. Белена до гор. Волковыци; 30 октября под местечком Висловичем; 7 ноября в сражении во время отступления наших войск на р. Муховец.

В 1813 г. 7 января при изгнании неприятеля из г.Венгрова и Ливы; в марте месяце при блокаде и покорении крепости Ченстоховой и в преследовании неприятеля до г. Кракова; 6 и 7 августа при г. Лигнице и деревне Штетнице, отсюда в преследовании неприятеля и, наконец, в сражении при деревне Крейбау Томасфельде, 8 августа при г. Бунслау, 9 августа при с. Кезырвальде, 14 августа при с. Эльгольц, что на реке Кацбахе, 15 в преследовании неприятеля к местечку Гейнау, 18 при гор. Бунцеслау, 24 в сражении при г. Герлице и при местечке Рехембахе; 7 сентября при занятии местечка Пулсниц, 15, 16 и 18 сентября под местечком Розгенгайном и Келином; 23 под местечком Велце полком истреблены два эскадрона неприятельских драгун, 4, 5, 6 и 7 октября полк участвовал в сильном сражении при г. Лейпциге – «Битва народов»; с 19 по 20 декабря при переправе через реку Рейн и при разбитии неприятеля при местечке Муттер-Штадт.

В 1814 г. 10 января между деревнями Сен-Обен и г. Минье, 17 при местечке Бриен-Лешато, 20 при Ларотьере, 30 при местечке Монмириль, 31 при местечке Шато-Тери; 2 февраля у местечек Вошан и Жуанвиль, 10 февраля при местечке Меро, 13 при г. Сезан полком разбиты два эскадрона неприятельских кирасир, 15 под гор. Мо и ус Муа разбит эскадрон мамелюков, 23 при с. Трион, 24 и 25 при г. Лион; 1 и 2 марта при сел. Труа, что близ г. Суассон, полк опрокинул целую колонну неприятеля, 13 при местечке Фершампенуазе участвовал в истреблении целого корпуса неприятельских войск, 20 прошли г. Париж, 24 в сражении у местечка Леферт. Здесь остановились».

Прибытие обоих калмыцких полков на родину произошло позже этого, а именно: 2-й Тюменя полк прибыл в свои степи и был распущен в жилища 20 ноября 1814г., 1-й же Тундутова полк – 3 января 1825г.

По возвращении на родину во 2-м полку Тюменя состояло: подполковник Тюмень 1, есаулов – 3, сотников – 3, хорунжих – 7, квартимейстер – 1, урядников – 5. рядовых – 334, писарь – 1. Всего офицеров 15, нижних чинов 340 . Кроме этого осталось в лазарете в Париже 6 человек калмыков.

За отличия в сражениях капитан Тундутов, получил золотую саблю с надписью «За храбрость», у Тюменя же список полученных им наград много длиннее. Он получил: два чина – майора и подполковника, орден св. Анны 2 ст., орден Святого Георгия 4 ст. за сражение под Лейпцигом, где им были взяты две неприятельские пушки, золотую саблю с надписью «За храбрость», орден Святого Владимира 4 ст. с бантом (им удостаивали немногих), золотые часы, прусский орден пур–лемерит, две серебряные медали за 1812 и 1814 гг. Золотую медаль на шею на Александровской ленте с надписью «За усердную службу» и чин капитана Тюмень получил в 1808 г.

7 человек калмыков 2–го полка за сражение под Лейпцигом удостоены знака отличия военного ордена 4 ст. Один из волонтеров Гоглазиных и переводчик Бочкарев произведены в хорунжие. Кроме этого, были произведены впоследствии в хорунжие два зайсанга.

«Калмыки с неустрашимой отвагой сражались и поражали неприятеля, и, проявляя редкую степень усердия и преданности Великому Государю, способствовали победам русского войска, которое установило спокойствие и благоденствие в Европе, изумленные народы которой видели калмыков в числе своих избавителей от Наполеонова ига».

После крупного сражения под Пружанами командир корпуса генерал Ламберг докладывал командованию «…в сем деле казаки отличались, но особенно калмыки…».

Второй калмыцкий полк действовал на освобождение герцогства Варшавского и Саксонии. По-прежнему воины полка проявляли исключительное бесстрашие и героизм. Так, в боях за г.Сезани полк Тюменя разбил на своем участке 3 французских эскадрона, за что 10 его воинов получили высшие награды солдатской доблести – ордена «Святого Георгия».

Овеянные славой возвращались в родные степи конники Серебджаба. Но к радости победы примешивалась горечь потерь – 221 однополчан из 576 погибли в сражениях, 6 остались в госпитале в Париже. В честь ратных подвигов живых и павших и был возведен комплекс Хошеутовского хурула.

4. Хошеутовский хурул – памятник боевому братству

русского и калмыцкого народов

Идея строительства храма Победы принадлежала младшему сыну Тюменя-Джиргалана Батур-Убуши, который так же участвовал в походе 1812 года в составе 2-го Астраханского калмыцого полка С.Тюменя. Летом 1814 года с делегацией калмыков Хошеутовского улуса он приехал в Петербург на торжества по случаю празднования победы над Наполеоном. Одним из центральных мест проведения этих торжеств был Казанский собор, ставший памятником русской воинской славы.

Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастноимсти к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях.

По возвращению из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и отчасти на средства Серебджаба Тюменя. Вокруг храма располагались в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан. Кроме того, вокруг храма разместились еще несколько культовых построек, субурганов, мани, а также кибитки служителей. Все эти постройки в целом составили монастырский комплекс Хошеутовского хурула. Основная его часть – каменный храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года – строилась в течение нескольких лет с 1814 по 1820гг.

Жительница с.Речное Гаряева Цатхлӊ (1883 года рождения) рассказывала своей внучке – Андреевой Софии Тимофеевне (ныне жительница с.Цаган Аман, 1948 года рождения) такую историю. Хошеутовский хурул поставили на месте старого деревянного храма, в котором хранилось боевое походное знамя Второго полка калмыков. Его возводили три раза. И каждый раз стены храма по каким-то причинам рушились. Гелюнги, совершив обряд, пояснили, что для создания этого хурула требуется жертвоприношение – белый конь трех лет, мальчик трех лет при условии, если он будет единственным ребенком в семье. Мальчик на коне должен был быть в фундаменте здания. Говорят, так и сделали. Мальчика с конем принесли в жертву и замуровали. Эта история передавалась из поколения в поколение. Правда ли? Никто наверняка не знает. Но с тех пор никто так и не смог разрушить стены великого храма. Однако попыток в начале XIX века предпринималось не мало. С людьми, которые пытались разрушить хурул, происходили странные несчастные случаи, в результате которых они умирали. Жители боялись осквернять эту святыню. В народе ходила молва, что их всех наказывал Бог. Местные власти за помощью обратились в г.Астрахань в вышестоящие инстанции. С Астрахани прислали по реке мощный буксир-тягач, который при разрушении хурула сел на мель. Все попытки выбраться из мели оказались тщетны. Был прислали второй тягач. Вытаскивая из мели первого, второй тягач тоже сел на мель. Так оба простояли всю зиму до весеннего половодья. Но варварства не исчезли бесследно. Были снесены боковые галереи хурула и рядом стоящие молельни. Уцелела лишь главная башня хурула. В разное время по-разному местные власти использовали уцелевшее здание хурула. То применяли его как местный клуб, то зерносклад, то какое-нибудь хранилище. И только во время горбачевской перестройки, когда религия стала обретать в обществе свое достойное место, Хошеутовский хурул оставили в покое. После 90-х гг. прошлого столетия энтузиасты несколько раз пытались решить вопрос о реставрации Хошеутовского хурула. К сожалению, этих усилий оказалось недостаточно. В настоящее время становится все больше паломничеств в Хошеутовский хурул . Люди говорят, эти разрушенные стены исполняют желание, лечат, наполняют душу спокойствием, доброй энергией, силой. Люди приходят поклониться знаменитому и великому памятнику боевого братства народов в борьбе с наполеоновской Францией, подносят дееҗ стенам живого храма .

Расположенный на левом берегу Волги он выглядел очень живописно . Комплекс Хошеутовского хурула был одним из крупнейших и отличался более сложной композицией и оригинальной архитектурой – смешанной, сочетавшей в себе слияние тибетского, монгольского и русского архитектурных стилей. «Хошеутовский храм, сохранившийся доныне (хотя и в плохом состоянии) в Заволжье, был построен по проекту, составленному Батыр-Убуши-Тюменем и Гаваном Джимбе». В этом храме сочетались архитектурные стили Петербургского Казанского собора и Джардж Кашарин Суборгана. Это было величественное по красоте и габаритам здание. Хошеутовский хурул как уникальный историко-архитектурный и культурный памятник был по достоинству оценен в XIX – начале XX столетия.

Им восхищались, его любили, о нем заботились. Кроме постоянного мелкого ремонта проводились, как известно, две крупные реставрации комплекса. Их даты – 1867г. и 1907г. – были выбиты над главным входом в храм. Возможно, именно во время первой реставрации деревянные колонны галерей были заменены каменными. А в 1907г. хурул готовили к предстоящему празднованию столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года.

Этот хурул восхищал всех, кто побывал в нем: немецкого ученого Алуксандра Гумбольдта (1829), Александра Дюма (отца,1853), русского писателя В.И. Немировича-Данченко (1900), академика архитектуры В.В. Суслова (1889) и многих других.

Здание Хошеутовского хурула за свою почти 200-летнюю жизнь сильно обветшало. Ныне только по рисункам да письменным описаниям очевидцев мы можем судить о том, как выглядел Хошеутовский хурул во всей своей красе. Из всего архитектурного комплекса уцелели лишь молельня и центральная башня, деревянные ярусы. Этот храм-памятник выдержал варварства и гонения начала XIX века, Великую Отечественную Войну, простоял в одиночестве годы ссылки калмыков. Он – душа калмыков. Гордый, забытый, гонимый, но все-таки не сломленный. Ухаживает за ним только одна пожилая приятная и добрая русская женщина, которая по собственному желанию бескорыстно пытается сохранить этот хурул. Имя ее – Валентина Константиновна Тихонова.

Хурул-памятник, о котором в народе сохранилась память как о самом святом и загадочном месте, как оказалось, нам, современным калмыкам, как будто совсем не нужно. Его забросили, его забыли, его оставили умирать…

Я считаю, сегодня в мирной жизни мы не вправе позволить себе забыть военные подвиги наших предков, забыть самый величественный и загадочный храм-памятник в нашей истории. Эту проблему необходимо решать. И решать ее надо на региональном уровне. Власти должны вспомнить о Хошеутовском хуруле, а народ сам душой потянется и поможет вернуть ему жизнь.

Заключение.

Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года хорошо освещено в различных трудах Беликова Т.И., Е.Чонова, Басхаева А.Н. и др. Однако некоторые цифры в вышеупомянутых трудах несколько отличаются. Правда в одном. Калмыцкий народ как и воины на полях сражений, так и мирные жители степи, внесли свой посильный вклад во имя победы России над наполеоновским игом. Калмыками было сформировано три полка. Каждый из которых имеет свой багаж славных ратных подвигов.

В своей работе я акцентировала внимание на 2-й полк Серебджаба Тюменя, который в память подвига живых и павших в боях, в честь победы над французами воздвиг в степи на берегу Волги одно из самых великих и прекрасный архитектурных и культурных сооружений – храм-памятник, Хошеутовский хурул. Спустя почти 200 лет после рождения великое сооружение обречено на безликое существование. Может быть, однажды ему кто-то подарит вторую жизнь? Может быть, однажды кто-то вспомнит и осознает значимость военных подвигов наших предков и реставрирует великий памятник боевой братской славы народов России.

Калмыцкие полки выступали в этой войне под общим лозунгом защиты не только калмыков, но и своего Отечества – России, что видно из песни «Маштак бодо» , сочиненной калмыцкими воинами, вступившими вместе с русскими войсками в столицу Франции – Париж. Забыть их подвиги, мужество и отвагу мы, живущие сейчас, как я считаю, просто не имеем права.

Список использованной литературы:

    Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. Ойрат-калмыки: XII-XIX вв.: История и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века. Э.: Калм.кн.изд., 2007 – 160с

    Беликов Т.И. Участие калмыков в войнах России. – Э.: Калмгосиздат.,1960-142с

    Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины.-Э.: Калмгосиздат.,1965-178с

    Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (XVII-XVIIIвв.)

    Чонов Ефим. Калмыки в Русской Армии XVII в., XVIII в., 1812г.: Очерк, статьи, биография.- Э.:Калм.кн.изд.,2006 – 142с.

    Эрдниев У.Э. Калмыки. Э.калм.кн.изд. 1985 – 282с.

    Очерки истории Калмыцкой АССР: Дооктябрьский период/ под ред. С.М. Троицкого. М.: «Наука»., 1967 – 480с

Согласно Е.Чонову, Ставропольский полк ошибочно считают составленным из калмыков, проживающих на территории г.Ставрополь, однако, как утверждает сам Е.Чонов, такое предположение в корне ошибочно.

Количественный состав 2-го полка по разным источникам немного отличается, но находится примерно в этих числах


"В Кетченерах организована банда, состоящая из 350 человек, представители которой ездили в Элисту к немецкому командованию с ходатайством принять их в их войска".

"Рано утром на второй день мы издали заметили, как в лучах солнца поблескивали соленые озера. Мотоциклы с большим трудом преодолевали километры по глубокому песку, а наш пехотный грузовичок не раз пришлось ремонтировать, хоть и ремонт требовался пустяковый.



Мы издали увидели человек 50-60 гражданских, которые работали на насыпи. Линия была однопутной, с обеих сторон тянулась песчаная насыпь. Те, кто надзирал за рабочими, при нашем появлении оторопели и не могли и слова проронить. Зато остальные рабочие с восторгом приветствовали нас. Это были семьи украинцев, пожилые люди - мужчины, женщины, которых насильственно вывезли с родины и вот уже несколько месяцев держали здесь на тяжелых работах. Многие из украинцев говорили по-немецки, нас воспринимали как освободителей" - лейтенант Юрген Шлип, командир танковой разведроты 16-й мд.
+++++++++++++++++
"В ночное время велись обстрелы противника, создавая видимость обороны. А ночами по балкам выезжали в тылы немцев. В одной из таких поездок на знаменитой "полуторке", которую оставили в стороне от дороги между Яшкулем и Красной Будкой подкрались отделением к грейдеру, по которому в это время двигалась немецкая грузовая машина. По сигналу командира она была обстреляна.
В машине была обнаружена почта, которая доставлялась в передовую часть в районе Красной Будки и уланхольского грейдера, идущего на Каспийск. Вот это трофей, настоящая удача! На рассвете возвращались в свое расположение. И вдруг из Астрахани наш разведывательный самолет АН-2, прозванный в народе "кукурузником", заметив движение машины с территории врага, приготовился к обстрелу. Тогда солдаты стали ему махать пилотками: мол, мы свои. Летчик понял, и самолет пролетел мимо.
А вот второй случай. Находясь в степи, солдаты отделения выбились из сил без еды и воды, стали глохнуть, бредить. В районе уланхольского грейдера встретили двух пешеходов, они пробирались из Кизляра в Астрахань, а в их котелках были намочены сухари и немного воды, которыми они поделились. Самым слабым солдатам стали смачивать губы ваткой, а тех, кто посильнее, направили на поиск худука. По сигналу все направились к найденному худуку в ночное время. Стали прямо касками пить воду. А на рассвете обнаружилось, что этот завалившийся худук — просто болотце. И все же оно спасло жизни бойцов" - сержант НиколаЙ Жуков,командир разведотделения.
+++++++++++++++++
В Садовом, где жили в основном русские, дело выглядело так:
"Мне шесть лет было, когда война началась. Конечно, в силу возраста я не могла понять, что это такое, и скромный быт нашего дома вряд ли чем отличался от довоенного: голод - вечный спутник ребятишек того поколения.
Немцы вошли в село Садовое - а жили мы в то время в Калмыкии - летом сорок второго. Помню, мы спрятались в подвал, когда они становились на квартиры. Не автоматов страшились, не гранат, боялись самих фашистов - ведь взрослые говорили, что они с рогами.
В скромной нашей хатенке поселились семеро немецких солдат. Видимо, статус их был невелик, потому что другие немцы жили в больших домах и по два-три человека. По соседству, в доме полицая, расположились важные чины. Они-то в основном и обижали местное население. Расстрелов, правда, не было, но последний кусок хлеба отбирали - это точно.
Нас, детишек, шестеро было, младшая, Рая еще в люльке. Бывало, напечет мама лепешек, мы сидим и слюнки глотаем, тут заявится толстомордый офицер, сграбастает все прямо из печи, мерзко так захохочет и убежит, обжигаясь хлебами.
А однажды у нас отелилась корова, но через три дня ее утащила со двора та же толстая морда, зарезали буренку фашисты и начали пировать. Остался только теленок, но чем же его кормить, коль сами с голода пухнуть начали.
Тогда один из наших постояльцев стал маму учить, кому пожаловаться. Только, говорит, меня не выдавайте. Разговаривал он по-русски плохо, но все же можно было кое-что понять. Показывал фотокарточки своих детей, и про Гитлера высказывался не очень хорошо, а когда получал паек, то обязательно давал нам шоколадку и банку консервов - таких вкусностей мы сроду не пробовали. До сих пор помню изможденное лицо этого солдата, не боялась я его совсем и даже спросила однажды: "А где же твои рога?". Он ничего не понял, а родительница пригрозила мне лозинкой."
+++++++++++++++++++++
"За спиной в 400-500 метрах невооруженный полк, штаб дивизии. Отделение не успело сменить капризные винтовки-полуавтоматы, СВП, но всем было выдано по 5 патронов, а на ручной пулемет два заряженных диска. Перед рассветом часовой курсант Бракоренко сделал выстрел, затвор винтовки заело. Я спал рядом с пулеметом. Вскочил. Он говорит: "Ползут!". Не верилось, что надо вести бой. Но я моментально поставил на пулемет диск и открыл огонь.
Куда - в темноте не вижу. Даю отдельную команду: "К бою!,Огонь!". Сам в считанные секунды выпустил весь диск. Ставлю второй, последний. Бью короткими очередями, как учили. Когда начался рассвет, вблизи окопов обнаружили убитых. Все оказались бандитами, к нашему счастью, не из регулярных войск". - Михаил Семигласов, командир отделения 1-го сводного полка 1-го АВПУ.
+++++++++++++++++++++
Вместе с тем, у немцев не все шло столь гладко. В октябре 1942 г. Элисту посетили члены Калмыцкого национального комитета Ш.Балинов и С.Балданов, прилетевшие специальным самолетом из Берлина. В своем отчете о командировке в ведомство А.Розенберга Балинов писал:
"По вопросу об отношении к советской власти, к большевистскому режиму калмыки делятся на две неравные части:
а) старое поколение, примерно, люди старше 35 лет, почти без исключения резко антибольшевистски настроено,
б) младшее поколение такой резкой вражды к советской власти не имеет, а в некоторой своей части ей даже сочувствует. Понятно, это сочувствие теперь открыто не выражается. Разумеется, есть, конечно, среди калмыков небольшой процент убежденных коммунистов, действующих активно. Они ушли с советской властью и там работают."
+++++++++++++++++++++++
Ветераны 28-й и 51-й армий отмечали для себя бои с эскадронами Долла. Вот что говорит один из наших ветеранов:
"В конце июля 1942 года мы стали подступать к Сталинграду, и воевать пришлось не только с немцами, но и с калмыками, которых баи и немцы заставляли воевать против Советской Армии. Они были прекрасные наездники, их маленькие лошадки по колено в песке, там ведь степь кругом, только так тащили сорокопятки. Стали эти калмыки здорово досаждать нам с тыла, нам нужно было вперед идти, а они не пускали.
Я очень лошадей любил и с детства умел с ними обращаться. Однажды поймал одну дикую, а начальник штаба приказал ее объездить. Я к тому времени был уже секретарем комсомольской организации роты. Как-то в разговоре с начальником штаба предложил план окружения досаждавшей нам группы калмыков, он план одобрил.
Устроили мы засаду, и перед утром появился калмыцкий обоз. Многих мы тогда поубивали, лошадей и технику отобрали. За эту операцию получил я свою первую боевую награду, медаль "За боевые заслуги".
++++++++++++++++++++++++++
Сводка о результатах рейда группы Гермашова:
"Выйдя 15 октября 1942 года из Нарын-Худука, группа к концу октября прибыла в район своих действий. По пути следования были захвачены и расстреляны староста одного из поселков и несколько полицейских, уничтожены немецкий обоз и несколько автомашин с зерном, при этом были уничтожены полтора десятка немцев. Были совершены несколько налетов в городе Элиста, в том числе на кухню и столовую штаба немецкой дивизии.
В первых числах ноября группа обнаружила немецкую разведку в составе 28 человек, приняла бой, в котором уничтожила 17 немцев. Сама группа потерь не имела. В тот же день командование немецкой дивизии направило на ее уничтожение более 300 солдат и офицеров, которые прибыли на 15 автомашинах и окружили группу. Завязался ожесточенный бой, в котором было уничтожено много солдат противника, о чем со злобой рассказывали сами немцы. Превосходство противника было десятикратным. Когда кончились боеприпасы, бойцов группы, оставшихся в живых, захватил противник. Их доставили в гестапо и после допроса расстреляли. Большинство из них, как в бою, так и на допросах, вели себя мужественно, стойко и героически."
++++++++++++++++++++++++++++
Аналогично погибли группы Коломейцева и Яковлева.
"Диверсионно-разведывательная группа С.А. Коломейцева в составе 16 бойцов, из них русских - 4 человека, калмыков 12 человек. Вооружение: автоматов - 5, винтовок - 11, револьверов - 2, патронов ко всем видам оружия - 4000, противопехотных мин - 209, взрывчатки (тол) - 38 кг. Продовольствие (сухой паек) - на 15 суток. Район действия Таван-Гашун, дополнительный район - Хундук Хагота.
По прибытии в заданный район дислокации, группа развернула боевые действия. На дороге Яшкуль-Утта она подорвала несколько автомашин с имуществом и солдатами противника. На аэродроме в Яшкуле были подорваны и сожжены пять истребителей "Мессершмит-109". После чего, преследуемая эскадроном калмыцких легионеров и подвижными отрядами немцев, в течение нескольких дней вела ожесточенные бои с преследователями. Дальнейшая судьба группы неизвестна."
++++++++++++++++++++++++++++++
Из дневника советского офицера, участвовавшего в одном из рейдов:
"27 ноября. Мы находимся в поселке Улан Туг. Здесь мы уже сталкивались с немцами. Я реквизировал теленка, двадцать кур и кое-что еще. Мы расстреляли семерых предателей Родины, среди них младший лейтенант Филиппов, лейтенант Монахов и сержант Рыбалко. Так им и надо! Мы поступим так с каждым, кто поднимет руку на свою Родину. В конце концов, я же старший офицер, заместитель командира отряда и начальник разведки. Я буду сражаться до последнего вздоха.
29 ноября. День был неудачным. Мы пошли из Улан Туга в поселок Плавинский за водой… На обратном пути мы попали на наши мины, которые сами установили (десять мин). Два человека погибли, еще двое были тяжело ранены… У нас нет хлеба, зато много мяса и каши.
7 декабря. В нашем отряде нет порядка. Командир отряда Васильев ведет себя не так, как ему следует. Он отстранил меня от должности заместителя командира отряда и начальника разведки и назначил командиром одного из подразделений. Это понижение.
14 декабря. Я отправился в Коровинский, чтобы раздобыть для себя лошадь. Там я присоединился к другому отряду для участия в операции против калмыков.
18 декабря. Мы добрались до настоящих немцев. Мы задержали двух предателей. Я лично расстрелял одного из них.
20 декабря. Немцы обнаружили нас. Наши припасы на исходе. Нас окружили, но нам с боями удалось прорваться.
21 декабря. Нас преследуют. Стычки происходят снова и снова. Я убил немецкого офицера и полицая. Мы уничтожили около пятидесяти немцев и казаков.
28 декабря. Мы движемся в направлении поселка Черный Рынок.
30 декабря. Мы прибыли в Черный Рынок и ожидаем наше начальство из Кизляра."

Судьба калмыцкого народа, также как и русского, да и других малых и больших народов бывшего Советского Союза непроста и нелегка. Калмыки, находясь в составе российских казачьих и иных войск (про донских калмыков-казаков пост можно прочитать по ), участвовали во множестве войн, пережили все революции, гражданскую войну, вторую мировую, депортацию и многое другое. В результате часть калмыков живет сейчас в России, часть в Синьцзяне (КНР), часть в США.

Калмыцкая диаспора появилась в США более 50 лет назад и состоит из калмыков трех волн российской эмиграции. Ядро диаспоры составляют калмыки, предки которых покинули Россию после гражданской войны, главным образом в составе казаков Войска Донского. В диаспору входят также калмыки, покинувшие СССР во время второй мировой войны. И, наконец, третья, совсем молодая часть диаспоры - это эмигранты смутного времени 90-х годов. В Америку калмыки первой волны эмиграции выехали в 1951 году из Германии, где они жили в лагерях для перемещенных лиц под Мюнхеном. Сейчас в США живет по приблизительным подсчетам около двух тысяч калмыков. Вначале они поселились в Нью Джерси, в небольших городках Хауэлл, Нью Брансвик и в полуторамиллионной Филадельфии (штат Песильвания). Интересные фотографии американских калмыков - участников войны во Вьетнаме и Афганистане опубликованы на странице пользователя сети Facebook Ben Moschkin .


Штаб-сержант Валерий Чулчатшинов (1947-1967). 101-я воздушно-десантная дивизия США. Погиб во Вьетнаме

Мегмер "Майк" Мошкин. Стрелок-пулеметчик вертолета. Снимок сделан во Вьетнаме. 1965 год

Мегмер "Майк" Мошкин. 27-й пехотный полк 25-й пехотной дивизии. 1966 год. Вьетнам


Улюмджи Кичиков (за пулеметной турелью). 11-й бронекавалерийский полк армии США. 1966 год. Вьетнам

Лиджи Арбаков


Джиграл "Джерри" Делекаев. U.S. Army 1970-71, MAC-V HQ

Майор Джордж Аников (1971-2012) Корпус морской пехоты США. Погиб в Афганистане


Майор Джордж Аников в Афганистане









Памяти майора Аникова

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки - мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) - выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко . Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков - это 21,4% численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов . При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

В продолжение темы:
Отношения

Необыкновенное. Загадочное. Непостижимое. Диковинное. Невиданное. Чудесное… Богат набор слов, означающих неведомое. И действительно, разве мало в нашей жизни, в истории...

Новые статьи
/
Популярные