Возрастные особенности детей 15 16 лет. Особенности психологии ребенка — советы для родителей. Изменения когнитивной сферы подростка

Статья предназначена для педагогов и мастеров работающих с подростками 15-16 лет, 1 и 2 курсы. Подробно описаны особенности данного подросткового возраста. При изучении и анализе представленного материала, мастер или преподаватель имеет возможность подобрать образовательные технологии наиболее эффективно отвечающие требованиям урока или практического занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ОБУЧАЮЩИХСЯ 15 – 16 ЛЕТ

Мастер ПО Акинтьева Т.В.

Санкт – Петербург

2016

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое отражение в стиле мышления.

Тогда как период первичной социализации в основном связан с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, вторичная социализация предполагает творческое преобразование среды и большую включенность когнитивных механизмов.

Период старшего подросткового возраста, 15-16 лет, является одним из важнейших этапов вторичной социализации. В этот период формируется мировоззрение личности, ее представление о смысле жизни и собственном предназначении. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся определяющими для ценностной базы человека.

На этапах жизненного пути, в течение первичной и вторичной социализации различна и значимость агентов социализации. В период первичной социализации, в младенчестве главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, начальная школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда индивид входит в новые секторы своего общества, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения, школа), сообщества, средства массовой информации.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

Анализ группы показателей психологического состояния подростков в социуме, их мотивационно-ценностных ориентаций и восприятия действительности показал:

1. Оценка подростками той части действительности, которая направлена на их интеллектуальное развитие, характеризуется противоречивостью. С одной стороны, обнаружена завышенная самооценка по сравнению с объективным уровнем соответствия их поведения нравственным нормам. Например, оценка ими качественных сторон организованной познавательной деятельности свидетельствует о нежелании перемен в своей познавательной деятельности, что не свойственно данному возрасту.

2. Значимые для интеллектуального развития мотивационно-ценностные ориентации современного подростка характеризуются перемещением из области познавательной деятельности и развития своей личности в область общения, а также в область сугубо процессуальных сторон познавательной деятельности и развития своей личности в область общения, а также в область сугубо процессуальных сторон познавательной деятельности, что не соответствует объективным особенностям развития в данном возрасте.

Дети подросткового возраста 15-16 лет включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе, в общественных организациях. Изменяется и фактическое место в семье и среди сверстников. У подростка значительно расширяется сфера деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Существенной особенностью старшего подростка (15-16 лет) остается особая форма познавательной деятельности, активно сочетаемая с производительным трудом . Это имеет важное значение, как для выбора подростками профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск своего места в жизни

Креативный подход создает множественность вариаций при выборе цели, мотивов, средств их достижения. Гибкость, творческость мышления позволяет уходить от застревания на нерешаемой проблеме или эмоции, сохраняя психическое здоровье подростка и гарантируя движение в развитии.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти . Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от заучивания. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения . Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, музыку, конструируют и т.д.

Существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Сегодня есть множество подходов к определению креативности (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание). Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы запросам всех исследователей.

Несмотря на различные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывают с изображением чего-то нового (для личности и для общества). В целом можно сказать, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; такая способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.

Выполняя творческие задания на занятиях, при том, что задания несут четкие требования к их исполнению, подросток получает уникальную возможность самореализоваться, избавиться от многих подростковых комплексов, обрести уверенность в себе и четче определиться со своей будущей профессией.


Слово «подросток» давно в нашем обществе ассоциируется с бунтарством, агрессией и непониманием. В этом возрасте любой человек действительно переживает кризис. Меняется все – и тело, и мировоззрение, и восприятие. Какова же она – психология подростка? Что следует знать окружающим, да и самому юному созданию? Давайте разбираться вместе.

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

  • Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
  • Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
  • Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
  • Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей. Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
  • Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу. Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.

Физиология

На поведение подростка в большой степени влияют его физиологические изменения. Первые перемены наблюдаются уже в 7-10 лет. Организм начинает подготовку к будущим интенсивным преобразованиям. Активно растут конечности, формируется зрелость двигательных функций, которая со временем начинает совершенствоваться. Увеличивается способность к концентрации внимания, развивается логика и память, совершенствуется речь, формируется сфера эмоций. Происходит окончательная смена молочных зубов на постоянные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о половом созревании. Подростки впервые сталкиваются с различными физиологическими процессами, которые начинают протекать в их организме. Порой, им сложно смириться с новым собой. Идет сложный период адаптации, привыкания и понимания. У девочек начинаются менструации и активно формируются молочные железы. Необходимо носить бюстгальтер, а это так непривычно и неудобно. Происходит первое знакомство со средствами личной гигиены, которые доставляют дополнительный дискомфорт. Добавьте к этому страхи и опасения, что кто-то увидит или узнает о прокладке. Становится понятным, почему девочки так капризничают и даже не хотят выходить из дома. У мальчиков начинаются ночные поллюции – выбросы спермы. Также происходит деформация голоса, что тоже вызывает свои стеснения. У обоих полов возможна угревая сыпь из-за чего возникают чрезмерные беспокойства о внешности.

Важность возраста

Так как пубертатный период (половое созревание) охватывает несколько лет, то рассмотрим подробнее каждый возрастной год. Психология подростка 12-ти лет и психология подростка в 16 лет сильно отличаются.

  • 12 лет. Период первых значительных внутренних и внешних перемен. Родителям 12-леток стоит более внимательно и терпимо относится ко всем нюансом поведения своих детей. Начинается пристальное внимание к своей внешности, капризный выбор одежды. Девочки пробуют экспериментировать с косметикой. Ко всем этим интересам нужно относиться с пониманием, выслушивать ребенка, по возможности идти на встречу, терпимо и мягко объяснять причины своего несогласия. Также будьте готовы к тому, что ребенок становится очень чувствительным к мнению окружающих.
  • 13 лет. Так называемый подростковый рассвет. Активно меняется гормональный фон, что отражается на настроении. Появляется безудержное желание отстаивать свое мнение и свои желания. Стоит поддержать эти стремления к самостоятельности, которые в дальнейшем помогут более плавно перейти во взрослую жизнь. Родителям нужно проявлять мудрость и исключить давление на ребенка. Также, не редко в 13 лет появляется повышенное сексуальное влечение. Не нужно пугаться, если подросток активно интересуется темой секса. Удовлетворяйте, по возможности, его интерес.
  • 14 лет. В этом периоде подростковая психология характеризуется осознанием себя как личности. Взрослым кажется, что ребенок делает специально все наперекор, но это не так. Подросток не ставит себе целью разозлить родителя, он просто сам не понимает, что для него действительно важно. Для него главное выделиться и показать, что он не такой, как все. Взрослым необходимо понимать, что ребенок не преднамеренно так поступает, это особенности его возраста.
  • 15 лет. Общение со сверстникам выходит на первостепенный план. Подростком движет огромное желание быть принятым в своем кругу. Появляется много щекотливых тем и волнующих вопросов, о которых с родителями не всегда подросток может поговорить. Если взрослые вовремя замечают происходящие изменения и уважают стремления ребенка к контактам со сверстниками, то проблемные моменты в воспитании будут сведены к минимуму. Подросток будет слышать своих родителей и охотно идти далее на компромисс.
  • 16 лет. Заветный путь к совершеннолетию. В этом возрасте главными становятся отношения с противоположным полом. Многие подростки сталкиваются с первым сексуальным опытом, который не всегда бывает удачным. Это влечет свои разочарования и депрессии. Родителям стоит проявить максимум понимания и поддержки. К 16 годам необходимо полностью посвятить ребенка в тему секса, дать ему понять, насколько это ответственно и к каким последствиям может привести. Наряду с этим подросток начинает интересоваться философией. Его мировоззрение заметно меняется. 16 лет – это пик эмоционального развития. У подростка много желаний и веры, он на многое способен. Все планы кажутся радужными и доступными.

Кризис подросткового возраста

Психология подростка обширна и многогранна. Существует определенный кризис данного возраста. Кардинально меняются взаимоотношения с окружающими людьми, появляются повышенные требования к себе и взрослым, остро проявляется бунт против отношения к нему, как к маленькому ребенку. Поэтому для поведения становятся характерными такие черты, как неуправляемость, грубость, игнорирование слов взрослых, замкнутость в себе. На личность подростка влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это продолжающийся контроль взрослых, опека, которые кажутся подростку чрезмерными. Он желается освободиться от надоедливой заботы и самостоятельно принимать решения. Ребенок попадает в сложную ситуацию – он действительно стал более взрослым, но его поведенческие черты еще детские. Поэтому взрослым сложно воспринимать подростка равным себе. Но родителям стоит стремиться изменить свое отношение к подросшему чаду. В этом поможет создание дружеской доверительной атмосферы. Дайте понять сыну или дочери, что вы всегда рядом, когда это необходимо.

К внутренним факторам относятся изменения в физиологии и психологии подростка. Появляется усиленное стремление к личностному совершенствованию, ребенку обязательно нужно самоутвердиться и самовыразиться. При этом требования к себе все растут, наблюдаются чрезмерные недовольства собой, обвинения в собственной несостоятельности. Подростку сложно справиться с внутренним напряжением, он склонен к конфликтам и агрессивным вспышкам.

Наряду с этим остро проявляются поведенческие изменения. Подросток желает многое испытать, появляются склонности к риску. Его притягивает то, что раньше было под запретом. Именно в этот период проходят первые пробы закурить и выпить алкоголя. Также меняется психический статус и происходит духовный рост. Не редко наблюдается потеря идентичности с самим собой. Ранние представления о себе не совпадают с сегодняшним образом. Такая противоречивость может приводить к сомнениям, страхам и угнетающим мыслям.

Каждый из нас проходил свой подростковый период. Для кого-то он был гладким, для кого-то не очень. В любом случае к подростку необходимо относится очень осторожно и терпимо. Стоит только задуматься, как им тяжело мириться со всеми происходящими изменениями. Тогда наступает понимание их, порой, неадекватного поведения.

Если в 11-13 лет на поведение подростка в значительной степени влияет , которое во многом держит его в заложниках, то психология подростка 14-15 лет уже меньше зависит от гормональных взрывов, т.к. процесс полового созревания замедляется, приближаясь к завершающей фазе.

Именно поэтому его внимание устремляется во вне, т.е. в 11-13 лет он будет замыкаться, считая, что его никто не понимает и объяснять окружающим что-либо просто бесполезно. Кстати, если процесс протекает сложно, то могут иметь месть внутриличностные конфликты и неадекватная реакция на вполне обычные ситуации (отсюда и нежелание впускать в этот непростой встревоженный внутренний мир посторонних). А в 14-15 лет внимание подростка уже концентрируется на внешнем мире.

В 14-15 лет начинается переход от подросткового возраста к юношескому, от негативного возраста к позитивному. Может быть, поэтому, взрослеющие дети очень часто размышляют о смысле и значении жизни. Однако из-за потери душевного равновесия и нервного перенапряжения, связанного с отсутствием чёткого понимания того, что их ждёт в жизни, возможны нервные срывы. Самым важным для подростка 14-15 лет становится его внешний вид и то, что окружающие думают о нём. Если взрослые допускают обидные замечания по поводу речи или каких-то особенностей во внешности, то это будет чревато бурным конфликтом.

Максимализм и самостоятельность суждений и поступков в этом возрасте проявляется особенно ярко, особенно, когда речь заходит о принятии или непринятии определённой точки зрения (чужой). Подростки 14-15 лет начинают активно бороться со всем миром за собственные убеждения, привязанности, могут отстаивать свою позицию только для того, чтобы сообщить всем, что у них есть другая точка зрения.

В этом возрасте отношения с ровесниками становятся особенно значимыми, авторитет родителей сводится к нулю, хотя это зависит от уже сложившейся степени доверительности в отношениях. Но всё-равно друзья выходят на первый план. Всё между ними становится тайной и секретом, и высшей степенью доверия будут награждены только лучший друг или подруга.

Риск максимализма у подростка 14-15 лет

В своём максималистском отношении и к друзьям подросток рискует потерять их, но в этот период времени риск воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Самое интересное, что психология подростка 14-15 лет характеризуется с одной стороны стремлением к независимости и бесконтрольности, а с другой стороны, самоограничением и самоконтролем. Именно в этот период он выстраивает перспективы и готов строить планы на будущее, но они всегда соответствуют именно его системе ценностей.

В это время подростки активно ищут свой идеал, стиль поведения, внутренний мир и образ жизни которого ими приветствуется. Однако сами они не будут стремиться ему подражать, а вот требовать от других соответствия этому идеалу будут. Если же окружающие не стремятся к подобному подражательству, то это вырабатывает в подростке мнение, что они негативно относятся к его идеалу и к нему самому тоже.

Обычно психология подростка 14-15 лет и его поведение напрямую зависят от его желания утвердиться в группе, к которой он принадлежит, причём, ему важно завоевать в ней уважение и авторитет. Желаемый статус в этой группе он определит сам, причём, это будет соответствовать его завышенной самооценке. Кстати, адекватная самооценка практически не встречается в этом возрасте ни у кого из них. Если она завышена, то как правило, помогает подростку справляться с теми трудностями, которые типичны для этого возраста. Если занижена, то негатив будет усугубляться, кстати, вызвана она или неблагополучной обстановкой в семье, или психотравмой. будет обсуждаться в следующей статье, и там можно будет заметить разницу между этим возрастом и том, о котором мы говорим сейчас.

Подростки 14-15 лет видят только ближайшие результаты принимаемых ими решений и совершаемых поступков. Самой распространённой причиной конфликтов с родителями в этом возрасте (вздохните, уважаемые взрослые, это неизбежно) является то, что подростки готовы рассматривать только ближайшие перспективы их будущего или их деятельности, а мамы и папы стараются сконцентрировать внимание отпрысков на отдалённых, что в принципе делать нужно, но бесполезно.

Если у вас возникли вопросы по теме этой статьи, не стесняйтесь задавать их в комментариях.

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Психология подросткового возраста имеет много особенностей. Это несомненно сложный и важный период для детей и их родителей. Как понять ребенка, быть в хороших отношениях и поддерживать его?

Мы постараемся помочь вам найти ответы на эти и другие вопросы.

В большинстве случаев, подростки 16 лет умеют рассуждать по-взрослому, спорить, аргументируя свою точку зрения, строить логические цепочки, предугадывать возможный ход событий и т.д. У него сформировано мировоззрение и нормы поведения, однако он еще ищет себя и очень наивен.

Поведение шестнадцатилетнего подростка, его отношения с близкими и друзьями тесно связаны с тем, как он провел предыдущие годы жизни

Он может быть спокойным и вести себя как полноценный, но неопытный взрослый. Или бунтовать, уходить из дома, попадать в сомнительные компании и т.п. Одна из основных причин таких действий - то, что ребенок не нашел понимание и утешение в семье. Также причиной может быть и поиск себя.

Подросток и деньги

Финансы несомненно нужны. Однако, при первой же просьбе давать деньги не стоит. У него может быть определенная сумма на карманные расходы, этого достаточно. Так он научиться правильно распределять деньги и знать им цену.

А заниматься развитием финансовой грамотности, если вы не сделали этого раньше - обязательно. Это удобно и интересно делать на практических курсах по финансам. Вы можете вместе с выбрать интересную ему стажировку или подработку, поближе познакомить сына или дочь с вашей работой.

Имея свои заработанные деньги в кармане, он будет чувствовать себя увереннее и самостоятельнее, увидит собственные возможности

Строгость и контроль в воспитании

Одна из идей воспитания человека, суть которого состоит в том, что чем старше ребенок, тем

Это постепенный процесс превращения ребенка в полноценного самостоятельного человека.

Сейчас он уже имеет много прав и обязанностей. Его не сильно контролируют, он умеет принимать решения. Появляется чувство ответственности, что хорошо готовит тинэйджера к взрослой жизни.

5 советов о том, как разговаривать с подростком о половом созревании и сексе.

Говорить о половом созревании в 16, возможно уже поздно, но все же стоит открыто и подробно обсуждать вопросы полового воспитания, контрацепции, об уважении к своему телу, узнавать о мнении школьника по этим вопросам.

  1. Аргументируйте и объясняйте подробно свое мировоззрение, но не навязывайте.
  2. Расскажите об ИППП (Инфекции, передаваемые половым путем). Лучше если об ИППП не только расскажете, но и покажете наглядные примеры.
  3. Дайте понять, что вы готовы отвечать на вопросы.
  4. Покажите негативные последствия необдуманных действий.
  5. Будьте доступны и открыты
  6. Дайте четко понять ваше мировоззрение. Иначе он может легко поддаться любому давлению. А почему бы и нет?

Будет хорошо, если вы найдете подходящую книгу, отражающую ваше мнение и хорошо все объясняющую. Изучите её вместе или дайте на самостоятельное прочтение, а позже обсудите.

Частые ошибки родителей в воспитании мальчика и девочки

Строгость в воспитании дочери

Не стоит держать её в сильной строгости - нужно говорить, объяснять и быть в курсе жизни

Не стоит отталкивать друзей, какого бы пола они не были - нужно слушать и помогать делать выбор

Если хотите узнать поближе друзей ребенка, то пригласите их на совместный просмотр фильма или чаепитие

Не плачь ТЫЖМУЖИК или «Мужики не плачут»
Это один из способов воспитать жестокого, бесчувственного и при этом несчастливого человека. Мальчику важно понимать и уметь проявлять свои чувства. Так он будет только сильнее и лучше. Ему нужна поддержка, помощь и родительская теплота не меньше, чем девочке.

Если у вас 2 ребенка
Никогда не принимайте одну из сторон. Вы можете позже обсудить ошибки, но конфликты дети должны решать сами. Защищая кого-то, говоря: «Он меньше» или «Она девочка» и т.п., вы только усилите ненависть друг к другу и чувство конкуренции.

6 самых распространенных проблем в 16.

  • Самоопределение. Поиск себя. Выбор профессии и будущего в целом.
  • Экзамены и давление со стороны учителей.
  • Давление со стороны семьи и друзей.
  • Любовь, возможно невзаимная
  • Буллинг или кибербуллинг.
  • Комплексы. Неуверенность в себе
Как помочь подростку?

Будьте рядом.

Советуйте, но не читайте нотации.

Обратите внимание на интересы ребенка. Помогите ему раскрыть себя, увидеть свои сильные стороны.

Слушаете, сочувствуйте и разрешите выговориться, если он в этом нуждается. Найдите его язык любви и используйте часто (это могут быть слова, прикосновения(объятия), время, подарки, помощь).

Любите и показывайте свою любовь.

Научите ребенка говорить: «Нет». Уважайте это

Помогайте решать проблемы. Если у ребенка лишний вес, то скрывать это нельзя. Вместе не ешьте сладкое и после шести, занимайтесь спортом, это поможет ему стать стройнее, сильно укрепит ваши отношения с ним. При необходимости обратитесь к диетологу.

Верьте в него - подросткам очень важно чувствовать в беспрекословную любовь и поддержку родителей.

Мнение подростков 16 лет по важным вопросам

Расскажи о твоих отношениях с родителями и о том, счастлив лит ты.

«Мой отец - это тот, с кем можно посоветоваться. Он мой наставник. А мама - та, с кем весело и можно посмеяться. «Я чувствую себя счастливым»

«У меня очень хорошие отношения с родителями. Мама -моя подруга, но мне не нравиться, что иногда ведет себя как подросток» . «Я чувствую себя счастливой.»

«У меня не очень хорошие отношение с родителями, но я благодарна маме за то, что она меня слушает, пытается понять, поддерживает (или пытается, по крайней мере) и проводит со мной время». «Я чувствую себя отчасти счастливой»

«Родители не желают слушать меня! Мое мнение для них, к сожалению, ничего не значит. Может быть они и бывают правы, но знаете, когда они что-то запрещают, я очень хочу это сделать, доказать, что я хоть на что-то способна, я чего-то стою. Жду, когда съеду от них». «Я не могу сказать, что счастлива»

«Отца я видел последний раз в семь лет. И я его ненавижу. Я так боюсь быть похожим на него. Из-за этого, я ненавижу и себя. Я невольно обижаю свою мать, хотя люблю ее. Она всегда приказывает и очень редко хвалит меня. И это огорчает. Очень часто мне кажется, что я хуже всех. Что я ничтожный»

Скажи своё мнение о мате и о вредных привычках

«Не люблю материться. И сама мат в лексике употребляю редко. Часто мат отталкивает. С пониманием отношусь ко всем. Для меня алкоголики, наркоманы, это люди, которые в попытках заглушить боль, стали рабами. Люди, скованные цепями зависимости. А я не хочу зависеть от чего-либо»

Дай советы своим родителям или всем родителям подростков

Любите своих детей, искренне. Слушаете их.

Мы нуждаемся в вашем совете, но нам нужна свобода.

«Очень хотелось бы что бы родители воспринимали меня как взрослого, слушали и учитывали мое мнение, а не относились как к собаке, которой говорят «сидеть» и он сразу сядет. Тогда я, скорее всего, была бы более послушной»

Родители, говорите приятные слова своим детям и любите их. Постарайтесь быть более внимательным. Прощайте их. Они вас любят

15 советов от психологов для родителей шестнадцатилетних подростков

  1. Наставляйте, вместо того чтобы читать нотации. Постарайтесь слушать и искренне понимать ребенка, а после давать советы.
  2. Показывайте пример на себе. Нельзя требовать от тинэйджера то, что вы и сами не делайте
  3. Покажите реальные примеры из жизни. О сексуальной жизни, курении, алкоголе, о наркотиках или т.п. Важно увидеть негативные последствия, и чем ярче будет пример, тем лучше запомнится. Пусть к верному выводу он придет сам.
  4. Давайте шанс на ошибку.
    Предупредите о возможных последствиях, но выбор ребенок должен делать сам и неважно идет речь о выборе одежды или учебного заведения. Он должен делать ошибки и это нормально. Просто будьте рядом, и все будет хорошо
  5. Медленно обучайте самостоятельности. Не стоит делать все за ребенка, а потом резко повесить всю ответственность на него. Плавно и медленно обучите самостоятельности. Если не получается сделать это в семье - мотивационные курсы - хороший вариант.
  6. Любите и не скрывайте своих чувств. Ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее.
  7. Поддерживайте. Не скупитесь на комплименты
  8. Слушайте и искренне интересуйтесь, задавая вопросы не такие, как «как дела?», а более глубокие, «Как ты сегодня себя чувствуешь?» «Как твои отношения с Сашей?» «Что заставило тебя улыбаться сегодня?» т.п. Делитесь, общайтесь, как с другом. Слушайте. Если не хочет общаться, то дайте время и попробуйте снова.
  9. Обнимайте. Если ребенку это нравиться, а если нет - уважайте его границы
    Не настаивайте на откровенности, создайте комфортную атмосферу.
  10. Расставьте границы с четкими условиями
    Неправильно: «Не приходи поздно домой» Правильно: «Будь дома не позже 11»
    Если не получилось, узнайте причину, и дайте понять, что это повториться не должно
  11. Посвящайте ему время. Пойдите в кафе, по магазинам - туда где будет хорошо всем. Посмотрите вместе с обсудите кино. Если ему плохо, он не хочет с вами говорить, можете включить фильм, купить разных вкусностей и вместе провести время.
  12. Делайте иногда приятные сюрпризы.
    Они должны быть не частыми, но приятными.
  13. Помогайте. Не делайте работу за него. Но будьте готовы объяснить и помочь. При этом не всегда стоит давать выход из сразу. Более мудрым решением будет задать правильней вопрос, который приведет вашего сына или дочь к ответу.
  14. Имейте своё время, свои границы, свои чувства и свое увлечение
    Если тратить хотя бы 1-3 часа в день на себя и свои увлечения, можно отдохнуть и быть более счастливым.
    Ребенок будет сильнее уважать вас. Хобби сделает вас не только родителем, но и отдельной личностью.
    Это создание границ. Привычка постучаться в дверь и спросить разрешения, чтобы войти после в вашу или его комнату, сделают ребенка более понимающим к окружающим и к себе. Ведь вы показывайте, что каждый имеет право на личное пространство.
    Говорите о том, что у вас свои дела, или вам нужно отдохнуть, а после чаепития вы с радостью уделите время ему.
    Когда вы ставите границы, важно соблюдать их одновременно
  15. Говорите о своих чувствах вместо обвинений. «Ты где была!!!?» - «Я очень переживала за тебя»
    «Как ты смеешь...» - «Твой поступок меня расстроил разочаровал» и т.п.
    Это укрепит отношения и вместо криков, истерик и непонимания вы получите сочувствие, хотя может не сразу, и попытки изменить ситуацию.

Помощь в воспитании подростков - курсы в центре К.О.Т.

Очень часто в возрасте 16 ти лет дети нуждаются в дополнительной поддержке, уверенности, им необходимо получить дополнительные важные для жизни навыки. Их психология имеет много нюансов.

И не всегда родители могут помочь, порой требуется помощь со стороны. В этом случае - надёжный вариант решения вопросов. Профориентация, общение и уверенность, бизнес и финансовая грамотность - выбор огромный.

В нашем центре разработаны эффективные интересные программы, ведущие - специалисты по работе с подростками. Кроме того, участников тренингов ждут интересные знакомства и новые друзья, поддержка и помощь.

Выберете вместе в вашим ребенком , и он скажет вам спасибо. Потому что так не просто в 16 понять себя, других и найти своё место в жизни.

В продолжение темы:
Тесты

Сонник XXI века К чему снится Вешалка и что означает: Приснившаяся вам вешалка – символ преодоления нелегких препятствий, вашего успеха в достижении цели. Вешать на нее вещи...

Новые статьи
/
Популярные