Виды санитарно гигиенической обработки пациентов полная частичная. Алгоритмы санитарной обработки пациента. З. Алгоритм гигиенической обработки в постели

Санитарная обработка необходима, прежде всего, для предупреждения внутрибольничной инфекции.

Санитарно-гигиенической обработкой пациента руководит медицинская сестра.

В смотровом кабинете больного раздевают, осматривают на выявление педикулёза и готовят к санитарно-гигиенической обработке. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, термометр на стене (температура воздуха в смотровой должна быть не ниже 25 °С).

Этапы санитарно-гигиенической обработки больных.

  • * Осмотр кожных и волосяных покровов больного.
  • * Стрижка волос, ногтей, бритьё (при необходимости).
  • * Мытьё под душем или гигиеническая ванна.

Осмотр кожных и волосяных покровов больного

Осмотр кожных и волосяных покровов больного проводят с целью выявления педикулёза (вшивости). Могут быть обнаружены различные виды вшей (головная - поражает волосяной покров головы; платяная - поражает кожные покровы туловища; лобковая - поражает волосистую поверхность лобковой области, волосяной покров подмышечных впадин и лица - усы, бороду, брови, ресницы. Наличие гнид (яиц вшей, которые приклеиваются самкой к волосу или ворсинкам ткани) и самих насекомых; зуд кожных покровов; следы расчёсов и импетигинозные (гнойничковые) корки на коже.

В случае выявления педикулёза проводят специальную санитарно-гигиеническую обработку больного; медицинская сестра вносит запись в «Журнал осмотра на педикулёз» и ставит на титульном листе истории болезни специальную пометку («Р»), а также сообщает о выявленном педикулёзе в санитарно-эпидемиологическую станции.

Если педикулез не выявлен, медицинская сестра помогает пациент у раздеться, затем заполняет в двух экземплярах «Приемную квитанцию» (форма № 1-73), где указывает перечень вещей, их краткую характеристику. Один экземпляр квитанции вкладывает в «Медицинскую карту стационарного больного», второй -- прикрепляет к вещам, отправляемым в камеру хранения.

Затем пациент в сопровождении сестры переходит в ванную. Мытье пациента может проводить младшая медицинская сестра или санитарка под наблюдением сестры. В зависимости от состояния больного санитарная обработка может быть полной (ванна, душ) или частичной (обтирание, обмывание). Моют больного мочалкой с мылом: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, паховую область, промежность.

Продолжительность процедуры не более 20 минут. Присутствие медсестры при этом обязательно, она всегда готова оказать первую медицинскую помощь при возможном ухудшении состояния больного.

Для выполнения обтирания больной укладывается на застеленную клеенкой кушетку. Губкой, смоченной теплой водой, обтирают шею, грудь, руки. Насухо вытирают эти части тела полотенцем и прикрывают их одеялом. Таким же образом обтирают живот, потом спину и нижние конечности.

После санитарной обработки больному одевают нательное больничное чистое белье, халат (пижаму), тапочки. Иногда разрешается пользоваться собственным бельем, смена которого должна производиться по графику больницы.

Все данные по обработке поступившего больного необходимо записывать в историю болезни, чтобы палатная медсестра могла через 5-7 дней произвести повторную обработку.

При тяжёлом состоянии больного его доставляют в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии без санитарно-гигиенической обработки.

Тема 18.

ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ, САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА И ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО РЕЖИМОВ. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА МЕДПЕРСОНАЛА

Функции приемного отделения педиатрического стационара

Приемное отделение является структурным подразделением детской больницы.

К основным функциям приемного отделения относятся:

- прием больных детей;

- госпитализация их в отделение соответственно профиля;

- оказание, если необходимо, неотложной помощи;

- организация соответствующих мероприятий по предотвращению возникновения инфекционных заболеваний в больнице;

- оформление и ведение медицинской документации.

Приемное отделение имеет определенную организационно-функциональную структуру и количество соответствующих помещений, отвечающих профилю и мощности стационара. Очень важно, чтобы персонал приемного отделения всегда внимательно относился к больному ребенку; учитывал состояние ребенка, волнение родителей; терпеливо выслушивал жалобы, как самого ребенка, так и лиц, которые его сопровождают.

Работа приемного отделения осуществляется в определенной последовательности:

1. Регистрация ребенка, поступающего в стационар, в журнале госпитализации.

2. Заполнение титульного листа медицинской карты стационарного больного(история болезни).

3.Осмотр врача, который фиксирует данные анамнеза и объективного обследования ребенка в медицинскую карту стационарного больного (историю болезни).

4.Первичная диагностика заболевания и предоставление необходимой медицинской помощи.

5. Измерение температуры тела и проведение антропометрии (определение роста, массы, окружности головы и грудной клетки).

6.Осмотр ребенка на чесотку и педикулез. Проведение необходимой санитарной обработки, способ которой назначает врач.

7. Транспортировка больного ребенка в отделение соответствующего профиля.

Документация приемного отделения детской больницы

1. Журнал регистрации больных, поступающих в стационар - учетная форма № 001/у,

2.Журнал отказа от госпитализации - учетная форма №001-1/у.

3. Медицинская карта стационарного больного – учетная форма № 003/у.

4. Статистическая карта больного, который выбыл из стационара - учетная форма № 066/у.

5. Листок врачебных назначений - учетная форма № 003-4/у.

6. Температурный листок - учетная форма № 004/у.

7. Экстренное сообщение об инфекционном заболевании, пищевом, или химическом отравлении, необычной реакции, на прививку - учетная форма № 058/у.

8. Журнал учета инфекционных заболеваний - учетная форма № 060/у.

Санитарно-гигиенический режим приемного отделения. Госпитализация, санитарно-гигиеническая обработка и транспортировка больных детей

Режим работы педиатрического стационара предусматривает выполнение необходимых санитарно-гигиенических требований и проведение дезинфекций.

Выполнение санитарно-гигиенического режима начинается с приемного отделения. Смотровая комната и ванная комната приемного отделения должны содержаться в идеальной чистоте. По завершении осмотра ребенка проводят обработку предметов (шпатели, термометры) и мебели (кушетка, стулья и др.), которых касался больной ребенок. Простыню на кушетке следует менять после каждого больного. Клеенчатую подушку и клеенку на кушетке после каждого больного обрабатывают 0,2 % раствором хлорантоина или другого дезинфицирующего средства

После осмотра ребенка врач приемного отделения, если необходимо, назначает гигиеническую ванну или душ. Если состояние ребенка крайне тяжелое или без сознания ему сразу оказывают неотложную помощь и направляют в реанимационное отделение.

Госпитализация больных детей. Больные дети поступают в стационар по направлению участкового педиатра, врача скорой помощи, врача-консультанта специализированной клиники. В случае возникновения безотлагательного состояния ребенок может доставляться родителями без направления (путем самобращения).

Показания к стационарному лечению, а также профиль детского стационара определяет врач, который направляет ребенка, однако в случае появления новых симптомов, или ухудшения состояния ребенка во время осмотра в приемном отделении, эти вопросы определяются врачом приемного отделения. Детей раннего возраста госпитализируют с одним из родителей. При распределении больных детей, которые поступают в стационар необходимо придерживаться поэтапного заполнения палат, которое предусматривает отсутствие контакта с детьми, находящиеся в периоде выздоровления.

В случае наличия у ребенка инфекционного заболевания (корь, скарлатина, коклюш, ветряная оспа, кишечная инфекция и т.п.) ребенок госпитализируется в инфекционную больницу.

Дети с неинфекционной патологией (врожденные пороки развития, гипотрофия, рахит, хронические заболевания различных органов и систем, нарушения обмена веществ и т.п.) госпитализируются в профильные соматические отделения.

В случае острой хирургической патологии или для проведения плановой операции ребенок госпитализируется в детское хирургическое отделение многопрофильной больницы или специализированное отделение: кардиохирургическое, урологическое, торакальное, и т. п.

Санитарно-гигиеническая обработка больного ребенка в приемном отделении проводится с учетом тяжести его состояния. Если ребенок нуждается в неотложной помощи, санитарно-гигиеническая обработка проводится после улучшения состояния.

В смотровой комнате приемного отделения ребенка готовят к гигиенической ванне. Перед обработкой ребенка ванну тщательно моют и обрабатывают дезинфицирующим раствором.

Моют больного ребенка в определенной последовательности: сначала голову, затем туловище и нижние конечности. Особенно тщательно моются места, где обычно скапливается пот и выделения, которые приводят к опрелостям (паховая область, промежность). Если больному ребенку по состоянию здоровья ванна противопоказана, назначают душ, или проводят другие гигиенические мероприятия в соответствии с его состоянием (подмывание, обработка естественных складок кожи, загрязненных участков тела и т. п.). После купания ребенка ванну моют мочалкой и обрабатывают дезсредством.

Осмотр на педикулез. Педикулез (вшивость) передается при непосредственном контакте с больным и при использовании его одежды и предметов личной гигиены. Возникновению педикулеза способствуют: неряшливость, нарушение санитарно-гигиенических правил, большая скученность людей (вокзалы и тому подобное), плохая организация санитарно-образовательной работы.

В случае выявления педикулеза проводится специальная санитарная обработка: не раздевая ребенка, обрабатывают волосы одним из инсектицидных растворов:

мазь бензилбензоата10-20 %;

«Нитифор» лосьон;

«Нок» крем-шампунь (1% раствор перметрина);

«Педилин» эмульсия или шампунь (0,5 % раствор малатиона);

«Пара плюс» аэрозоль - комбинированный препарат, который содержит малатион, перметрин, пиперонила бутоксид;

«Род» шампунь (0,5 % раствор малатиона);

«Анти-бит» шампунь (0,5 % раствор малатиона);

«Итакс» пенистый лосьон или аэрозоль (3 % раствор фенотрина);

«Никс» шампунь (3 % раствор перметрин);

Время экспозиции составляет 10-30 мин. в зависимости от избранного средства и согласно прилагаемой инструкции. После обработки специальным средством голову ребенка моют горячей водой с обычным шампунем. Волосы расчесывают густым гребнем. Процедуру повторяют через 7-10 дней. Выявление педикулеза врач отмечает в истории болезни, и экстренное извещение передает в районную санитарно эпидемическую станцию.

В случае заражения вшами одежды, ее кипятят в 2% растворе кальцинированной соды в течение 15 мин., после чего направить в отдельном мешке на дезинфекцию путем прожарки в специальной камере.

У детей часто встречается нетипичная локализация чесоточного клеща.

При выявлении чесотки проводят санитарную обработку специальными средствами согласно инструкции:

- «Спрегаль» аэрозоль (эсдепалетрин и пиперонила бутоксид);

- «Спрей-пакс» аэрозоль (экстракт пиретрума и пиперонила бутоксид);

- «Итакс» лосьон или аэрозоль (3 % раствор фенотрина);

- «Никс» шампунь (3% раствор перметрина);

- суспензия водно-мильная бензилбензоата 20 % (10-30 мл);

- мазь бензилбензоата 10-20 %;

Транспортировка больных детей . Из приемного отделения больные дети транспортируются в отделение с учетом их общего состояния.

Транспортировка в отделение осуществляется:

а) пешком, в сопровождении медработника;

б) в кресле-каталке;

в) на носилках;

г) на руках родителей или медперсонала.

Вопрос о виде транспортировки решает врач, в зависимости от состояния больного ребенка. Если состояние удовлетворительное, ребенок старшего возраста направляется в отделение в сопровождении медицинского работника. Некоторых больных целесообразнее доставить в отделение в кресле-каталке. Тяжелых больных транспортируют на носилках, застеленных чистой простыней и одеялом (в зависимости от времени года) и установленных на специальную каталку.

В палате, ребенка, который находится в тяжелом состоянии, с носилок переносят на кровать. Если больного ребенка старшего возраста переносит один человек, то нужно подложить одну руку под лопатку, а вторую - под бедра, при этом желательно, чтобы ребенок охватил за шею того, кто его несет. Если больного ребенка переносят 2 человека, тогда один из них подкладывает руки под лопатку ребенка, ближе к шее и поясницу, другой - под ягодицы и голени. При перенесении резко ослабленных и тяжелобольных нужен третий человек: первый держит голову и грудь, второй – поясницу и бедра, третий - голени.

Понятие о лечебно-охранительном и санитарно-гигиеническом режимах, особенность ихсоблюдения в детской больнице

В каждом детском лечебном учреждении существует определенный внутрибольничный режим.

Одним из важнейших условийлечебно-охранительного режима является щажение психики больного ребенка и матери, которая за ним ухаживает, создание благоприятных условий, обеспечивающих больным максимальный физический и психологический покой. Для этого необходимо установление наиболее рационального режима дня в соответствии с возрастом больных детей и профилем отделения, с устранением неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды (громкий разговор, шум, хлопанье дверями др.).

Смена медперсонала, уборка помещений, измерение температуры, проводятся после пробуждения больных и не ранее 7.00 утра.

Важно устранять негативные эмоции, которые могут возникнуть у больных детей при виде предметов медицинского осмотра и ухода (окровавленное белье, шприцы и скальпели, тазики с грязной ватой и бинтами).

Большое значение имеет организация досуга больных: размещение стендов с книгами, журналами по уходу за детьми, рациональному вскармливанию, пропаганде здорового образа жизни, с которыми могут ознакомиться родители и дети старшего возраста. Для выздоравливающих детей, должна быть предусмотрена игровая комната. Прогулки на свежем воздухе, особенно летом, также является составной частью лечебного процесса.

Для обеспечениясанитарно-гигиенического режима , не реже двух раз в день, во всех отделениях детской больницы проводят общую уборку помещений влажным способом с использованием дезинфицирующих средств. Во время уборки сначала протирают тумбочки, кровати, ручки дверей и подоконники, чистят раковины, затем моют пол. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и храниться в отдельной комнате.

Санитарно-гигиенические нормы педиатрического отделения предусматривают выделение каждому больному ребенку кровати, застеленной чистым бельем, прикроватной тумбочки для хранения личных вещей. Если необходимо ребенку выдают горшок, подкладное судно, предметы индивидуального пользования (поильник, чашка, одежда). В отделение больные берут с собой предметы личной гигиены.

Палата для грудных детей дополнительно оборудуется специальной детской кроваткой с откидными спинками, которые фиксируются на разной высоте, пеленальным столиком, шкафчиком для белья, ванночкой для купания ребенка, бачком для замачивания грязного белья.

Температура воздуха в палате и помещениях, где находятся больные дети старшего возраста должна быть 20-22°С; в палате для младенцев – 23-24°С, для новорожденных оптимальной (безопасной) считается температура 25-28°С. При снижении температуры в палате необходимо дополнительно их обогревать с сохранением необходимой влажности. Высокая температура воздуха нежелательна, поскольку возможен перегрев ребенка.

Освещение палаты может быть естественным или искусственным и составляет 75-100 люкс; уровень шума - не более 50 дБ.

Набор игрушек должен быть индивидуальный и соответствовать возрасту ребенка. Игрушки должны легко поддаваться санитарной обработке.

Не реже одного раза в 7-10 дней (при необходимости чаще) больному ребенку проводится гигиеническая ванна с полной сменой нательного и постельного белья. Ежедневно осуществляется туалет ребенка; перед приемом пищи обязательно мытье рук. Тяжелобольным детям умывание проводят в кровати.

Очень важно производить проветривание палат с помощью фрамуги не менее 4-х раз в день, независимо от времени года, а также их кварцевание, согласно графику, составленного непосредственно в отделении. Во время проведения этих мероприятий детей выводят в другие помещения (коридор, столовая, игровая комната).

Влажную уборку помещений детского отделения проводят ежедневно. Панели моют или протирают влажной тряпкой 1 раза в 3 дни. Верхняя часть стен, потолка, плафоны, очищают от пыли 1 раз в неделю; с такой же частотой протирают оконные рамы и двери. Очень важно ежедневное влажное протирание радиаторов и труб центрального отопления, поскольку при прогорании пыли может образовываться окись углерода, что является недопустимым. Мягкие вещи (ковры, шторы, покрывала, одеяла, подушки) выбивают и вытряхивают на открытом воздухе или чистят пылесосом.

Особое внимание в педиатрических отделениях уделяется сбору грязного белья, стерилизации сосок и бутылочек для детского питания. Кипячение сосок, мытье бутылочек – достаточно трудоемкий процесс и должен тщательно выполняться. Эту работу выполняет специально выделенная младшая медицинская сестра, которая одновременно может заниматься и раздачей пищи.

В инфекционном отделении все эти мероприятия должны проводиться строго в соответствии с требованиями к санитарно-гигиеническим нормам, которые исключают возможность инфицирования других детей.

В детских стационарах необходимо предупреждать распространение инфекционных заболеваний и возникновение реинфекции среди детей. Это достигается получением данных об эпидемическом окружении детей, поступающих в стационар, наличием боксов, поэтапным заполнением палат, соблюдением противоэпидемического режима в отделении и в педиатрическом стационаре в целом.

Противоэпидемический режим в стационаре предусматривает:

- строгое соблюдение правил приема на работу персонала;

- обеспечение своевременного прохождения обязательных профилактических медицинских осмотров;

- выполнение правил личной гигиены персоналом и пациентами;

- достаточное количество моющих и дезинфицирующих средств, спецодежды, уборочного инвентаря.

- строгое выполнение младшим медперсоналом требований к проведению уборки и хранению уборочного инвентаря.

При поступлении ребенка в стационар необходимо выяснить, имел ли ребенок контакт с инфекционными больными дома, в школе или детском садике за последние 3 недели (это максимальная длительность инкубационного периода большинства детских инфекционных заболеваний). Следует установить, были ли у ребенка расстройства кишечника в течение последних 3 суток. Перечисленная информация должна отображаться в направлении участкового педиатра. Даже при отсутствии этих данных врач приемного отделения обязательно осматривает детей на наличие инфекционного заболевания.

Если есть подозрение или диагностировано инфекционное заболевание, больного ребенка немедленно изолируют в бокс или направляют в инфекционную больницу, а помещение, где находился больной, предметы и мебель, обеззараживают (дезинфицируют). Основным назначением бокса является изоляция больных детей с подозрением на инфекционное заболевание. Выделяют открытые и закрытые боксы. В открытых боксах больные разделены перегородкой, которая установлена между кроватями. Примером закрытого бокса является Мельцеровский бокс. Конструкция последнего предусматривает устранение любого контакта больного ребенка с другими детьми в течение всего периода лечения. Он состоит из тамбура, палаты, санузла, отдельного входа для медперсонала (шлюза).

Больной ребенок поступает в бокс непосредственно с улицы, а при выписке или при переводе в другую больницу, выходит из него тем же путем. Медицинский персонал входит в шлюз из внутреннего коридора, плотно закрывая внешнюю дверь, моет руки, при необходимости одевает второй халат, шапочку, маску, после этого переходит в помещение, где находится больной. При выходе из палаты все действия выполняются в обратной последовательности. С целью предупреждения распространения инфекции необходимо следить за тем, чтобы в момент открытия двери между шлюзом и коридором отделения дверь в палату была плотно закрыта.

Важное значение в соблюдении противоэпидемического режима в больнице имеет правильная организация питания детей, приготовления еды, ее транспортировки, и раздача, а также соблюдение условий хранения продуктов питания. Хранить в тумбочках продукты питания категорически запрещается. Для этого в буфетной или столовой должен быть холодильник.

Особое внимание следуют уделять профилактике нозокомиальных (внутрибольничных) инфекций.

Система мероприятий по уничтожению возбудителей болезней и создания условий, препятствующих распространению их в окружающей среде, называетсядезинфекцией . Различаюточаговую дезинфекцию, которая проводится в эпидемическом очаге ипрофилактическую.

Очаговая дезинфекция по времени проведения и цели, делится на текущую и заключительную.

Текущая дезинфекция заключается в обезвреживании всех возбудителей болезни немедленно после их выделения из источника инфекции: обработка предметов больного (судна, предметы осмотра, белье, посуда для еды и т.д.). Важнейшее значение текущая дезинфекция имеет при кишечной инфекции.

Систематически проводят влажную уборку помещения, где находится больной, с помощью дезинфицирующих растворов, кипячение игрушек, посуды. Одним из средств текущей дезинфекции при капельных инфекциях является проветривание и ультрафиолетовое облучение (кварцевание) помещений, где находятся больные дети. Во время кварцевания палаты детей выводят в другие помещения .

Заключительная дезинфекция в очаге проводится сотрудниками дезинфекционной станции, когда инфекционное заболевание ликвидировано (госпитализация или полное выздоровление больного). Дезинфекции подлежат: помещение, где находился больной, все предметы домашнего быта и одежда больного. Для дезинфекции помещений используют механическую уборку (мойка, отбеливание) с использованием дезинфицирующих растворов. Белье, посуду и предметы быта, обрабатывают так же, как при текущей дезинфекции.

Профилактическая дезинфекция проводится для предупреждения инфекционных заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Она включает обеззараживание воды (кипячение), мытья ванны, палаты, после выписывания больных с использованием дезинфицирующих растворов, мытье рук перед принятием пищи, пастеризация или кипячение молока, борьба с переносчиками (носителями) возбудителей инфекционной болезни.

Для проведения дезинфекции используют физические (механические, термические, лучевые) и химические способы.

К механическим способам относят: стирка белья, мытье рук, проветривание палат, удаление пыли и грязи (пылесосом, влажной тряпкой и т. п.).

К термическим – кипячение, глажка, сжигание, обработка водяным паром (в автоклавах), прожарка (в сухожаровых шкафах). Термический способ используется для дезинфекции предметов ухода за больными, посуды, нательного и постельного белья.

К лучевым способам относят: ультрафиолетовое облучение, ультразвук, радиоактивное излучение. Эти способы используются для дезинфекции палат, процедурных кабинетов.

Химические способы дезинфекции являются самыми распространенными и заключаются в применении различных дезинфицирующих растворов. Существует антисептика для рук, кожи и слизистых оболочек; дезинфицирующие средства для обработки твердых поверхностей, инструментов и оборудования, а также влажной уборки помещений. Все эти средства применяют в соответствии с прилагаемой инструкцией.

Следует отметить, что эффективность дезинфекционных мероприятий увеличивается при сочетании разных способов обработки, например, механического и химического.

Профилактическую и текущую дезинфекцию в эпидемическом очаге проводят младшая и средняя медицинские сестры. Для проведения заключительной дезинфекции в эпидемическом очаге могут приглашаться сотрудники центров санитарно-эпидемиологического контроля (санитарно-эпидемиологических станций).

Инвентарь для проведения дезинфекционных мероприятий (ведра, швабра, тряпка и др.) маркируется и используется только в помещениях, для которых они предназначены.

Особенность санитарно-гигиенического и противоэпидемического

режимов при уходе за новорожденными

Работа с новорожденными имеет определенную особенность, которая базируется на концепции ВОЗ относительно физиологического ухода за ребенком и предусматривает ограничение медицинских вмешательств (Приказ № 152 от 04.04.2005 «Об утверждении Протокола медицинского ухода за здоровым новорожденным ребенком»).

Основным требованием к младшему медицинскому персоналу при работе с новорожденными является поддержание необходимого санитарно эпидемического режима с целью предупреждения внутрибольничной инфекции. Это в значительной степени зависит от соблюдения правил и техники мытья и антисептики рук, самим медицинским персоналом, матерью и родственниками, которые ухаживают за ребенком.

Основные виды обработки рук.

1.Обычное мытье рук с мылом выполняется с целью удаления грязи и транзиторной микрофлоры, которая контаминирует на коже рук медицинского персонала в результате контакта с инфицированными объектами.

Показания для мытья рук:

Перед и после контакта с пациентом

После пользования туалетом

Перед и после приема еды

Во всех других случаях, когда руки загрязнены.

Очень важно придерживаться специальной техники мытья рук, так как при рутинном мытье рук подушечки пальцев и внутренняя поверхность остается зараженной.

Техника мытья рук:

Снять перстни и другие украшения, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов;

Под умеренным давлением теплой воды необходимо энергично намылить руки и тереть одну о другую не менее 15 сек., после чего руки ополоснуть. Нужно пытаться охватить всю поверхность ладоней и пальцев;

Высушить руки бумажным полотенцем, которым закрыть кран;

Не следуют пользоваться для высушивания рук общим полотенцем многоразового пользования;

Перстни, лак для ногтей усложняют удаления микроорганизмов;

Для мытья рук необходимо использовать жидкое детское мыло с дозатором.

Дозаторы многоразового использования со временем контаминируются, поэтому не следует добавлять жидкое мыло в частично заполненный дозатор. Вначале необходимо дозатор вымыть, высушить и только после этого наполнить его новой порцией мыла.

2. Гигиеническая антисептика предусматривает удаление и обезвреживание транзиторной микрофлоры рук с использованием антисептических препаратов. Спиртовая антисептика более эффективна, чем водорастворимая.

Показание для гигиенической антисептики рук:

Перед выполнением инвазивной процедуры

Перед и после манипуляции с раной

Перед и после манипуляции с катетерами

Перед использованием перчаток и после их снятия

После контакта с выделениями и предметами, которые содержали кровь или имеют вероятность микробной контаминации.

Техника проведения гигиенической антисептики:

При сильном загрязнении рук их необходимо сначала вымыть водой с жидким мылом, а затем нанести антисептик;

Спиртовой антисептик (5 мл) нанести на руки и втирать до его высыхания (вытирать руки не следует).

Нужно отметить, что использование перчаток не заменяет мытья рук и их антисептическую обработку. После ухода за пациентом перчатки необходимо снять. Не позволяется использование одной пары перчатки для ухода за двумя пациентами, даже при условии мытья и антисептической обработки перчаток.

Показания к использованию перчаток:

Во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими потенциально контаминированными биологическими материалами;

Перчатки снижают риск профессионального заражения при контакте с инфицированными пациентами и их выделениями;

Перчатка снижают риск заражения пациентов микробами, которые являются частью резидентной микрофлоры рук медицинских работников;

Перчатки снижают риск контаминации рук персонала транзиторными возбудителями и последующей их передачи пациентам.

Также, робота младшего медицинского персонала предусматривает уборку палат и контакт с уборочным инвентарем.

Влажная уборка помещений совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме, а также в отделении патологии новорожденных детского стационара, проводится не менее 2-х раз в день, из них 1 раз - с применением моющих средств. Вместо кварцевания помещений рекомендуется проводить их проветривание. После выписки матери и ребенка из родильного дома в палате совместного пребывания проводится заключительная дезинфекция с последующим проветриванием. Шторы, занавески, искусственные цветы, плакаты, если они не загрязнены биологической материалами, дезинфекции не подлежат. Их обработку проводят по необходимости. Инвентарь для уборки (ведра, тазы, тряпки) после обработки помещения тщательно моют с использованием моющих средств, выполаскивают, высушивают и хранят в специальной санитарной комнате отделения.

При выписке использованное домашнее белье матери и новорожденного отдается домой в полиэтиленовых пакетах без предварительного обеззараживания. Больничное белье собирается в полиэтиленовый или прорезиненный мешок, выносится в комнату для использованного белья, затем немедленно удаляется из отделения в специально выделенное помещение. После сортировки, белье складывается в хлопковый мешок, который помещают в прорезиненный или полиэтиленовый одноразовый мешок, и доставляется в прачечную. Выстиранное больничное нательное белье для новорожденных, рожениц и родильниц комплектуется в индивидуальные пакеты и стерилизуется. После стерилизации белье должно быть сухим.

Подушки, одеяла, матрацы, обшитые клеенкой, обрабатываются дезсредствами, не обшитые - обеззараживаются в дезкамере.

Стирка рабочей одежды медицинского персонала осуществляется при температуре 90°С (возможно использование бытовой автоматической стиральной машинки). После этого проводится его глажка.

Несоблюдение младшим медицинским персоналом требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в роддоме несет за собой административную, а в отдельных случаях и криминальную ответственность.

Понятие о личной гигиене медперсонала

Личная гигиена медицинского персонала является одним из существенных факторов соблюдения противоэпидемического режима в детской больнице.

Медицинский работник должен иметь аккуратный и опрятный внешний вид, коротко подстриженные ногти. Не следуют пользоваться парфюмерией с резким запахом, поскольку это может вызывать у ребенка аллергическую реакцию. До и после каждой манипуляции медсестра моет руки теплой водой с мылом, или обрабатывает их специальным дезинфицирующим раствором. Во время выполнения назначений снимаются обручальные кольца, часы.

На время дежурства сестра обувает специальную обувь (тапочки), что позволяет ей бесшумно передвигаться в отделении. Тапочки должны легко поддаваться дезинфекции. По окончании дежурства халат, головной убор и тапочки оставляют в специально отведенном для медицинского работника шкафчике .

В некоторых случаях, а именно в инфекционных отделениях, отделениях новорожденных, в период эпидемии, обязательным для медицинских работников является ношение маски, которая должна закрывать рот и нос. Использование маски также нужно при выполнении некоторых медицинских манипуляций или при санитарной обработке больных. Маска обычно изготовлена из 4 слоев марли. Каждые 4 часы (в отдельных случаях - чаще) маску необходимо менять, так как длительное ношение снижает эффективность ее действия как фильтр для микробов. Использованная маска кладется в отдельную посуду, кипятится и проглаживается. В настоящее время чаще используются одноразовые маски из нетканого текстиля.

Контрольные вопросы

1. Функции приемного отделения детской больницы.

2. Документация приемного отделения педиатрической клиники.

3. Госпитализация, санитарная обработка и транспортировка больных детей.

4. Понятие об особенностях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в педиатрическом стационаре.

5. Требования к младшему медицинскому персоналу при работе с новорожденными.

6. Личная гигиена медперсонала

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ


  1. Санитарно-гигиеническая обработка пациента

  2. Осмотр и проведение мероприятий при выявлении педикулеза

  3. Оформление медицинской документации.

  4. Соблюдение принципов профессиональной этики при приеме пациента в стационар

  5. Использование терапевтических средств, правил эффективного общения при обучении пациента и/или его окружением профилактики педикулеза.
1. Санитарно-гигиеническая обработка пациента

Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур

Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой. После приема каждого больного клеенку протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Больные, поступившие в больницу, перед направлением в лечебно-диагностическое отделение проходят в приемном отделении полную санитарную обработку с заменой нательного белья. Больные, которым показаны реанимационные мероприятия и интенсивная терапия, могут направляться в отделение анестезиологии и реанимации без санитарной обработки. Больной, поступающий на стационарное лечение, должен быть ознакомлен в приемном отделении с распорядком дня и правилами поведения больных, о чем делается отметка на титульном листе истории болезни.

После установления диагноза заболевания пациента по решению дежурного врача направляют на санитарно-гигиеническую обработку. Санитарная обработка необходима, прежде всего, для предупреждения внутрибольничной инфекции.

Санитарно-гигиенической обработкой пациента руководит медицинская сестра. В смотровом кабинете больного раздевают, осматривают на выявление педикулёза и готовят к санитарно-гигиенической обработке. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, термометр на стене (температура воздуха в смотровой должна быть не ниже 25 °С).

Этапы санитарно-гигиенической обработки больных.


  • дезинсекция (лат. des– приставка, обозначающая уничтожение, insectum– насекомое; уничтожение членистоногих, выступающих переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний);

  • гигиеническая ванна (душ, обтирание);

  • стрижка волос и ногтей;

  • переодевание больного в чистое бельё. Необходимое оснащение для дезинсекции.

2. Осмотр и проведение мероприятий при выявлении педикулеза

Считается, что вшивость, или педикулез (от латинского Pediculus – вошь) сопутствует местам, которые являются очагами природных катаклизмов и кризисных ситуаций в обществе. Вшивость – показатель низкой санитарной культуры, результат пренебрежения элементарными гигиеническими правилами (регулярным мытьем тела и головы, сменой белья, уходом за волосами). Но всё же, несмотря на это, ни один образованный, воспитанный и чистоплотный человек не может быть застрахован от случая: вши чрезвычайно плодовиты, и ими легко заразиться. Как бы стереотипы не язвили, что педикулез – это участь людей без определенного места жительства, среди обычного населения болезнь также довольно часто встречается. И как бы то ни было, вши из всех голов выберут ту, которую часто моют, где кожа чиста, по той причине, что так насекомым легче, благодаря наименьшему количеству веществ, выделяемых сальными железами, сосать кровь.

Так как вши не прыгают, не летают, а бегают, заражение происходит при прямом контакте:

То есть при прикосновении волос, от использования зараженных вещей (шапок, полотенец, постельного белья, расчесок);

Либо достаточно просто положить голову на подушку или переночевать на той постели, где перед этим спал человек, у которого имелись вши – все зависит от того, какими именно вшами вы заразились.

Основные симптомы педикулёза:

Зуд, сопровождающийся расчёсами;

Колтун, образующееся при расчёсах запутывание и склеивание гнойно-серозными выделениями волос на голове, покрытие кожной поверхности корками, под которыми находится мокнущая поверхность;

Следы расчёсов и импетигинозные (гнойничковые) корки на коже.

В случае выявления педикулёза проводят специальную санитарно-гигиеническую обработку больного; медицинская сестра вносит запись в «Журнал осмотра на педикулёз» и ставит на титульном листе истории болезни специальную пометку («Р»), а также сообщает о выявленном педикулёзе в санитарно-эпидемиологическую станции.

Обработка волосистой части головы пациента при педикулезе.

Приготовить: спецодежду для медсестры, клеёнчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного, оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания волос, клеенчатая пелерина, перчатки резиновые, ножницы, частый гребень (желательно металлический), машинка для стрижки волос, спиртовка, косынки (2 - 3 штуки), вата, чистый лист бумаги – 1 шт, столовый уксус или 5 - 10 процентная уксусная кислота.

1. Средства для уничтожения головных и лобковых вшей:

1.1. Средства, обладающие 100 процентным овицидным действием (овициды), - однократная обработка: концентраты эмульсии Медифокс, Медифокс-Супер; шампунь Веда-2, лосьоны Лонцид, Нитилон (только головной педикулез), Ниттифор и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

1.2. Средства, обладающие неполным овицидным действием (не овициды - наличие жизнеспособных яиц вшей после проведенной дезинсекции), - двукратная обработка с интервалом 7 - 10 дней: мыла Антиэнтом, Витар; шампунь Биосим и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

2. Средства для уничтожения платяных вшей:

2.1. Овициды - концентраты эмульсии Медифокс-Супер, Медифокс, Акромед и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

2.2. Не овициды - мыло Витар и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

3. Средства для дезинсекции помещений: концентраты эмульсии Медифокс-Супер, Медифокс, Цифокс, средство в аэрозольной упаковке А-ПАР и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке

I. Подготовка к процедуре:


  1. Сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку

  2. Надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук

  3. Усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой

  4. Укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной

  5. Для защиты пациента и во избежание попадания средства в глаза, нос, рот перед обработкой волос пациенту следует повязать вокруг головы (ниже волос) хлопчатобумажную косынку, свернутую жгутом
II. Выполнение процедуры:

  1. Обработать волосы одним из педикулицидных растворов согласно инструкции к педикулицидному препарату. Примечание: следить за тем, чтобы средство не попало в глаза пациента, а волосы были равномерно смочены

  2. Накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать тканой косынкой. Выдержать время согласно инструкции педикулицидного препарата

  3. Снять косынки, не развязывая их, вместе с косынкой, свернутой жгутом и поместить в мешок для сбора вещей

  4. Промыть волосы теплой водой, затем с шампунем, осушить полотенцем

  5. Волосы головы рекомендуется ополоснуть 4,5 - 5 процентным раствором уксусной кислоты и осушить полотенцем. Норма расхода средства (в жидкой форме) может составлять от 10 до 60 мл и более в зависимости от зараженности насекомыми, длины и густоты волос.

  6. Прочесать частым гребнем для удаления погибших насекомых и яиц над белым листом бумаги последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь

  7. Осмотреть голову еще раз. Убедиться, что вшей и гнид нет. При обнаружении даже минимального количества (1 - 3) жизнеспособных яиц вшей после обработки, ее необходимо повторить через 7 - 10 дней
III. Окончание процедуры:

Сжечь бумагу в оцинкованном ведре или лотке


  1. Снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в мешок для сбора вещей. Отправить мешок в дезкамеру

  2. Обработать гребень методом протирания 70% спиртом или обдать кипятком

  3. Сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента «Р» или в амбулаторной карте пациента и в журнале осмотра на педикулез

  4. Отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в центр гигиены и эпидемиологии по месту жительства (ф - № 058/ у), сделать отметку в журнале осмотра на педикулез

  5. Обработку помещений проводят в местах осмотра пациента: обработке подлежат пол, стулья, кушетки и другие предметы, с которыми пациент или его зараженные вещи имели контакт. Поверхности орошают из распыливающей аппаратуры любого типа (квазар, гидропульт и пр.) или протирают ветошью, смоченной инсектицидной водной эмульсией, возможно использование рекомендованных для этих целей средств в аэрозольной упаковке. Не ранее чем через 20 минут после обработки помещение убирают влажным способом, применяя горячую воду, в которую добавляют кальцинированную соду (1 столовая ложка на 5 л воды), и проветривают в течение 30 минут. Уборку помещения можно произвести на следующий день, но не менее чем за 30 минут до начала приема пациентов.

  6. Повторить осмотр волосистой части головы пациента через 7 дней. При необходимости
Санитарно-гигиеническая обработка больных при обнаружении лобковых вшей.

  1. Обмыть тело больного горячей водой с мылом.

  2. Сбрить поражённые волосы.

  3. Повторно обмыть тело больного горячей водой с мылом.

  4. Сжечь остриженные волосы в тазу.

  5. Сложить одежду больного и защитную одежду медицинской сестры в клеёнчатый мешок и отправить в дезинфекционную камеру. Бритву и ножницы обработать спиртом (70%).
Если педикулез не выявлен, медицинская сестра помогает пациенту раздеться, затем заполняет в двух экземплярах «Приемную квитанцию» (форма № 1-73), где указывает перечень вещей, их краткую характеристику. Один экземпляр квитанции вкладывает в «Медицинскую карту стационарного больного», второй - прикрепляет к вещам, отправляемым в камеру хранения. Затем пациент в сопровождении сестры переходит в ванную.

Мытье пациента может проводить младшая медицинская сестра или санитарка под наблюдением сестры. В зависимости от состояния больного санитарная обработка может быть полной (ванна, душ) или частичной (обтирание, обмывание). Моют больного мочалкой с мылом: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, паховую область, промежность.

Продолжительность процедуры не более 20 минут. Присутствие медсестры при этом обязательно, она всегда готова оказать первую медицинскую помощь при возможном ухудшении состояния больного.

Для выполнения обтирания больной укладывается на застеленную клеенкой кушетку. Губкой, смоченной теплой водой, обтирают шею, грудь, руки. Насухо вытирают эти части тела полотенцем и прикрывают их одеялом. Таким же образом обтирают живот, потом спину и нижние конечности.

После санитарной обработки больному одевают нательное больничное чистое белье, халат (пижаму), тапочки. Иногда разрешается пользоваться собственным бельем, смена которого должна производиться по графику больницы.

Все данные по обработке поступившего больного необходимо записывать в историю болезни, чтобы палатная медсестра могла через 5–7 дней произвести повторную обработку.

При тяжёлом состоянии больного его доставляют в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии без санитарно-гигиенической обработки.

3. Оформление медицинской документации.

В обязанности медсестры входит и заполнение титульного листа истории болезни: паспортная часть, дата и время поступления, диагноз направившего учреждения, статистический талон на поступившего больного.

Всю медицинскую документацию оформляет сестра приемного отделения после осмотра пациента врачом и решения о его госпитализации в данное лечебное учреждение, или амбулаторного приема.

Медицинская сестра измеряет температуру тела пациента и записывает сведения о пациенте в «Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа в госпитализации» (форма № 001/у): фамилию, имя, отчество пациента, год рождения, данные страхового полиса, домашний адрес, откуда и кем доставлен, диагноз направившего учреждения (поликлиника, «скорая помощь»), диагноз приемного отделения, а также в какое отделение направлен. Кроме регистрации пациента в «Журнале учета приема больных», сестра оформляет титульный лист «Медицинской карты стационарного больного» (форма № 003/у). На нем записывают практически те же сведения о пациенте, что и в «Журнале госпитализации», регистрируют данные страхового полиса (в случае плановой госпитализации он обязателен при приеме пациента). Здесь следует записать телефон (домашний и служебный) пациента или его ближайших родственников.

4. Соблюдение принципов профессиональной этики при приеме пациента в стационар

При выполнении данной диагностической процедуры необходимо соблюдать права пациента и принципы профессиональной этики согласно Этическому Кодексу медицинской сестры России:

СТАТЬЯ I. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь: Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи.

СТАТЬЯ 2. Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность: медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента.

СТАТЬЯ 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав: медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента; медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

СТАТЬЯ 4. Уважение человеческого достоинства пациента: медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявление высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинских показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

СТАТЬЯ 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию: медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

СТАТЬЯ 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него: медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснить пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательство Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

СТАТЬЯ 8. Обязанность хранить профессиональную тайну: медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она не хранилась. Медицинская сестра в праве раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальности информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

5. Использование терапевтических средств, правил эффективного общения при обучении пациента и/или его окружением профилактики педикулеза.

Обучение и мотивация пациента и социально значимых лиц, осуществляющих уход. Как в условиях ухода за больным в стационаре, так и в тех случаях, когда постоянный уход и наблюдение медицинского персонала за больным с нарушением подвижности/неподвижностью невозможно или ограничено, одной их важнейших задач является мотивация пациента и обучение социально значимых лиц организации ухода.

Одна из целей терапевтического общения – это обучение пациента самостоятельному выполнению медицинского вмешательства:


  • к пациенту обращаться по имени и отчеству и на «вы»;

  • использовать стиль общения – сотрудничество;

  • использовать контакт глаз, внимательное выслушивание;

  • при разговоре использовать спокойную, уважительную интонацию;

  • при отсутствии понимания представленной информации со стороны пациента не раздражаться, а спокойно все повторить, так как каждого пациента свой уровень интеллекта и способности к восприятию информации;
Пациент должен иметь информацию:

  • о факторах риска заражения педикулезом;

  • о целях всех профилактических мероприятий;

  • о необходимости выполнения всей программы профилактики, в т.ч. манипуляций, выполняемых пациентом и/или его близкими;

  • о последствиях несоблюдения всей программы профилактики.
Пациента необходимо обучить соблюдению правил личной гигиены:

  • мыть тело не реже 1 раза в 7-10 дней со сменой нательного и постельного белья;

  • регулярно стричь волосы;

  • ежедневно расчёсывать волосы головы;

  • систематически чистить верхнюю одежду;

  • стирать постельное белье;

  • регулярно убирать жилое помещение;

  • периодически осматривать волосы и одежду у детей, посещающих детские учреждения;

  • осматривать волосы и одежду членов семьи после их длительного отсутствия
Ко всему вышеперечисленному социально значимые для пациента лица должны быть обеспечены следующей дополнительной информацией:

Платяная - живёт в складках белья и другой одежды, особенно в швах. Яйца вшей могут приклеиваться также к волосам на теле человека, кроме головы.

Головная - живёт и размножается в волосистой части головы, предпочтительно на висках, затылке и темени.

Лобковая - живёт в волосах лобка, бровей, ресниц, усов, подмышечных впадин.

заражение происходит при прямом контакте, то есть при прикосновении волос:

От использования зараженных вещей (шапок, полотенец, постельного белья, расчесок);

При посещении бань, саун, бассейнов;

Либо достаточно просто положить голову на подушку или переночевать на той постели, где перед этим спал человек, у которого имелись вши – все зависит от того, какими именно вшами вы заразились

Основные симптомы педикулёза:

зуд, сопровождающийся расчёсами;

Огрубение кожи от воздействия на неё слюны при массовых укусах вшей;

Пигментация кожи за счёт тканевых кровоизлияний и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых;

Колтун, образующееся при расчёсах запутывание и склеивание гнойно-серозными выделениями волос на голове, покрытие кожной поверхности корками, под которыми находится мокнущая поверхность.

Приложение 1

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОПРОСА

ПО ТЕМЕ 2.4. ПРИЕМ ПАЦИЕНТА В СТАЦИОНАР

Дайте письменный ответ на вопросы:

1. Опишите устройство приемного отделения.

2. Опишите назначение приемного отделения.

3. Перечислите должностные обязанности медсестры приемного отделения.

4. Опишите виды транспортировки пациента.

Приложение 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ


  1. Перечислите виды санитарной обработки пациента.

  2. Дайте определение понятию «педикулез».

  3. Перечислите растворы, используемые при обработке волосистой части головы при наличии педикулеза.

1. В каждой инфекционной больнице или инфекционном отделении, или многопрофильных больниц должно быть приемное отделение, где необходимо иметь не менее 2-х смотровых кабинетов или боксов. Каждый смотровой кабинет (бокс) должен иметь самостоятельный изолированный наружный вход.

При въезде на территорию больницы указательными и световыми сигналами обозначают направление к приемному отделению, смотровым кабинетам (боксам). В соответствующих местах помещают светящиеся ночью вывески: «Приемное отделение», «Бокс 1», «Бокс 2», «Место дезинфекции транспорта» и так далее.

2. Прием инфекционных больных проводят строго индивидуально. Одновременное ожидание двух или более больных в одном помещении не допускается. Если инфекционный больной нуждается в лечении и реанимационном отделении, то его направляют туда минуя приемное отделение.

3. Приемное отделение обеспечивают:

Предметами ухода за больными;

Запасом чистых мешков (из плотной ткани) для укладки в них одежды больных;

Ларем с крышкой для хранения вещей больных до отправки их в дезинфекционную камеру (вещи, подлежащие камерному обеззараживанию, документируют);

Комплектами белья для поступающих больных;

Достаточным количеством банного мыла в одноразовой фасовке, индивидуальных мочалок, число которых определяется пропускной способностью больницы в сутки;

Посудой для раздельного хранения чистых и использованных мочалок, на посуде для мочалок должны быть соответствующие надписи: «чистые», «использованные»;

Машинками для стрижки волос, ножницами для стрижки ногтей, ведрами для сбора волос с плотно закрывающимися крышками;

Ветошью, мочалками или щетками для мытья ванн;

Ведрами для сбора рвотных масс и испражнений;

Губчатыми или поролоновыми ковриками или ветошью для обеззараживания обуви при входе и выходе из смотрового кабинета (бокса);

Раздельными уборочными инвентарями для уборки помещения и санитарных узлов;

Моюще-дезинфицирующими, дезинфицирующими и дезинсекционными средствами.

4. Приемное отделение и боксы для приема больных оснащают бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями, которые включают после приема больных с капельными инфекциями.

5. В боксах, смотровых кабинетах выделяют халаты, косынки, респираторы для врача, медицинской сестры, санитарки. При входе в смотровые кабинеты (боксы) медицинский персонал переодевает халат, шапочку или косынку, четырехслойную марлевую маску (при капельных инфекциях). При выходе халат, шапочку (косынку) и маску снимают. Халаты и косынки меняют в конце смены, маски - после приема каждого больного.

В небольших инфекционных стационарах, где имеется только один-два смотровых кабинета или бокса, халаты и шапочки меняют (с последующим обеззараживанием и стиркой (после приема однопрофильных больных с капельными инфекциями). В крупных стационарах, где имеется несколько профилированных смотровых кабинетов, халаты меняют после приема однопрофильных больных с капельными инфекциями в конце смены.

6. В смотровом кабинете (боксе) проводят тщательный осмотр больного (кожные покровы, зев и другое), измеряют температуру тела, собирают данные о перенесенных инфекционных заболеваниях путем опроса больного и сопровождающих его лиц. Выясняют наличие контактов (в детском учреждении, квартире) с другими инфекционными больными или нахождение (и в какие сроки) в другом стационаре до прибытия его в больницу, о чем делают соответствующую запись в истории болезни. Здесь же, при наличии показаний, у больного берут испражнения (у всех детей до 2-х лет), слизь из зева и носа и другие материалы для лабораторных исследований. У больных с подозрением на пищевуютоксикоинфекцию для этих же целей собирают рвотные массы и воды после промывания желудка.

7. При осмотре больного обращают внимание на наличие у него педикулеза. В случае выявления педикулеза проводят дезинсекционную обработку больного и его вещей. О каждом больном, у которого был обнаружен педикулез, сообщают в СЭС по месту жительства больного, делают соответствующую пометку в истории болезни.

8. В смотровом кабинете обеззараживанию подлежат все предметы с которыми соприкасался больной. Деревянные шпатели после одноразового пользования должны уничтожаться, а металлические - кипятят в дистиллированной воде 30 минут (в содовом растворе 15 минут). Термометры замачивают в 1 % растворе хлорамина на 30 минут, затем промывают и высушивают. После каждого больного использованные горшки, подкладные судна замачиваются на 30 минут в 1 % растворе хлорамина, затем промываются и сушатся.

9. В помещении приемного отделения или в боксе проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих средств после приема каждого больного. Уборочный материал маркируют и применяют строго по назначению. После использования уборочный материал обеззараживают.

10. Из смотрового кабинета больного направляют в специально отведенное помещение для санитарной обработки. Санитарную обработку больного проводят в приемном отделении в зависимости от назначения врача и состояния больного. При тяжелом состоянии больного ограничиваются частичной обработкой или влажным протиранием отдельных частей тела.

В случаях поступления больного в бокс или полубокс санитарную обработку производят непосредственно в этих помещениях.

11. Санитарная обработка больного сводится к следующим процедурам:

а) стрижка волос по медицинским показаниям, с последующим сжиганием их или обработкой в паровых стерилизаторах (0,5 кГс/см2 - 110-111°-20");

б) стрижка ногтей на руках и ногах;

в) мытье в ванной или под душем;

г) сбор вещей (одежда, белье, обувь больного), подлежащих дезинфекции, в индивидуальные мешки для последующей отправки их для обеззараживания в дезинфекционной камере. До камерного обеззараживания вещи инфекционных больных родственникам не выдают (личные вещи больных гриппом и другими ОРЗ, корью, паротитом, ветряной оспой и коклюшем обеззараживать не обязательно, эти вещи разрешают отдавать родственникам).

12. После прохождения санитарной обработки больной получает чистое белье, халат, пижаму, тапочки (больничные).

13. После каждого использования мочалки для мытья больных, ванны и смывные воды в них, машинки для стрижки волос, гребни, бритвы и бритвенные приборы, кусачки, ножницы для ногтей, пинцеты, наконечники для клизм, судна, мочеприемники обеззараживают по режимам. Смывные воды в ваннах обеззараживают только в отделениях кишечных инфекций.

Уборку помещений, где проводили санитарную обработку больного, производят с применением дезинфицирующих средств. Уборочный материал (ветошь, ведра, тазы и так далее) маркируют и используют строго по назначению. Для манипуляционного стола, шкафа и стола с медикаментами выделяют отдельный уборочный инвентарь. После использования уборочный материал обеззараживают.

14. Для мытья рук больных используют хозяйственное или туалетное мыло (двукратное промывание) в мелкой расфасовке на одноразовое или индивидуальное пользование.

15. Транспорт, доставивший инфекционного больного подвергают обеззараживанию силами персонала больницы на территории больницы на специально отведенной площадке или в шлюзе.

Транспортные средства (автомашина, носилки) орошают из гидропульта или тщательно двукратно протирают ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.

О дезинфекции санитарного транспортного средства делают запись в журнале приема больных и выдают эвакуатору талон за подписью дежурной медицинской сестры приемного отделения или ставят штамп на путевке водителя о проведенном обеззараживании. Эвакуатор сдает этот талон диспетчеру санэпидемстанции (дезстанции).

2. При необходимости проведения противопедикулезной и противоскабиозной обработки.

3. Гигиенические водные процедуры (обтирание, душ или ванна).

4. Бритье, стрижка волос и ногтей.

5. Переодевание в больничную одежду.

Выделяют следующие виды санитарной обработки больных : полная (включает все мероприятия) и частичная; общие гигиенические процедуры и специальные мероприятия (противопедикулезные и противоскабиозные). Вопрос об объеме санитарной обработки больного решает врач приемного отделения после осмотра больного, установления диагноза и оценки его общего состояния. Проводит санитарную обработку больного непосредственно медицинская сестра с помощью санитарки.

Общая санитарная обработка в полном объеме проводится больным, у которых удовлетворительное общее состояние, а также тем, кто не имеет тяжелых заболеваний или повреждений кожных покровов. Тяжелобольным (инфаркт миокарда, инсульт), больным с высокой лихорадкой, в обморочном состоянии, тяжелых поражениях кожи проводится частичная обработка, а в случаях тяжелого состояния пациента, которые нуждаются в срочных реанимационных мероприятиях, санитарная обработка не проводится.

Инвентарь санпропускника для проведения санитарно-гигиенической обработки больного: кушетки, шкафы для чистого белья и бачки для грязного белья, мочалки для мытья больных, мыло, машинки для стрижки волос, бритвы для бритья, ножницы, воздушные и водные термометры, мочалки и щетки для обработки ванны, промаркированный инвентарь (ведра, швабры), дезинфицирующие растворы.

Порядок проведения санитарной обработки больного:

1. Осмотрите тело больного на предмет выявления инфекционных заболеваний, чесотки, педикулеза и осуществите соответствующую запись на титульном листе медицинской карты.

2. Решите с врачом вопрос о необходимости и виде санитарной обработки и ее объеме.

3. Если необходимо, остригите больному ногти: стрижка, бритье волос

4. Помогите больному раздеться. Одежду сложите в специально выделенный чистый мешок, заполните при этом квитанцию в двух экземплярах с точным описанием названия и количества вещей. Один экземпляр прикрепите на мешок с вещами, второй, – вклейте в медицинскую карту.

5. Проведите гигиенические водные процедуры (обтирание, душ или ванна)

Если есть возможность, то лучше больных мыть под душем, который ими легче переносится.

Запомните! В случае ухудшения самочувствия больного (головокружение, сердцебиение, боль в области сердца, бледность) прекратите мытье, помогите больному выйти из ванны, положите на кушетку с приподнятым ножным концом, накройте простыней, поднесите к носу тампон, смоченный нашатырным спиртом, разотрите виски, на лоб положите полотенце, смоченное холодной водой, и вызовите врача.

В продолжение темы:
Праздники

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё». (К.Д Ушинский) О важности...

Новые статьи
/
Популярные