Тольяттинский государственный университет - опорный университет тольятти самарской области. Самарская епархия Сергий митрополит самарский и тольяттинский

Самарская митрополия – структурное подразделение Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), объединяющее православных христиан Кинельской, Отрадненской и Самарской епархий, а именно: приходы на территории Самары, Тольятти, Жигулевска, Сызрани, Кинеля, Безенчука, Отрадного, Похвистнева, Новокуйбышевска и прилежащих к ним муниципальных районов.

Самарская митрополия образована решением Священного Синода РПЦ 15 марта 2012 г.

История епархии

Прежде территория Самарской области и Сызранской области была под управлением Самарской епархии, которая управлялась одним епископом Сергием Самарским и Сызранским с 23.02.1993г. (ныне Митрополит Сергий), образованной в 1850 году путем выделения из Симбирской епархии, называлась епархия в 1850-1935 гг. – Самарская и Ставропольская, с 1935 по 1991 гг. – Куйбышевская и Сызранская, с 31.01.1991 г. Самарская и Сызранская.

Митрополит

После образования Самарской митрополии её главой назначен митрополит Самарский и Сызранский Сергий (ныне Самарский и Тольяттинский, решение Синода от 4 мая 2017г.)

Епархии митрополии и правящие архиереи:

Структурно Самарская и Сызранская митрополия на сегодняшний день включает в себя 4 епархии, путем выделения из бывшей Самарской и Сызранской епархии:

  1. Самарскую и Тольяттинскую епархию (города: Самара, Тольятти с прилегающими районами) - правящий архиерей митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий (ранее Митрополит Самарский и Сызранский). Изменена территориально и переименована в 2017г.
  2. Кинельскую и Безенчукскую епархию с прилегающими районами - правящий епископ Софроний Кинельский и Безенчукский (образована в 2012г.)
  3. Отрадненскую и Похвистневскую епархию с прилегающими районами- правящий епископ Никифор Отраденский и Похвиневский (образована в 2012г.)
  4. Жигулевскую и Сызранскую епархию с прилегающими районами - правящий епископ Фома Жигулевкий и Сызранский (образована в 2017г.)

Таким образом, Самарская митрополия ныне включает в себя 4 самостоятельных епархии. Одновременно все четыре епархии Самарской митрополии находятся в зоне ответственности Правящего митрополита Сергия Самарского и Тольяттинского (раннее Самарского и Сызранского, новый титул утвержден Священным синодом 4 мая 2017г.)

Для чего создавалась митрополия

Изменения были продиктованы соображениями лучшего обустройства епархий, поскольку количество приходов постоянно увеличивается. Самостоятельность новых епархий вовсе не означает, что они не будут согласовывать свои действия с митрополией. На основании Положения о митрополии создан совещательный орган, в который входят митрополит, все епископы, секретарь и несколько священников. Право решающего голоса остается за митрополитом Сергием Самарским и Тольяттинским.

Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви, отметил: «Без преувеличений можно сказать, что это одно из наиболее существенных преобразований церковного управления за последние годы. Появление большого количества новых епархий в перспективе приведет к существенному изменению церковной жизни, будет способствовать развитию той многосторонней деятельности, к которой призваны приходы: собиранию стада Христова и усилению проповеди Слова Божия. Епископ, становясь ближе к клиру и пастве, должен научиться не только лучше направлять эту деятельность, но и вникать в духовные и материальные нужды священнослужителей, мирян; следует преодолевать те средостения, которые, не будем закрывать на это глаза, порой возникают между архиереем, духовенством и паствой».

Названия

  • Самарская и Ставропольская (1850-1935)
  • Куйбышевская и Сызранская (1935 - 31 января 1991)
  • Самарская и Сызранская (31 января 1991 - 4 мая 2017)
  • Самарская и Тольяттинская (с 4 мая 2017)

История

На этой территории находилось 478 православных храмов (145 каменных и 333 деревянных), из которых 20 находилось в 7 городах губернии, действовало 50 молитвенных домов и часовен . Также имелось 3 единоверческих монастыря, 7 единоверческих храмов в Николаевском уезде и 1 молитвенный дом в Новоузенском уезде. В этих же уездах располагалось 17 церквей и 4 молитвенных дома католиков и 40 церквей и 3 молитвенных дома лютеран . Также на территории губернии находилось 217 мусульманских мечети (из них одна каменная), большинство из которых (111) действовало в Бугульминском уезде. Иудейские богослужения проводились лишь в Самаре, в арендованном помещении. В Ставропольском уезде имелся языческий храм - кереметь .

Управление

Центральным органом управления епархии была духовная консистория , под руководством правящего архиерея, осуществлявшая административные и судебные функции . В административные задачи консистории входило назначение на церковные должности; отчеты и характеристика кандидатов на такие должности; пострижения в монахи в монастырях епархии; надзор за ведением церковных книг; управление архиерейским домом, монастырями и храмами . Также ведению консистории подлежали вопросы церковного имущества и жалобы духовенства и на духовенство. Решения принимались коллегиально на совместных заседаниях, протоколы которых предоставлялись епископу. Епископ же мог вернуть дело обратно в консисторию. Последнее слово в спорных вопросах оставалось именно за ним .

Через духовный училищный совет консистория управляла духовно-учебными заведениями епархии. Также она занималась вопросами попечительства бедным лицам духовного звания, православного миссионерства и созданием церковно-приходских попечительств и советов. Высшей инстанцией для консистории был Святейший Синод.

В 1930-х годах епархия была переименована в Куйбышевскую и Сызранскую (Ставрополь в те годы был лишён статуса города , а Сызрань уже входила в состав Куйбышевской области).

Для эвакуации из Москвы ряда высших государственных и партийных учреждений и всех посольств был предназначен Куйбышев. Не случайно первой кафедрой, реально замещенной в РСФСР в дни войны, стала Куйбышевская, куда указом от 25 сентября 1941 года был назначен епископ Андрей (Комаров) , который к тому времени имел регистрацию в качестве настоятеля Покровского храма Куйбышева. Этот храм и стал кафедральным собором .

Послевоенное восстановление епархии шло медленно - в 1948 году в ней состояли 30 клириков (священники и диаконы без епископа и псаломщиков), в 1959 году - 46 клириков . Однако в 1954 году заработала своя свечная мастерская, которая только за 1958 год выпустила 35,3 тонны свечей .

В 1990 году, после переименования города Куйбышев обратно в Самару, епархия была переименована в Самарскую и Сызранскую.

В епархии на февраль 2010 года действовало семь монастырей и 298 приходов .

15 марта 2012 года решением Священного Синода из состава епархии были выделены Отрадненская и Похвистневская епархия и Кинельская и Безенчукская епархия ; Самарская, Кинельская и Отрадненская епархии были включены в состав Самарской митрополии. После этого в составе епархии остались: городские округа Самара , Тольятти , Жигулёвск , Сызрань , Новокуйбышевск и Волжский , Ставропольский , Сызранский , Шигонский муниципальные районы .

4 мая 2017 года решением Священного Синода из состава епархии была выделена Сызранская епархия , причём Богородичный Казанский монастырь с. Винновка Ставропольского района и духовно-просветительский центр Самарской митрополии при нем оставлен в канонической юрисдикции Самарской епархии .

Архиереи епархии

Монастыри

До основания епархии

Ранее на территории Самарской епархии действовали два православных монастыря в Самаре мужской и женский Спасо-Преображенские, закрытые по различным причинам в XVIII веке. В 1840-х годах были закрыты два женских единоверческих монастыря на Большом Иргизе : Средне-Успенский и Верхне-Покровский . К моменту основания Самарской епархии на её территории продолжали действовать ещё 3 единоверческих монастыря, расположенных в Николаевском уезде: мужские Иргизский Нижне-Воскресенский монастырь и Верхний Спасо-Преображенский монастырь и женский Средне-Никольский монастырь . Кроме этого действовали Бузулукская Тихвинская (с 1847 года) и Самарская Иверская (с декабря 1850 года) женские православные общины.

Российская империя

С созданием епархии началось и активное монастырское строительство. Уже в 1851 году было положено начало созданию Самарского Николаевского мужского монастыря , открытого в 1857 году. В 1853 году был открыт Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь . В 1860-м году появились Мойский Свято-Троицкий мужской и Самарский Иверский и Бузулукский Тихвинский Богородицкий женские монастыри. В 1865 году был основан Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь , в 1870 году - Николаевский Вознесенский женский монастырь . В 1874 году был создан Бугурусланский Покровский , а спустя два года, в 1876 году, был открыт Бугульминский Казанско-Богородицкий женские монастыри. В 1880 году открылся Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь , в 1885 - Чагринский Покровский женский монастырь , в 1886 - Раковский Свято-Троицкий женский монастырь . В 1893 году был утверждён Новоузенский Свято-Троицкий женский монастырь , наконец в 1901 - Свято-Троицкий Шихобаловский женский монастырь - ставший последним монастырём, открытым в епархии до установления Советской власти.

Только Николаевский монастырь получал средства на своё содержание из казны, Источниками дохода остальных являлось хлебопашество, скотоводство, садоводство, бахчеводство, а также пожертвования благотворителей. На монастырских полях обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, гречку, просо, горох и картофель. Заметная часть земель сдавалась в аренду. При некоторых монастырях имелись мукомольные мельницы, также становившиеся источником дохода . В женских монастырях дополнительным источником дохода было рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, в некоторых монастырях имелись и более экзотические мастерских. Так в Раковской обители действовала живописная мастерская. При некоторых монастырях действовали странноприимные дома, при двух женских монастырях были открыты богадельни, в восьми монастырях имелись больницы в общем количестве на 75 коек. При Иверском женском монастыре действовал сиротский приют. При всех монастырях действовали школы, обеспеченные хорошими помещениями и педагогическим составом .

С мужскими монастырями ситуация была иная. Управляющий Самарской епархией Михаил (Богданов) в своём отчёте Святейшему Синоду весьма негативно высказался в их отношении, указывая, что :

…совершенно отдалившись от цели их назначения - быть рассадниками благочестия и местами для подвигов и труда:… служат в большинстве случаев лишь убежищем для лиц, уклоняющихся от труда и ищущих дарового пропитания и спокойного препровождения времени… здесь положительно никто, начиная от иеромонахов и кончая молодым послушником, не только не занимается никаким физическим трудом, но даже считает для себя за унижение взяться за чёрный труд. Вся жизнь насельников монастырей проходит исключительно лишь в том, что они, отправив кое-как, с большой неохотой очередные службы, остальное время всецело предаются праздности: гуляют по монастырю и окрестностям, нередко предаются пьянству и развратной жизни… лень и праздность настолько обуяли всей монастырской братией, что она считает для себя обременением даже заняться чтением священных и других книг.. Однако в 1928 году на территории самарской епархии оказались некоторые монастыри, ранее принадлежавшие Сызранский Вознесенский монастырь (в селе Подгоры) монастыри. В 2007 году там же в Подгорах был открыт Заволжский в честь Честного и Животворящего Креста Господня мужской монастырь.

Миссионерство

После открытия епархии миссионерской деятельностью на её территории управлял вероисповедальный стол духовной консистории. По инициативе епископа Герасима 28 февраля 1871 года был создан епархиальный комитет православного миссионерского общества. Комитет должен был способствовать развитию миссионерства, за счёт государственных субсидий организовывать училища, библиотеки, больницы при пяти открытых миссионерских станах .

В конце 1880-х годов была введена должность епархиального миссионера, который занимался общим руководством противосектантской миссией и выполнял поручения епископа и консистории по делам миссии. В благочинных округах помощь ему оказывали окружные миссионеры, приходские священники, члены кружков ревнителей православия, а также рядовые миссионеры - обычно крестьяне, хорошо знавшие Библию . В секретном постановлении Самарской духовной консистории от 8 марта 1893 года указывались рекомендации по борьбе с сектантством, особо оговариваясь, чтобы духовенство не рассчитывало на помощь полиции и светские власти, а «старалось даже сектантам и раскольникам внушить доверие и расположение к себе кротостью, беспристрастием, участливостью к житейским нуждам и крайнею осторожностью, дабы и выражениями не оскорблять веру их, даже прегрешительную» .

В 1908 году был создан самарский епархиальный миссионерский совет, состоявший из председателя - правящего архиерея, ректора духовной семинарии, двух её преподавателей, двух протоиереев - членов духовной консистории, двух епархиальных миссионеров .

В 1915 году была введена должность книгоноши, который был обязан распространять (как продавать так и раздавать бесплатно) религиозную литературу. Также действовала крупная епархиальная миссионерская противосектантская и противораскольническая библиотека, инициатором создания которой выступил протоиерей Д. Н. Орлов. На местах, в центрах локального проживания сектантов, открывались локальные миссионерские библиотеки, действовавшие во всех приходах Самары и Новоузенска, а также ещё в 35 населённых пунктах 5 уездов губернии

25.04.2017

ТГУ посетил митрополит Самарский и Сызранский Сергий

24 апреля, в ознаменование завершения пасхальной недели, Тольяттинский государственный университет (ТГУ) посетил митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Владыка побывал на стройплощадке где возводится храм святой мученицы Татианы, и провёл для студентов опорного вуза «Урок истории».


Стройплощадку мемориального комплекса напротив главного корпуса ТГУ на ул. Белорусская оградили высоким забором. Однако с помощью видеовизитки ТВ-редакции молодёжного медиахолдинга ТГУ «Дорога к храму» гости и студенты Тольяттинского госуниверситета увидели

Напомним, Домовый храм при Тольяттинском госуниверситете войдет в состав мемориального комплекса, где также будет размещен памятный знак погибшим при взрыве автобуса в Тольятти 31 октября 2007 года.


Ректор ТГУ Михаил Криштал обозначил тему встречи - «Уроки истории» – и особо подчеркнул, что эти уроки начались как раз в видео о масштабном благотворительном проекте.


– Очень давно мы мечтали, чтобы у нас появился храм святой мученицы Татианы как символ всего российского студенчества. Уже очень давно мы обсуждаем в городе как сделать так, чтобы увековечить память тех, кто погиб 31 октября 2007 года при взрыве автобуса. Среди них было 3 наших студента. Мы это помним и хотим, чтобы все об этом помнили. Чтобы всегда было напоминание о том, в каком мире мы живем, насколько все зыбко и что нужно все это беречь. Каждый год мы 25 января отмечаем Татьянин день. Надо помнить, что этот теперь уже этот светский студенческий праздник имеет очень глубокую историю. В России мученица Татиана является символом российского студенчества вне зависимости от национальности и конфессий. Поэтому у такого мемориального комплекса будет консолидирующая роль, – отметил Михаил Михайлович.

В продолжение темы:
Тесты

Сонник XXI века К чему снится Вешалка и что означает: Приснившаяся вам вешалка – символ преодоления нелегких препятствий, вашего успеха в достижении цели. Вешать на нее вещи...

Новые статьи
/
Популярные