Смотреть что такое "Государственный бюджет" в других словарях. Планирование государственного бюджета

39. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Государственный бюджет – это государственная казна, которая необходима для сбора и расходования денежных средств на нужды государства. С его помощью правительство осуществляет свои функции и перераспределяет национальный доход в другие сферы. Многие отрасли не производят продукцию, но очень важны для страны: образование, медицина, транспорт. Поэтому государство должно позаботиться об их развитии.

Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Функции бюджета: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; проведение социальной политики; затраты на финансирование социальной и культурной области (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), на оборону и управление; текущие расходы (на выплату заработной платы); на резервы (накопления, предоставление кредитов).

Доходы бюджета возникают из:

а) налогов (90 %): косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины); прямых налогов (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, земельный налог, налог на наследство и т. д.);

б) неналоговых доходов: прибыль от государственных предприятий и выпуска государственных ценных бумаг, от внешней торговли и пожертвований граждан.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Причины бюджетного дефицита могут возникать из-за неэффективности запланированных реформ, военных расходов, циклических спадов экономики, сокращения налоговых поступлений, крупномасштабных хищений, коррупции и т. д. Чтобы ликвидировать дефицит, правительство идет на следующие меры: рост цен, займы у населения через выпуск государственных ценных бумаг кредиты у иностранных государств, а также через эмиссию. Эмиссия – печатание и выпуск денег в обращение центральным банком.

Государственный долг – задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами. Внутренним кредитором является население, внешними – иностранные государства и банки, которые дают государству в долг денежные средства и получают за это проценты. Крупнейшими внешними кредиторами России являются такие финансовые и банковские организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Лондонский и Парижский клубы.

Погашение государственного долга может проходить с помощью нескольких способов: увеличения налогов с населения; рефинансирования долга, т. е. продления срока займа, погашения долга с помощью выпуска новых ценных бумаг и продажи их населению; предоставления недвижимости в счет погашения долга; с помощью новых займов; привлечения иностранного капитала; уменьшения расходов.

Внебюджетные фонды – фонды, находящиеся в распоряжении государства и имеющие определенную цель. Виды внебюджетных фондов: Пенсионный фонд (для выплаты пенсий), Фонд социального страхования (для выплат пособий по уходу за ребенком и оплаты больничных листов), Фонд медицинского страхования (страхование здоровья).

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Бюджет См. также «Доходы и расходы» Цивилизация - это стадия развития общества, на которой ничего нельзя сделать без финансирования. NN Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований. Морис Станс, директор Бюджетного бюро США Идеальный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧР) автора БСЭ

Из книги Пауль Энтони Самуэльсон автора Красова Ольга

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Государственный бюджет (финансовый план) и проблемы экономической эффективности. Госбюджет – четкий финансовый план государства, учитывающий его доходы и расходы. Он является одним из важнейших рычагов повышения эффективности народного хозяйства. С помощью бюджета

Из книги Энциклопедия юриста автора

39. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Государственный бюджет – это государственная казна, которая необходима для сбора и расходования денежных средств на нужды государства. С его помощью правительство осуществляет свои функции и перераспределяет национальный доход в другие

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Бюджет и отчетность Бюджет все равно что совесть: от расходов он не удерживает, но вызывает чувство вины. («14,000 Quips & Quotes»)* * *Составление бюджета – самый солидный и добросовестный способ залезть в долги. («14,000 Quips & Quotes»)* * *Составление бюджета – самый трудоемкий способ

Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Бюджет БЮДЖЕТ (budget, букв. - сумка) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный Б. - основной, наиболее значительный фонд денежных средств,

Из книги автора

Планируя ваш бюджет Вам знакома ситуация, когда вы едва оплачиваете причитающиеся счета в указанный период? Если да, то не думайте, что вы одиноки - более половины, если не больше всех американских семей живут от счета до счета, иногда приходится «перезанять у Питера,

Из книги автора

19. Понятие «бюджет» Понятие «бюджет» в современных условиях получило широкое распространение. Сегодня оно стало очень знакомым и близким понятием. Это связано с тем, что функция бюджета чрезвычайно полезна для контроля над деятельностью предприятия, для избежания

Из книги автора

Бюджет См. также «Бизнес и государство» (с.108); «Семейный бюджет» (с.610)Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований.Морис Станс, директор Бюджетного бюро СШАГлавный фактор, определяющий размер и пропорции бюджета текущего года, – это размер

Презентация о статьях государственного бюджета. Одной из статей бюджета являются налоги. Поэтому внимание уделено видам и функциям налогов. Презентация может быть использована как на уроке по обществознанию, так и для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственный бюджет. Налоги.

Термин «бюджет» в переводе с английского языка означает «кошелёк», «сумка ». «Бюджет-это доходы и расходы за определённый период»

Существуют 3 ситуации с доходами и расходами. Доходы = расходы – это сбалансированный бюджет. Мы заработали 15тысяч и 15 тысяч потратили. Доходы расходы – профицитный бюджет. Заработали 15 тысяч, а потратили 14 тысяч, то у нас остаётся 1 тысяча впрок.

Виды бюджета 1.бюджет семьи 2.бюджет фирмы 3.бюджет государства

Статьи доходов семьи: 1.Заработная плата. 2.Прибыль от бизнеса 3.Пенсии и пособия 4. Продажа выращенных овощей, фруктов, ягод.

Расходы семьи: 1.Оплачиваем ЖКХ 2.Выплачиваем кредиты 3. Покупаем продукты, одежду, лекарства 4.Оплачиваем проезд в транспорте. 5.Походы в кино, театры. 6.Оплачиваем Интернет и т.д.

«Бюджет государства - это годовой план доходов и расходов государства ». Государственный бюджет всегда разрабатывает Правительство, Федеральное собрание РФ (высший законодательный орган государства).

Источниками государственного бюджета являются: 1.Налоги, 2.государсвенные займы (ценные бумаги, казначейские векселя ит.д.) 3.Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег 4. Займы у международных организаций.

Расходы государства: 1.поддержание обороноспособности - ок.20 % 2.социальные нужды – ок.50% 3.развитие инфраструктуры – дороги, связь, транспорт, озеленение.

Государственный бюджет - это 1) совокупность налогов, поступающих государству 2) годовой план доходов и расходов государства 3) расходы государства на оборону, здравоохранение, культуру, науку, образование 4) государственные закупки товаров и услуг Профицит государственного бюджета – это 1) понижение курса национальной валюты 2) высокий уровень инфляции 3) отказ исполнять долговые обязательства 4) превышение доходов нал расходами

К доходам семейного бюджета относится 1) выплата процентов по кредиту 2) приобретение продуктов питания 3) пособие по безработице 4) оплата коммунальных услуг Что составляет одну из статей расходов государственного бюджета? 1) возврат кредитов странами должниками 2) финансирование оборонного заказа 3) прибыль государственных предприятий 4) акцизные пошлины на табачные изделия

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Прямые налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества физических и юридических лиц. 1.подоходный налог – 13 % в РФ; 2.налог на прибыль; 3. налог на имущество; 4.налог на недвижимость.

Косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг. 1.таможенные пошлины; 2.налог на экспорт; 3.акцизные сборы; 4. налог на добавленную стоимость (НДС); 5.налог с продаж.

Системы налогообложения: 1) пропорциональная - сумма налога пропорциональна доходам работников 2) прогрессивная – налог тем выше, чем выше доход. 3) регрессивная – налог тем выше, чем ниже доход.

Функции налогов: 1 . Фискальная - это содержание государственного аппарата, обороны страны, финансирование школ, больниц, библиотек и т.д. 2 . Распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.

Функции налогов: 3 . Стимулирующая (антимонопольная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличение числа рабочих мест. 4. Социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов. 5. Конкретно-учётная – осуществляет учёт доходов граждан, предприятий и организаций.

Налогообложение - это определенный законодательством механизм 1) изъятия доходов частных предприятий в пользу государственных 2) изъятия части доходов граждан в пользу государства 3) повышения расходов на государственный аппарат 4) увеличения пенсий и пособий

Налогом в РФ облагается следующий доход потребителя 1) пенсия 2) стипендия 3) заработная плата 4) пособие по безработице Косвенным налогом является 1) подоходный налог 2) таможенная пошлина 3) налог на имущество 4) налог на прибыль

Верны ли следующие суждения о налогах? А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны;

Согласно Налоговому Кодексу РФ налогоплательщик обязан 1) требовать соблюдение налоговой тайны 2) уплачивать законно установленные налоги 3)получать своевременный зачёт сумм, излишне уплачиваемых 4)получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах

Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обязательные уплаты 2) безвозмездность 3) пропорциональность доходу 4) возвратный характер 5) законодательное установление.

Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Примеры налогов А) Подоходный Б) Налог с продаж В) Акцизный сбор Г) Налог на наследство Д) Налог на имущество Е) Налог на добавленную стоимость Виды налогов 1) прямой 2) косвенный

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1 . Понятие «налог» 2. Виды налогов а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) перераспределение доходов; в) воспитательная г) стимулирующая; д) конкретно-учётная.


Никаких «государственных денег» нет - есть только деньги налогоплательщика. Связь налогов с бюджетом очевидна. Но, только ли они формируют бюджет? Рассмотрим это на примере заданий ЕГЭ экономического блока.

Задания на экономику ЕГЭ с экспертом

Мы продолжаем разбирать задания из сферы экономики. Сегодняшний разбор заданий дополняет тему нашего мини-курса сложных тем ЕГЭ по обществознанию 2014. Подписывайтесь на него немедленно и используйте в своей эффективной подготовке к ЕГЭ.

Для начала простое задание части А из ЕГЭ по обществознанию 2013.

Что такое ? И у семьи, и у фирмы, и у государства есть свои расходы и доходы. Вопросы на понимание источников финансирования и видов расходов государства — самые актуальные на ЕГЭ. Здесь главное вычислить государственный интерес и уровень принятия решений.

1) Частный может начислять проценты по вкладам? Да! Ответ 1 верен? Нет!

2) Сотрудники частных предприятий получают зарплату от государства? Нет! Ответ 2 верен? Нет!

3) Налоги граждан составляют доход государства? Да! Ответ 3 верен? Нет!

4) Государство содержит , тратит на ее содержание средства? Да! Ответ 4 верен? Да!

Задание посложнее, на оценку двух суждений.

А9. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

Государственный бюджет:

А. Всегда составляется на 1 год.

Б. Зависит от темпов роста экономики страны.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Что нас должно насторожить в варианте А? Слово всегда. А если конкретно, то современный бюджет РФ, например, принят на три года. Вариант А отпадает.

Бюджет — это главный экономический план страны. Вы хотите в период экономического кризиса получить много доходов и запланировать серьезные расходы? Это, как минимум, не реалистично, а, как максимум, приведет страну к ! Конечно, государство учитывает темпы роста, так как от них зависят доходы (например, рост, это больше проданных товаров — больше полученных налогов). Вариант Б правилен! Ответ 3.

Теперь вопрос части В. Потренируем задание В8, но поиск родового понятия для приведенных терминов (обобщающего).

В8. Найдите понятие, которое является обобщающим, и для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которым оно указано.

1) бюджетный кризис 2) эмиссия 3) исчерпание средств 4) государственный долг 5) дефицит

Рассуждаем. Мы видим перечень явлений, относящихся к плачевному состоянию экономики. государство задействует, возможно, для ликвидации долга. Но, что будет причиной долга? Нужен термин, и он — бюджета. Исчерпание, кризис, это, в данном случае, вспомогательные понятия, конкретизирующие ситуацию. Нехватка средств в бюджете называется дефицитом! Ответ 5 (ЦИФРА НО НЕ ТЕРМИН).

И теперь сложная задача части С на понимание связи экономических процессов — и бюджетных вопросов, в данном случае.

С6. В ситуации экономической депрессии правительство государства М. приняло решение перейти с «твердой» шкалы налогообложения на «плавающую» регрессивную. Выскажите не менее двух предположений, какими мотивами руководствовалось правительство страны. Какой аргумент могли высказать противники данной меры?

Сразу поясняем. — это когда все платят одинаковый процент от дохода без учета его размера. Например, у нас в России самый низкий в Европе — 13%.

Означает, что налог меняется в зависимости от величины дохода. — чем больше доход, тем выше ставка налогообложения. — обратно, чем выше доход, тем ниже ставка налогообложения. Итак, наша ситуация задания: почему все платили одинаковую ставку, а потом стало больше получил — меньше заплати?

Наверное, государство хочет стимулировать рост производства в ситуации депрессии, побудить экономические активные элементы к действию, поощрить их? А может, государственные доходы и так серьезно сократились (депрессия, все-таки). Поэтому нет смысла цепляться за утраты, стоит рискнуть и освежить депрессивную экономику таким решением? Или граждане ищут пути ухода от налогообложения, и государство стимулирует их все-таки, чуть меньше, но заплатить?

Предполагаем:

Наши предположения:

1. Государство решило стимулировать производителей к более активным действиям на рынке. В случае успеха, они смогут оставить себе большую часть дохода, чем раньше.

2. Государство в условиях падения налоговых поступлений в бюджет пытается облегчить налоговое бремя для легализации для налогообложения хотя бы части доходов.

Ну, а обратные аргументы возможны такие. Мы и так теряем доходы из-за кризиса экономики, зачем лишаться так необходимых доходов?

Возможный аргумент противников данной меры:

— В условиях кризиса нельзя отказываться от любых налоговых поступлений, иначе государство не выполнит свои обязательства, возможен дефолт.

И, напомним, что каждая пройденная тема закрепляется выполнением плана С8. Его тема и Ваше домашнее задание на сегодня выглядит так:

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Бюджетная политика государства» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе



Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Государственный бюджет – это государственная казна, которая необходима для сбора и расходования денежных средств на нужды государства. С его помощью правительство осуществляет свои функции и перераспределяет национальный доход в другие сферы. Многие отрасли не производят продукцию, но очень важны для страны: образование, медицина, транспорт. Поэтому государство должно позаботиться об их развитии.

Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Функции бюджета: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; проведение социальной политики; затраты на финансирование социальной и культурной области (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), на оборону и управление; текущие расходы (на выплату заработной платы); на резервы (накопления, предоставление кредитов).

Доходы бюджета возникают из:

а) налогов (90 %): косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины); прямых налогов (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, земельный налог, налог на наследство и т. д.);

б) неналоговых доходов: прибыль от государственных предприятий и выпуска государственных ценных бумаг, от внешней торговли и пожертвований граждан.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Причины бюджетного дефицита могут возникать из-за неэффективности запланированных реформ, военных расходов, циклических спадов экономики, сокращения налоговых поступлений, крупномасштабных хищений, коррупции и т. д. Чтобы ликвидировать дефицит, правительство идет на следующие меры: рост цен, займы у населения через выпуск государственных ценных бумаг кредиты у иностранных государств, а также через эмиссию. Эмиссия – печатание и выпуск денег в обращение центральным банком.

Государственный долг – задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами. Внутренним кредитором является население, внешними – иностранные государства и банки, которые дают государству в долг денежные средства и получают за это проценты. Крупнейшими внешними кредиторами России являются такие финансовые и банковские организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Лондонский и Парижский клубы.

Погашение государственного долга может проходить с помощью нескольких способов: увеличения налогов с населения; рефинансирования долга, т. е. продления срока займа, погашения долга с помощью выпуска новых ценных бумаг и продажи их населению; предоставления недвижимости в счет погашения долга; с помощью новых займов; привлечения иностранного капитала; уменьшения расходов.

Внебюджетные фонды – фонды, находящиеся в распоряжении государства и имеющие определенную цель. Виды внебюджетных фондов: Пенсионный фонд (для выплаты пенсий), Фонд социального страхования (для выплат пособий по уходу за ребенком и оплаты больничных листов), Фонд медицинского страхования (страхование здоровья).

В продолжение темы:
Тесты

Сонник XXI века К чему снится Вешалка и что означает: Приснившаяся вам вешалка – символ преодоления нелегких препятствий, вашего успеха в достижении цели. Вешать на нее вещи...

Новые статьи
/
Популярные