Прямые всеобщие тайные выборы. Всеобщее — равное — прямое — тайное. Принцип добровольного участия в выборах

Всеобщее избирательное право означает признание за всеми гражданами Российской Федерации, достигшими определённого возраста, без каких либо ограничений право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право). Конституция РФ гарантирует это право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

В соответствии со ст. 4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право избирать возникает с 18-летнего возраста, по данным Межпарламентской ассамблеи ООН, это среднестатистический возраст, при достижении которого за гражданином (подданным) признаётся активное избирательное право. Право быть избранным возникает у гражданина РФ при достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин, достигший 21 года (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ), Президентом РФ – гражданин РФ, достигший возраста 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Выезд гражданина РФ за пределы страны для постоянного или временного проживания не лишает его избирательных прав. Такой гражданин сохраняет всю полноту избирательных прав. В свою очередь, Российская Федерация обязана обеспечить такому гражданину возможность реализовать свои избирательные права по месту его постоянного или временного проживания через дипломатические и консульские представительства.

Граждане Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными, если они признаны судом недееспособными, а также находятся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, ограничиваются в избирательном праве при наличии одного условия: в отношении него должен вступить в законную силу приговор суда, предусматривающий в отношении гражданина применение такой меры ответственности, как лишение свободы. Таким образом, если гражданин РФ осуждён к лишению свободы условно, он сохраняет избирательное право. В то же время граждане РФ, в отношении которых приговор суда предусматривает отбывание наказания в виде лишения свободы, и на день проведения голосования приговор вступил в законную силу, не имеют право голосовать.



Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, за исключением вышеуказанных лиц, обладают равными избирательными правами. Право на участие в выборах лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, предполагает наличие таких же возможностей на реализацию прямого избирательного права при тайном голосовании, что и у всех остальных граждан РФ. Нахождение таких граждан РФ в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, не может служить основанием для ущемления их конституционного права избирать. Особенно сложно реализовать данное конституционное право граждан РФ в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, в случае их территориальной удаленности.

Следует отметить, что законодательством зарубежных государств предусматриваются различные подходы к ограничению активного и пассивного избирательного права граждан как находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, так и содержащихся под стражей. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании активным и пассивным избирательным правом (по Акту о народном представительстве 1983 г.) не обладают лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Избирательных прав лишаются также и условно освобождённые от наказания (без изоляции от общества). Конституция Италии лишает лиц избирательных прав в случае окончательного уголовного приговора, причём также не обязательно к лишению свободы.

Закон о выборах публичных должностных лиц Японии (принят в 1950 г.), лишает избирательных прав: а) осуждённых за уголовные преступления, б) лишённых права голосовать по приговору суда за мелкие правонарушения, в) совершеннолетних, находящихся под опекой. По японскому уголовному праву временно лишается избирательных прав нарушитель закона о выборах на публичную должность. Схожие с японским избирательным законодательством положения содержит Конституция Люксембурга.

Избирательный закон Гондураса за незаконное финансирование политических партий и кандидатов предусматривает основное наказание в виде штрафа в размере 200 процентов незаконно перечисленных или полученных сумм и дополнительное – приостановление активного и пассивного избирательного права правонарушителя на срок от двух до трёх лет. В США практически во всех штатах осуждённые за так называемые позорящие преступления лишаются избирательных прав по решению суда, а в некоторых штатах – даже права быть присяжными заседателями.

Что касается подходов законодателей различных стран к вопросу ограничения избирательных прав лиц, находящихся в местах содержания под стражей, то согласно Конституции Республики Беларусь, а также статьи 89 Конституции Туркменистана лишаются избирательных прав лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (как в России). В Белоруссии и Туркменистане лица, содержащиеся под стражей, лишены активного избирательного права.

Таким образом, вопросы ограничения избирательных прав, в том числе лиц, находящихся в местах содержания под стражей, рассматриваются в тех или иных государствах по-разному, в зависимости от построения правовой системы страны.

Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных началах. Равные основания участия в выборах обеспечиваются следующими обязательными элементами:

Наличием у избирателей равного количества голосов (если у одного избирателя одни голос, то и у других избирателей тоже только один голос);

Включением избирателей только в один список избирателей (таким образом, каждый избиратель может проголосовать на выборах только один раз);

Примерно равным числом избирателей в каждом избирательном округе (что позволяет сохранить равное представительство мнений избирателей);

Соблюдением установленных норм представительства (прежде всего при формировании избирательных участков);

Предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной компании для кандидатов (в том числе при проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации);

Едиными правилами проведения выборов на всё время проведения избирательной компании (с момента назначения выборов и до объявления официальных результатов голосования);

Равной правовой защитой избирательных прав всех граждан и их общественных объединений (в административном и судебном порядке).

Принцип равного избирательного права распространяется в равной степени, на активное и пассивное избирательное право, и взаимосвязан с принципом всеобщего избирательного права. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, также имеют право на реализацию принципа равного избирательного права, наряду с другими избирателями. Они в обязательном порядке включаются в списки избирателей. Администрация учреждений выдает справки тем избирателям, которые не имеют паспорта, для того, чтобы они приняли участие в выборах. Избиратели, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, должны быть обеспечены литературой о выборах и агитационными материалами. Кроме того, им предоставляется возможность принять участие в голосовании наравне с другими гражданами РФ, для этих целей в учреждениях могут быть образованы избирательные участки, или голосование проходит вне помещений для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц, администрации учреждения) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах лично. Этот принцип также распространяется на выборы, проводимые на всех уровнях органов государственной власти и местного самоуправления. Избиратель не может передоверить своё право избирать и быть избранным другим гражданам РФ или организациям. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

В соответствии с федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования – открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые, если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого) (ч. 6-7 ст. 68 Закона).

Тайное голосование – обязательный атрибут демократических выборов. Принцип тайного голосования означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю должна быть предоставлена возможность использовать закрытую кабинку для заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени не должны иметь идентифицирующих признаков, которые позволили бы определить личность избирателя. Реализация этого принципа в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется путём оборудования специальных помещений для голосования или путём голосования по месту содержания под стражей. В этих условиях коллегиальность избирательной комиссии является обязательным условием соблюдения принципа тайного голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации волен самостоятельно принять решение о явке на избирательный участок.

Свободные выборы являются частью более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 17, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; ч. 1 ст. 22 установлено, что каждый имеет право на свободу; ст. 29 гарантирует в ч. 1 свободу мысли, а в ч. 3 запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений; ч. 1 ст. 45 и ч. 1 и 2 ст. 46 гарантируют государственную, в частности, судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина. Всё это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования.

В целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (ст. 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, соединённые с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершённые лицом с использованием своего служебного положения, либо совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (ст. 5.1 КоАП РФ).

Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, обязаны подчиняться определённым режимным требованиям администрации учреждения, в том числе и связанным с передвижением по территории учреждения. Явка избирателей, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, традиционно является очень высокой и достигает фактически 100 %. В свете этого возникает вопрос, всегда ли участие в выборах является добровольным волеизъявлением граждан РФ? Для реализации принципа свободного участие в выборах администрации учреждений исполняющих наказания не должны нести ответственность за явку избирателей.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами её территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объёме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 ф едерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением народных голосований, за «закрытыми дверями». Принцип гласности же требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчётов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Комиссии и их должностные лица не вправе запрещать опубликование таких отчётов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию, другие решения, относящиеся к подготовке и проведению выборов или референдума, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путём.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В федеральном избирательном законодательстве, а также в других соответствующих отраслях законодательства под вмешательством понимается, в частности, воспрепятствование работе избирательных комиссий, а также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией её полномочий, установленных законодательством о выборах с целью повлиять на её решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, подсчёта голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательных комиссий (ч. 1 и 3 ст. 141 УК РФ).

В то же время сотрудники следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, активно способствуют организации и проведению выборов на всех этапах, в том числе и в качестве членов избирательных комиссий. Участие сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, является обязательным условием, так как, прежде всего, они обеспечивают выполнение режимных требований, с которыми иные члены избирательных комиссий, как правило, не знакомы.

Принцип всеобщих равных выборов. Постановления и определения КС РФ о выборах.

В основу современного изб. права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов . Это предполагает, что все совершеннолетние граждане гос-ва вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие установленным законом возраста, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее изб. право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших изб. возраста, не совпадают. По К. РФ, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения- содержание под стражей.

Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом изб. округе также должно быть примерно равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило "один человек- один голос" нарушается. Важное значение имеет то, каким образом проведены границы округов.

Как отмечается в постановлении КС РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодат. Собрания Оренбургской области" в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной изб. системе одновременно в одно- и многомандатных изб. округах может не противоречить К. РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, в случае если гарантированы равные условия для реализации гражданами изб. прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, изб. законодат-во предусматривает использование ряда юр.
Размещено на реф.рф
механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования изб. округов.

75.Всеобщее избирательное право˸ развитие, условия осуществления, ограничения.

Принцип всеобщих равных выборов. Постановления и определения КС РФ о выборах. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принцип всеобщих равных выборов. Постановления и определения КС РФ о выборах." 2015, 2017-2018.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.



Несмотря на то, что в действующей Конституции РФ основополагающие принципы избирательного права нашли свое закрепление только применительно к выборам Президента России (ст. 81), имеются все основания утверждать, что эти принципы в одинаковой степени обязательны для всех выборах в РФ.

Мы считаем целесообразным рассмотреть их более подробно:

· Принципы избирательного права закрепляют основы, на которых базируются механизмы правотворческого регулирования закрепленного Конституцией права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Помимо того, что они лежат в основе законов о выборах, они ещё и служат главными критериями законности и правомерности действий кандидатов, граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и др. участников избирательного процесса, свидетельствуя собой приоритетность правового регулирования отношений, связанных с реализацией и защитой избирательных прав граждан. Юридическое закрепление принципов избирательного права нашло в Конституции РФ, различных федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации, а так же в нормах международного права. Здесь можно выделить 2 группы принципов:

1. Принципы участия российских граждан в выборах непосредственно связаны с содержанием избирательных прав, закрепленных нормативно-правовыми актами и условиями их реализации. Здесь можно выделить принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. Однако, как уже упоминалось выше, в действующей Конституции РФ основные принципы участия граждан оговариваются лишь в рамках того, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). Поэтому, особое значение приобретает статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает собой свободное и добровольное участие граждан в выборах всех уровней на основе добровольного и свободного участия в них, при равных избирательных правах, а так же тайности процедуры голосования.

2. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления(35 лет). При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Этот принцип так же означает, что пол, раса, национальность, происхождение, место жительства, материальное положение и прочие факторы в учет не берутся.

При этом, стоит огласить, что всеобщее избирательное право все таки имеет свои ограничения. Это ряд избирательных цензов, которые в соответствии с нормами права устанавливают ограничения избирательных прав, в соответствии с теми или иными причинами. В этом контексте важно подчеркнуть, что в современных российский условиях установленные избирательные цензы не носят дискриминационных характер, а созданы для обеспечения заинтересованного и осознанного участия граждан в процедуре выборов, а так же с целью исключения злоупотребления избирательными правами со стороны граждан.Выделяют 2 вида ценза: возрастной ценз и ценз оседлости.

Гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру и участвовать в качестве кандидата в выборах в том случае, если он достиг возраста 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы 21 года. Законами субъектов РФ так же может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательные органы субъектов и в органы местного самоуправления, который не должен превышать 21 года, на день голосования. А вот установление ценза на максимальный возраст кандидата не имеет и не может иметь место.

Ценз оседлости устанавливается только в рамках Конституции РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. Согласно статье 81 Конституции РФ, ценз оседлости закреплен лишь по отношению к президентским выборам и означает требование к кандидату в виде постоянного проживания на территории РФ не менее 10 лет.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Подобные дополнительные ограничения оговорены в статье 32 Конституции РФ и связаны с участием в процедуре выборов лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда или тех, которые признаны судом недееспособными. Однако, граждане признанные ограниченно дееспособными правом участия в выборах обладают.

Согласно 17 статье Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к участию в процедуре выборов в органы местного самоуправления не допускаются военнослужащие, которые проходят военную службу в воинских частях, военных учреждениях и организациях, которые располагаются на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства данных граждан расположено на территории другого муниципального образования.

В качестве дополнительных ограничений пассивного избирательного права можно выделить следующие:

Не могут быть избранными:

§ граждане РФ.имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

§ граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

§ осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

§ лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

§ гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

§ гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

· Принцип равного избирательного права предусматривает собой, что граждане на равных правах и основаниях, т.е. каждый гражданин с юридической точки зрения обладает равными возможностями для выдвижения кандидатов, участвовать в процедуре голосования, на равных основаниях участвовать в предвыборной компании и агитации и др. избирательных действиях. Данное равенство достигается прежде всего за счет того, что гражданин может быть включен в списое избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в процедуре голосования только один раз. Каждому гражданину выдается определенное, равное количество бюллетеней. Гражданин не вправе оказывать давление на других участников избирательного процесса.

Привозникновение такой ситуации, когда на выборах в представительный орган власти субъекта РФ или муниципального образования образуются избирательные округа с разным количеством мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов равное числу мандатов, которые распределяются. Это количество голосов равно минимальному количеству распределяемых мандатов, либо равно одному. Благодаря внедрению таких мер, исключается возможность обладания избирателей разного количества голосов.

Так же важно для обеспечения равенства избирательных прав в законодательстве оговорено то, что избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Это способствует достижению равной значимости голосов всех избирателей. При этом «вес» голосов не будет различаться.

· Принцип прямого избирательного права подразумевает собой, что голосование за или против кандидатов проводится непосредственно. Предполагается, что каждый участвует не только непосредственно, но и лично. Согласно статье 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирает участвует в процессе волеизъявления лично, и не в праве голосовать за других избирателей.

· Принцип добровольного участия в выборах подразумевает, что никто не имеет права оказывать какое либо влияние на гражданина чтобы склонить его к участию в выборах или неучастию, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Избиратель самостоятельно должен решить участвовать ему в выборах или нет, а так же как он будет голосовать.

· Принцип тайного голосования . Исключает собой какой либо контроль за волеизъявлением избирателей. Соблюдение тайной процедуры голосования является одной из главных задач избирательных комиссий при выборах различных уровней. Однако здесь следует учитывать то, что не смотря на данную обязанность избирательных комиссий, они не могут заставить граждан голосовать в специально предусмотренных кабинах. Гражданин может заполнить свой бюллетень в любом удобном для него месте в пределах избирательной комиссии. Так же следует отметить, что действия граждан при процедуре голосования не должны носить агитационного характера.

· Обязательность выборов. Выборы – единственный законный способ формирования органов государственной власти и органов власти муниципальных образований путем волеизъявления граждан. Выборы должны назначаться соответствующими государственными или муниципальными органами, в соответствии со сроками, установленными законом. Если выборы не назначаются соответствующими органами власти, то решение об их назначение накладывается на соответствующую избирательную комиссию. Если выборы так и не были назначены избирательной комиссией, или такая комиссия отсутствует, в соответствии с 10 статьей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления собираются заявления по результатам которых, соответствующий суд общей юрисдикции определяет срок проведения процедуры голосования.

· Периодичность выборов. Оговаривает время в рамках которогодолжны истекать полномочия выборных органов и лиц, и как соответствует периодичность назначения процедуры выборов. Эти временные промежутки должны быть оптимальными для обеспечения стабильной работы органов власти и выборных лиц, а так же гарантировать сменяемость и предотвращать слишком длинное обладание полномочиями одних и тех же органов и лиц.

Статья 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет срок полномочий избранных должностных лиц и органов власти, которые составляет не более пяти лет. Периодичность выборов так же достигается путем установления дня голосования, которым является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такой порядок постановки дней голосования так же способствует реализации принципа периодичности.

· Альтернативность выборов . Дает возможность избирателям свободного выбора одного из нескольких кандидатов. Благодаря этому принципу обеспечивается состязательность кандидатов и избирательных объединений.

В качестве дополнительной гарантии свободы волеизъявления избирателей можно определить то, что избранным считается кандидат в том случае, если за него проголосовало не менее 50% от общего числа избирателей, которые приняли участие в голосовании.

· Независимость избирательных комиссий означает, что избирательные комиссии образуются специально для проведения, реализации и защиты граждан при подготовке и проведении процедуры голосования. Созданы системы избирательных комиссий в которые включают: ЦИК (центральная избирательная комиссия), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (т.е. районные, городские) избирательные комиссии, а так же участковые избирательные комиссии. Каждая избирательная комиссия считается независимой, что обеспечивается следующими условиями:

1. Особый порядок формирования;

2. Ряд полномочий, который наделяет избирательные комиссии исключительными правами в рамках составления списков избирателей для организации и подготовки процедуры голосования, регистрации списков кандидатов и в определении результатов проведенных выборов;

3. Установление определенных ограничений для членов избирательных комиссий (наделение правом решающего голоса);

4. Принятые избирательными комиссиями решения являются обязательными для всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, различных учреждений государственного типа, местного самоуправления, кандидатов, избирательных и общественных объединений, организаций и т.д.

5. Расформировать избирательную комиссию возможно лишь в случае принятия судебного решения, в порядке принятом и установленным законом.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Сегодня система избирательных комиссий в России представлена Центральной избирательной комиссией РФ, 83 избирательные комиссии субъектов РФ и более 2,5 тысяч территориальных избирательных комиссий, на федеральных выборах действует более 96 тысяч участковых избирательных комиссий. При этом, важно отметить, что система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в РФ.

· Гласность. Вся деятельностьизбирательных комиссий при подготовке и проведении выборов (сюда так же включается и подсчет голосов, и установка итогов и результатов голосования) должна осуществляться открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

Выборы занимают особое место в системе демократии, они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., принятой ООН, подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ч. 3 ст. 21)*. В нашей стране широко используется этот демократический способ формирования государственных органов и органов местного самоуправления.

*Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; Сост. проф. Н.А. Михалева. Т. 1. С. 329

В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборные органы местного самоуправления. Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.

Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Особое значение в избирательной системе имеют правила, на основании которых определяются результаты голосования.

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право. Избирательное право – институт (часть) конституционного права, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов.

Вместе с тем этот термин используется также для обозначения избирательных прав граждан (т.е. их субъективных прав). Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации. Оно включает активное избирательное право граждан - право избирать и пассивное избирательное право граждан - право быть из­бранными в органы государственной власти и выборные органы мест­ного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в нормативных актах - источниках избирательного права. Среди них надо прежде всего на­звать федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 19 сентября 1997 г.* (с изменениями и дополнениями, внесен­ными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 30 марта 1999г.**, «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.***; «О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ» от 24 июня 1999г.**** Имеются и другие ис­точники избирательного права, в том числе законодательные акты субъектов Российской Федерации.

*СЗРФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

**СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653.

****СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Участие граждан в выборах основывается на принципах равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, сво­бодного и добровольного участия в выборах.

Эти принципы избирательной системы, избирательного права, бу­дучи их важнейшими началами, определяют основные черты порядка организации и проведения выборов, реализуются на различных стади­ях выборов. Избирательный процесс продолжителен во времени, вклю­чает ряд этапов, являющихся главными моментами их организации и проведения: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвы­борная агитация; голосование; определение результатов выборов; по­вторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия).

Рассмотрим принципы участия граждан Российской Федерации в выборах, наиболее ярко характеризующие их избирательные права, ре­ализацию прав, порядок выборов.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по до­стижении установленного законодательством возраста - быть избран­ным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин РФ обладает активным и пассивным из­бирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. В то же время есть общепри­нятые естественные, оправданные ограничения: не имеют права изби­рать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Уместно вместе с тем заметить, что избирательными правами пользуются и лица, к которым в соответствии с законодательством была применена мера пресечения - содержание под стражей (но они еще не являются заключенными, осужденными судом).

Если связанным с возрастом условием приобретения активного из­бирательного права является достижение 18 лет (оно называется воз­растным цензом активного избирательного права), то возрастной уро­вень, необходимый для приобретения пассивного избирательного права, может быть другим (хотя бывает и таким же - 18 лет). Так, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. За­конами субъектов Федерации могут также устанавливаться дополни­тельные условия приобретения гражданином РФ пассивного избира­тельного права, связанные с достижением им определенного возраста. Однако устанавливаемый минимально необходимый возраст не дол­жен превышать 21 года при выборах в законодательные (представи­тельные) органы государственной власти субъектов Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (президента) этих субъектов и 21 года при выборах в органы местного самоуправления (но возрастные уровни по решению законодательного органа субъекта могут быть и ниже, однако не могут быть выше ука­занных). Законодательством также устанавливаются ограничения, свя­занные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться одновременно на государственной службе, заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью.

Всеобщность избирательного права не только провозглашается, но и гарантируется. Законодательство о выборах предусматривает гаран­тии, обеспечивающие возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными правами. Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (т. е. граждан РФ, об­ладающих активным избирательным правом), их право обжаловать не­включение в такой список, ошибки и неточности в нем. Законодатель­ство закрепляет ряд мер организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому избирателю воспользоваться своим правом. В частности, избирательные участки образуются в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях. Имеются и другие гарантии этого принципа.

Немаловажной гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории иностранного государства.

Устанавливая гарантии реальной всеобщности выборов, законодательство вместе с тем закрепляет принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип равного избирательного права

Большое значение для обеспечения демократизма выборов имеет принцип равного избирательного права. Он означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип также гарантируется. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Это делается для того, чтобы нельзя было проголосовать более одного раза. Вторая часть содержания данного принципа гарантируется образованием избирательных округов с примерно равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». (Вместе с тем в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.)

Принцип прямого избирательного права

Законодательство содержит также принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Мировой опыт выборов знает и другие способы голосования, когда избиратели избирают выборщиков, которые уже и выбирают депутатов или должностных лиц (косвенные выборы), или нижестоящие органы избирают вышестоящие (многостепенные выборы).

Важное значение в обеспечении демократизма народного волеизъявления имеет тайное голосование. Голосование на выборах в РФ является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. В них при заполнении избирателем бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было.

Выборы в Российской Федерации имеют еще ряд характерных черт, основных моментов, на которых базируется избирательный процесс. К ним можно отнести: обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями; право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию; финансирование выборов за счет бюджетных средств и вместе с тем создание кандидатами, избирательными объединениями, их блоками собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации; гласность при подготовке и проведении выборов.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются их подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль над их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок ее полномочий – четыре года. Она состоит из 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Федерации, также действующие на постоянной основе, формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, причем половина членов этих комиссий должна назначаться этими законодательными органами. Этими же государственными органами формируются и окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Другие виды избирательных комиссий формируются выборными органами местного самоуправления. В состав избирательных комиссий входят также и члены с правом совещательного голоса; их вправе назначить (по одному) сам кандидат*, избирательное объедине­ние в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (спи­сок кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии. Такие члены комиссий имеют право доступа ко всем материалам и докумен­там избирательной комиссии, право выступать на ее заседаниях.

* Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве пре­тендента на замещаемую посредством прямых выборов должность (президента, губер­натора, мэра и т.д.)или на членство в органе государственной власти (т.е.,как правило, на место депутата)или в органе местного самоуправления.

Избирательные комиссии наделены значительными полномочия­ми по подготовке, организации и проведению выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ руководит деятельнос­тью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов РФ, осущест­вляет контроль над соблюдением законности при подготовке и прове­дении выборов в федеральные органы, регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и т.д. Центральная избирательная комиссия РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав граждан, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение, контролирует их целевое использование. Важное значение имеет право Центральной избирательной комиссии издавать инструкции по вопросам применения федерального избирательного законодательства, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Наиболее многочисленны участковые избирательные комиссии (это низовое звено в системе избирательных комиссий), выполняющие необходимую и важную роль в организации и проведении выборов. Именно эти комиссии проводят ознакомление избирателей со спис­ками избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосо­вания, избирательных ящиков и другого оборудования; особо следует подчеркнуть, что это звено системы избирательных комиссий органи­зует на избирательном участке голосование в день выборов, производит подсчет голосов и устанавливает итоги выборов на этом избирательном участке.

При выборах депутатов Государственной Думы большое значение имеют окружные избирательные комиссии. Они, в частности, коорди­нируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования по данному одномандат­ному округу; необходимо также подчеркнуть, что окружная избира­тельная комиссия устанавливает и публикует итоги голосования по одномандатному избирательному округу.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению вы­боров финансируются за счет соответствующего бюджета в зависимос­ти от уровня выборов (из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета).

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. В день голосования с самого начала работы участковых из­бирательных комиссий и до подписания ее членами протокола об ито­гах голосования (т.е. и при подсчете голосов) на избирательных участ­ках вправе присутствовать кандидаты, доверенные лица, представите­ли средств массовой информации, наблюдатели, направленные кан­дидатами, общественными и избирательными объединениями. Таким же правом обладают и иностранные (международные) наблюдатели.

Гласность в деятельности избирательных комиссий проявляется и в том, что их решения публикуются в печати, передаются в другие средства массовой информации, а на заседаниях соответствующей из­бирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, их доверен­ные лица, представители избирательных объединений и средств мас­совой информации.

Выборы охватывают действия граждан России, избирательных объ­единений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кан­дидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подве­дению его итогов и другие избирательные действия.

В начале избирательного процесса - назначение выборов. На феде­ральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Феде­рации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Выборы в другие органы государственной власти назначают компетентные государственные ор­ганы, должностные лица соответственно уровню выборов.

Избирательные округа

Для проведения выборов образуются избирательные округа - изби­рательные территориальные единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например, схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е. нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части). Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы представительства и образование несколько больших или меньших округов. При образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей предусматривается образование избирательных участков. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных местах.

Очень большое значение для обеспечения избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков избирателей. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и выберут президента, депутатов и т.д.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления.

Избирательные объединения

Большую роль в выдвижении кандидатов, в избирательных кампаниях играют избирательные объединения. Избирательное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Для того чтобы избирательное объединение могло принять участие в избирательной кампании, его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования.

Избирательные объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать самостоятельно, а могут вступать в блоки.

Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы).

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются тайным голосованием соответственно уровню проводимых выборов на съездах, конференциях, собраниях общественных объединений, их региональных или местных отделений.

В поддержку кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями, должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, установленных законодательством, либо внесен избирательный залог. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором данный кандидат дает согласие на выдвижение. В сборе подписей не допускается участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. В случаях грубого или неоднократного нарушения этих запретов собранные подписи могут быть признаны недействительными, отменена регистрация кандидата (списков кандидатов). Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину России. С ним кандидат, избирательное объединение, блок могут заключить договор о сборе подписей; оплата этой работы осуществляется только через их избирательные фонды. При сборе подписей избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). Так, при выборах депутатов Государственной Думы право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Для выдвижения кандидата на должность Президента РФ также каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей (численностью не менее 100 человек). Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе.

Федеральное законодательство устанавливает верхний предел необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей избирателей в поддержку выдвижения – не более 2% числа избирателей округа. Однако в этих пределах может быть установлено и меньшее число подписей, необходимых для регистрации, при выборах конкретных как федеральных, так и региональных органов. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному округу, требуется собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. подписей. Сходные правила действуют и при сборе подписей в поддержку кандидатов на должность Президента РФ. Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на эту должность, обязаны собрать не менее 1 млн.* подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Имеется в виду, что каждый из кандидатов должен продемонстрировать поддержку определенного, значительного числа регионов. И при голосовании за федеральные списки кандидатов в депутаты и выборах Президента РФ такие предварительные условия регистрации кандидатов (списка кандидатов) призваны способствовать тому, чтобы в бюллетени для голосования включались наиболее известные, популярные избирательные объединения, кандидаты, имеющие определенную политическую поддержку и авторитет в массах избирателей, в том числе и в регионах. И в целом требование определенного числа подписей избирателей в поддержку кандидатов должно способствовать именно этому.

*В случае проведения досрочных или повторных выборов – 500 тыс.

Далее проводится регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей. В избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей в поддержку этих кандидатов (списков кандидатов), необходимых для их регистрации. Избирательные комиссии могут организовать проверку подписных листов.

Период выдвижения кандидатов значителен по времени и должен составлять не менее 45 дней при выборах федеральных государственных органов (может быть меньше при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления).

Если же в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо их число окажется меньше установленного числа мандатов или равно ему, то выборы в этом округе откладываются. Таким образом, выборы всегда должны быть альтернативными. Так обычно и бывает на практике.

Закон устанавливает равные права и обязанности кандидатов и закрепляет гарантии их деятельности.

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства РФ, в соответствии с Конституцией РФ временно исполняющий обязанности Президента РФ и зарегистрированный кандидатом на должность Президента РФ, продолжают выполнять свои полномочия, но не должны пользоваться преимуществом своего служебного положения.

После регистрации кандидаты по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах, в течение срока которых им выплачивается компенсация. В этот период кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их (кандидатов) согласия переведены на другую работу. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов, например, кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Предвыборная агитация

Большое значение в современных условиях имеет предвыборная агитация. Федеральное законодательство закрепляет право на предвыборную агитацию – государство обеспечивает свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с законом гражданам РФ, общественным объединениям. Они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Избирательное законодательство, гарантируя право на предвыборную агитацию, вместе с тем не допускает злоупотребления этим правом. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Соблюдение установленного законодательством порядка проведения предвыборной агитации контролируется избирательными комиссиями.

Значительным фактором предвыборной агитации и в целом подготовки и проведения выборов является их финансовое обеспечение. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем кандидаты и избирательные объединения обязаны создавать свои избирательные фонды, причем в целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Такие избирательные фонды могут создаваться за счет ряда источников: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения (за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Законодательство устанавливает предельные размеры перечисляемых в такие фонды средств кандидатов, избирательных объединений, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Голосование

Особое место в избирательном процессе занимает голосование. Его порядок подробно регламентирован законодательством.

Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Само голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)». Голосование личное; голосование за других лиц не допускается. Избирателю, который в течение определенного срока до дня выборов включительно будет отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность проголосовать досрочно. Обеспечивается возможность участвовать в голосовании и лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этого в участковых избирательных комиссиях имеются переносные избирательные ящики; голосование проводится в этом случае вне помещения для голосования (например, дома у таких избирателей). Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, нарушения тайны голосования, искажения волеизъявления избирателя.

В помещении для голосования избиратели заполняют избирательные бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которой не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень, то он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.

Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. При получении бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.

Завершающая стадия выборов – определение их результатов. На избирательных участках подсчет голосов осуществляется членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Подсчитываются поданные избирателями бюллетени, извлеченные из избирательных ящиков; составляется протокол об итогах голосования. Итоги сообщаются в вышестоящую комиссию. Определяются результаты выборов соответствующей избирательной комиссией. Результаты голосования, лица, избранные депутатами, должностными лицами, определяются в соответствии с правилами пропорциональной (пропорционально числу полученных голосов) или мажоритарной (по большинству голосов) избирательных систем. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы могут использоваться в сочетании, как это имеет место при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Принципы избирательного права -- это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Принципы избирательного права могут быть поделены на две большие группы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании относятся к группе принципов, характеризующих участие граждан в выборах. Обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность и гласность следует отнести к другой группе принципов -- отражающих организацию и проведение выборов. Такая классификация принципов избирательного права в различных вариантах встречается в литературе. Без сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих государств. Согласно п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее -- СБСЕ) 1990 г. заключает в себе положения, согласно которым государства-участники: гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы.

Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса. Они не являются субъектами избирательного права. Вместе с тем со времени принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имели право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Появление такой нормы в российском законодательстве отнюдь не случайно. Она не является эксклюзивной, а продиктована правилами Европейского Сообщества. Согласно Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне, подписанной в Страсбурге 5 февраля 1992 г., каждому жителю-иностранцу предоставляется право избирать и быть избранным на местных выборах, если он подпадает под те же условия, которые применяются к гражданам государства. Маастрихтский договор, заключенный государствами -- членами Европейского Союза в 1992 г., учредил так называемое европейское гражданство. Это позволяет любому европейцу, в какой бы стране -- участнице Европейского Сообщества он ни находился, иметь возможность участвовать в выборах органов местного самоуправления.

Идея всеобщего избирательного права, воспринимаемая в настоящее время как обыденность, на самом деле с большим трудом пробивала себе дорогу. Доказывать ее необходимость приходилось не только в тиши кабинетов политиков, но порой и на баррикадах. Признание ее в международных правовых документах сделало всеобщее избирательное право фундаментальным принципом политической жизни.

Принцип равного избирательного права указывает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Иначе говоря, он имеет непосредственное отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства находит воплощение в формуле «один избиратель -- один голос». В многомандатных округах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. В полной мере принцип равного избирательного права касается кандидатов в депутаты, на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. По общему правилу они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными правами и неся равные обязанности.

Конституционный Суд в связи с этим отметил, что равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Подчеркнуто, что это обеспечивается включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными способами, гарантирующими действительное представительство народа в выборных органах публичной власти. избирательный право голосование российский

Принцип равенства избирательных прав многолик. Он находит проявление во множестве эпизодов, на разных этапах избирательного процесса. Конституционный Суд РФ отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, а подобное отступление ставит под сомнение легитимность решений законодательного органа.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата (в ред. Федерального закона от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), против всех кандидатов (списков кандидатов)») (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации избираются Президент, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, главы муниципальных образований, депутаты региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры -- заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня без захода в кабину для голосования не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. М. В. Баглай называет его абсолютной привилегией избирателей. Нарушением избирательного законодательства будет ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах или же в специальных помещениях. Международная общественность всегда предъявляет повышенные требования к соблюдению данного принципа. Вот как эти требования раскрываются в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Государства-участники призваны обеспечить, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не мешали бы избирателям голосовать свободно, не опасаясь наказания. На обеспечение такого права как раз и нацелена процедура тайного голосования.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах -- еще один принцип избирательного права. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответствующих положений международных правовых документов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд европейских государств (Бельгия, Люксембург, Италия, Греция и др.) рассматривают право избирать в качестве обязанности своих граждан. Крайне любопытно решается этот вопрос в Италии. Согласно ст. 18 итальянской Конституции голосование является личным и равным, свободным и тайным. Правда, тут же делается оговорка: его осуществление является гражданским долгом. Европейские официальные структуры нашли оправдание тому несоответствию, которое сложилось между декларированным в международных правовых документах принципом свободных выборов и сформулированной в национальном законодательстве ряда государств юридической обязанностью избирателей участвовать в голосовании. По их мнению, свободные выборы -- это не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора.

Подобные инициативы набирают силу и в Российской Федерации.

Принципы избирательного права, регулирующие участие граждан России в выборах, закрепляются Конституцией РФ только применительно к выборам Президента РФ.

В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности.

Ко второй группе принципов российского избирательного права, которыми следует руководствоваться при организации и проведении выборов, отнесены обязательность и периодичность выборов, их альтернативность, состязательность и гласность.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплены в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Источником этих принципов служат также международные документы. К примеру, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Их отражение в законе вполне обоснованно, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Кроме того, появление указанных положений в нашем законодательстве стало реакцией на неоднократно имевшие место случаи уклонения от проведения выборов.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность как необходимое условие свободных выборов относится к самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам это право теряет реальное содержание. При том, что общие выборы всегда должны быть альтернативными, возможно проведение повторного голосования по одной кандидатуре. Эта норма разрешена Федеральным законом от 12 июня 2002 г., получила одобрение Конституционного Суда РФ.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов -- неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Чтобы не перечислять их, сошлемся на новшества Федерального закона от 12 июня 2002 г. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

В продолжение темы:
Одиночество

В среду, 19 июля, на утреннем радио-шоу "Sway in the Morning" 45-летняя актриса рассказала, что в молодости была наркодилером. Жена вспоминала, как познакомилась с покойным...

Новые статьи
/
Популярные