Программа семинара-практикума «Осуществление преемственности в работе детского сада и школы. План проведения семинара Как оформить программу семинара

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Тренинг “Доброе слово”

старший воспитатель

2. Упражнение “Чемоданчик 1” (исходный сбор информации для оценки работы семинара)

старший воспитатель

3. Презентация опыта работы “Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС”

старший воспитатель

4. Практикум “Проблемы преемственности и пути их решения”

учитель начальных классов

5. Фрагмент работы клуба “Школа будущего первоклассника”

воспитатель дошкольных групп

6. Раздать материал из “Методической копилки” (Приложение 5)

старший воспитатель

7. Упражнение “Чемоданчик 2” (сбор информации для последующей оценки работы семинара)

старший воспитатель

8. Рефлексия. Упражнение “Надежда”

старший воспитатель

Ход семинара

Участники проходят на места, подписывают бейджики.

– Добрый день, дорогие друзья!

Мы собрались с вами, чтобы поговорить о преемственности в работе детского сада и школы с учётом ФГТ.

1. Тренинг “Доброе слово”

Игра-разминка.

Проводится психодинамическое упражнение разминочного типа, которое даёт настрой на работу и общение.

Давайте встанем в круг, я хочу передать вам доброе слово от солнышка.

Участники образуют круг. Передают друг другу солнышко и говорят комплименты.

2. Участники проходят на свои места.

Упражнение “Чемоданчик 1” (исходный сбор информации для оценки работы семинара). (Приложение 1)

Каждая группа участников получает нарисованный чемоданчик, в который нужно за 3 минуты “положить” (написать) свои ожидания: что вы ждёте от сегодняшней встречи.

3. Презентация опыта работы “Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС ДО” (Приложение 2)

4. Физминутка (выполнять движения по тексту)

Весной бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Бабочку мы провожаем,
Семинар наш продолжаем.

5. Работа по плану.

Практикум “Проблемы преемственности и пути их решения”, (педагог предлагает проблемы преемственности, а присутствующие находят и обсуждают пути их решения) (Приложение 3)

Фрагмент работы клуба “Школа будущего первоклассника”. (Приложение 4)

6. Упражнение “Чемоданчик 2 ” (сбор информации для последующей оценки работы семинара)

Каждая группа участников получает нарисованный чемоданчик, в который нужно за 3 минуты “положить” (написать) только 5 вещей самое нужное и полезное из того, что получено на семинаре.

7. Рефлексия. Упражнение “Надежда”.

Зажечь свечу, с этим огоньком я связываю надежду на то. Что мы с вами познавательно и интересно провели время. Нам есть чему поучиться друг у друга (участники передают свечу друг другу и говорят пожелания).

Реализация Авторской программы осуществляется по темам, актуальным для Заказчика и исходя из его внутренних потребностей. В данном разделе представлены возможные темы под различные направления деятельности, для различных целевых групп и целей обучения.

«Восхождение к сотворчеству» (1 день, 8 уч.часов)

Состав группы – 20-25 чел. (педагоги начальной и средней школы)

Цель: формирование у слушателей навыков некоторых элементов ТРИЗ-Педагогики в образовательном процессе.

«Инновационное восхождение. Прототипирование с ТРИЗ» (2 дня, 18 уч. ч.)

Состав группы – до 20 чел. (учащиеся 12-16 лет и преподаватели ЦМИТ, студенты и тьюторы Технопарков, тьюторы по 2D графики и 3D-моделированию и печати)

Цель: закрепить навыки практической проектно-исследовательской деятельности, создание инновационных образцов на основе ТРИЗ.

Наименование темы Кол-во уч.часов Оборудование
Уровни изобретений. Примеры и тенденции.
Выбор аналога и прототипа для модернизации. Оценка.
Морфологический анализ – метод модернизации. МФО.
2D графика. Макетирование образца. Компьютер с 2D
3D моделирование и печать образца 3D-принтер
Основы ТРИЗ: противоречие, ИКР, ВПР, Стандарты-76.
Поиск новых решений в модернизации образца.
Основы патентоведения. Разработка формулы патента.
Оформление результата работ. Презентация.

Примечание: Для реализации программы привлекаются тьюторы ЦМИТ и Технопарка, владеющие технологиями 2D графики и 3D моделированию и печати.

«Творческое воспитание и образование молодежи на базе ТРИЗ» (3 дня, 24 уч.ч.)

Состав группы – 20-25 чел. (преподаватели ЦМИТ, Бизнес-школ, ВУЗов).

Цель: формирование у слушателей навыков практического применения инструментов ТРИЗ для педагогической деятельности в работе с молодежью.

Наименование темы Кол-во уч.часов
Проблемы творческого воспитания и образования
Роль познавательных и творческих способностей
Введение в ТРИЗ (история создания, структура)
Приемы разрешения противоречий
Законы развития систем
Приемы и методы развития творческого воображения
Способы развития творческого мышления
Применение информфонда ТРИЗ в образовательном процессе
Зарубежные методы случайного поиска решений
Качества творческой личности и методы ее развития
Компьютерная поддержка в генерации новых идей


«Развитие творческого воображения» (1 день, 8 уч.ч.)

Состав группы – до 25 чел. (инноваторы, студенты, ИТР, педагоги, преподаватели)

Цель: освоение приемов и методов развития творческого воображения в практических задачах.

Курс «GB ТРИЗ Практик» (дистанционно 3 недели, очно 4 дня, 32 уч.ч.)

Курс включает в себя: Основы ТРИЗ и Guided Brainstorming. Освоение программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (Guided Brainstorming Companion™). Выполнение учебного проекта по реальной задаче участника.

Состав группы – до 20 чел. (участники - ЦМИТ, Технопарк, ВУЗ, Бизнес-школа, ИТР Предприятия)



Цель: освоение элементов ТРИЗ и программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (Guided Brainstorming Companion™) до уровня, позволяющего самостоятельно решать четко сформулированные проблемы, совершенствовать свои навыки и работать над решением комплексных проблем под руководством ТРИЗ Профессионала.

Наименование темы Лекции Практики
Знакомство с группой. Исходное тестирование. Обзор курса. Порядок выполнения заданий.
Введение в ТРИЗ и Guided Brainstorming™:
  • Что такое Изобретательская Задача?
  • Идеальность - направления поиска
  • Ресурсы - ключ к решению
  • Изобретательские Приемы
  • Противоречия
  • Процесс Guided Brainstorming™
Освоение Изобретательских Приемов
  • Ресурсы, Время
  • Пространство, Структура
  • Условия и Параметры
  • Разрешение Противоречий
0,5 0,5 0,5 0,5
Практика решения проблемы (работа с ПО «ТРИЗ-Генератор Идей»):
  1. Направление
  2. Концепция
Работа с комплексными проблемами участников
ИТОГО

Примечание:

  1. Стоимость программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» $98.00 для каждого участника включена в цену курса.
  2. Участники курса приступают к обучению со своим компьютером. Организаторы курса обеспечивают доступ в Интернет.
  3. При дистанционном обучении к курсу привлекается эксперт из США. Дистанционное обучение предусматривает ежедневную работу в течении 3-х недель (1-2 часа в день) по выполнению 9-и Упражнений, которые проверяются ТРИЗ Профессионалами. Каждому участнику выдаются соответствующие индивидуальные рекомендации по электронной почте или через Скайп. Курсом предусматривается 7 веб-конференций (1-2 часа) для объяснения материалов, получения рекомендаций от GB ТРИЗ Профессионалов, ответов на вопросы и подведения итогов.
  4. Участники курса успешно прошедшие подготовку, сдавшие тесты и закончившие свой проект защитой презентацией получают Сертификат «GB ТРИЗ Практик» международного образца от компании Guided Brainstorming LLC.

«Восхождение к сотворчеству. ТРИЗ – технология инноваций» (3 дня, 24 уч.ч.).

Состав группы – 20-25 чел. (методисты и педагоги ОУ, лицеев, ЦМИТ).

Цель: Формирование у слушателей навыков практического применения в образовательной деятельности методологий ТРИЗ и GB TRIZ.

День 1. ТРИЗ
Время Тема Примечания
9.00-9.40 Регистрация участников семинара
9.40-10.00 Открытие: приветствие организаторов семинара
1. 10.00-10.30 Представление, регламент и обзор программы семинара.
2. 10.30-11.30 Знакомство с группой. Введение в Курс. МПиО. Системный подход к системе образования. Школа инноваций. Примеры открытых задач. Обсуждение со слушателями
3. 11.30-11.40 Перерыв на кофе-брейк Организаторы
4. 11.40-12.00 Введение в ТРИЗ, обзор основных инструментов. Неалгоритмические методы поиска идей: МШ, МФО, МА, МКВ. Тренинг
5. 12.00-13.00 Развитие творческого воображения, особенности курса РТВ. Обзор методов. Фантограмма. Практика применения. Тренинг
6. 13.00-14.00 Обед
7. 14.00-15.00 Противоречие. Идеальность систем.Закон повышения степени идеальности. Идеальная школа. Обсуждение со слушателями
8. 15.00 -15.20 Моделирование задач (ВА) и практика применения.
9. 15.20-15.30 Перерыв на кофе-брейк
10. 15.30-16.10 Система стандартов СС-76. Примеры на применения «СС-76». Обсуждение со слушателями
11. 16.10-17.30 Информационный фонд – Указатели эффектов (обзор)
12. 17.30-18.00 Ответы на вопросы. Домашнее задание 1. Резюме за 1-ый день.
13. 18.00-18.30 Консультации
День 2. ТРИЗ
14. 10.00-10.30 Обзор резюме. Ответы на вопросы.
15. 10.30-11.30 Ресурсный подход (ВПР). Практика поиска ресурсов в решении открытых задач. Обсуждение со слушателями
16. 11.30-11.40 Перерыв на кофе-брейк
17. 11.30-13.00 Потребности в инновациях. Примеры на поиск инновационных решений. Обсуждение со слушателями
18. 13.00-14.00 Обед
19. 14.00-15.00 Креатив-бой, как прием творческой активности учащихся. Тренинг
20. 15.00-15.10 Перерыв на кофе-брейк
21. 15.10-16.30 Обзор учебно-методической литературы по ТРИЗ
22. 16.30-17.40 Практика.Разбор примеров слушателей. Анализ
23. 17.40-18.00 Ответы на вопросы. Домашнее задание 2. Резюме за 2-ой день.
24. 18.00-18.30 Консультация
День 3. GB TRIZ
25. 10.00-10.20 Обзор резюме за 2-ой день. Ответы на вопросы.
26. 10.20-11.30 Метод структурированных инноваций. Инструменты и процесс генерирования идей. Обсуждение со слушателями
27. 11.30-11.40 Перерыв на кофе-брейк
28. 11.40-12.20 Компьютерная поддержка поиска инновационных решений. Софт«ТРИЗ-Генератор Идей». Обсуждение со слушателями
29. 12.20-13.00 Уровни инноваций. Практика определения уровня. Тренинг
30. 13.00-14.00 Обед
31. 14.00-15.20 Правила применения софта в образовательном процессе.
32. 15.20-15.30 Перерыв на кофе-брейк
33. 15.30-16.30 Практика работы по решению задач слушателей. Тренинг
34. 16.30-17.30 Практика. Разбор примеров слушателей.
35. 17.30-18.00 Подведение итогов семинара. Вручение слушателям сертификатов. Организаторы

Примечание. Возможно изменение программы по ходу проведения семинара.

Слушатели получают раздаточные материалы (в электронном виде):

  • Набор наглядный плакатов «Основы изобретательства».
  • ТРИЗ: Учебное пособие I уровня.
  • Применение технологических эффектов ТРИЗ.
  • Типовые приемы устранения технических противоречий.
  • Таблица устранения технических противоречий.
  • Стандарты на решение изобретательских задач.
  • План проведения занятий.

Оборудование для проведения семинара:

1. Удобное проветриваемое помещение для занятий группы;

2. Столы/стулья расставить для образования групп на 5 человек;

3. Компьютер с доступом в интернет;

4. Мультимедийный проектор, экран для него;

5. Микрофон и электромышь;

6. Принтер или возможность оперативно распечатывать методические материалы;

7. Белая доска и фломастеры для нее;

8. Флип-чарт с запасом бумаги;

9. Бумага А4 или блокноты для слушателей;

10. Шариковые ручки для слушателей;

11. Организация в перерывах кофе-брейка (чай, кофе, вода, конфеты, выпечка, бутерброды).

План проведения семинарского занятия предусматривает следующие мероприятия.

2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара.

3. План или тезисы вступительного слова: значение темы; задачи семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара, другие вопросы.

4. Дополнительные вопросы к семинару.

5. Организацию работы студентов на семинаре: кому предоставить первому слово, место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения, кого из студентов и когда вызвать для контроля.

6. Порядок использования на семинаре ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.

7. Заключительное слово: оценка семинара в целом, оценка доклада, разбор выступлений студентов и их оценивание, обобщение и освещение наиболее важных теоретических и практических проблем, вывод по теме, задание к следующему занятию.

Порядок проведения семинара.

Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя. Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было уже сказано на консультации. Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, показывает место и значение темы, обращает внимание студентов на основные положения, проблемы, которые должны быть обсуждены на занятии. Преподаватель нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с управленческой практикой и жизнью общества, указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности, выясняет, все ли курсанты готовы к занятию.

После вступительного слова обычно следует доклад или реферат одного из студентов. Доклад посвящается важнейшему теоретическому или практическому вопросу темы. Продолжительность доклада – 15-20 минут. Следует предупредить докладчика о том, чтобы он не стремился затрагивать всех вопросов, стоящих в плане семинара. Значение имеет форма выступления докладчика. Многие студенты написанный текст озвучивают, читая его монотонно и скороговоркой. Такое предъявление материала резко снижает к нему интерес, ослабляет его контакт с аудиторий и мало помогает выработке навыков публичного выступления, управления подчиненными в ходе проведения занятия.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. Преподаватель следить за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада семинара. Для сокращения времени некоторые преподаватели практикуют подачу вопросов докладчику в письменном виде. Обычно такие записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, а на какие ответить самому, какие поставить на обсуждение группы. Если докладчик не смог ответить на вопрос, он ставится на обсуждение группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя нерешенные вопросы получают свое разрешение.

Порядок обсуждения доклада может иметь много вариантов. На одних семинарах возникает необходимость обстоятельного специального его рассмотрения. Тогда преподаватель может организовать (при его обсуждении) дискуссию. Во всех случаях он ставит педагогическую задачу и добивается, чтобы основная идея доклада и семинара была хорошо усвоена всеми студентами. На других семинарах обсуждение доклада может идти вместе с обсуждением вопросов плана семинара.

Организуя обсуждение вопросов семинара, некоторые преподаватели предлагают студентам высказывать свое мнение по любому из вопросов, содержащихся в плане семинара. Опытные преподаватели справедливо считают такое решение педагогической задачи не продуктивным. Дело в том, что при такой организации обсуждения вопросов семинара отсутствует система в обсуждении, студенты не приучаются к логическому мышлению и выработке коллективного решения по конкретному вопросу. В этом случае значительно снижается и роль самого преподавателя.

Оптимальным вариантом проведения традиционного семинарского занятия является порядок, при котором преподаватель не переходит к обсуждению очередного учебного вопроса, пока студенты не обсудят предыдущую проблему. Для того, чтобы правильно в методическом отношении организовать обсуждение вопросов, необходимо хорошо знать курсантов, степень их подготовки, особенности каждого. Многие преподаватели дают слово тому, кто первым поднял руку. Другие педагоги первыми вызывают студентов, которые слабее подготовлены и реже добровольно выступают на занятиях. Третьи, в целях усиления контроля, заранее планируют, кого они на данном семинаре спросят и по какому вопросу. Данный прием усиливает контрольную функцию семинара и способствует более тщательной подготовке студентов к семинарам. Преподаватели широко практикуют добровольное выступление студентов. Однако не следует пренебрегать и ответами по вызову преподавателя. Обычно к такому способу преподаватель прибегает тогда, когда нет студентов, желающих отвечать на поставленный им вопрос. Этот же прием используется при желании и необходимости вовлечь в процесс обсуждения студентов, знания и подготовку которых преподаватель запланировал проверить. Злоупотреблять ответами по вызову не рекомендуется.

Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Важно научить студентов излагать свои мысли коротко, содержательно и ясно. Студенты обычно стараются выступить на семинаре по подготовленному ими вопросу. Зная это, преподаватель обязано позаботиться о том, чтобы и другие вопросы семинара ими были усвоены.

Перебивать студента во время ответа не рекомендуется Необходимо дать ему высказать мысль до конца. Вмешательство преподавателя в выступление студента допустимо, если он говорит не по существу или допускает грубые ошибки, которые необходимо немедленно исправить. Не рекомендуется без нужды останавливать студента во время выступления, прерывать его ответ комментариями или исправлять допущенные оговорки. Методически правильно, если это предоставляется сделать аудитория. Преподаватель может задать наводящий, уточняющий или дополнительный вопрос.

По наиболее острым вопросам преподаватель организует дискуссию. Необходимо только, чтобы дискуссия шла по существу вопроса и не уводила аудиторию и самого преподавателя в сторону. Дискуссия может быть организована по специальному вопросу. Она уместна, если преподаватель решил выяснить мнение аудитории о допущенных во время ответа неточностей.

Во время семинара студенты могут задавать преподавателю вопросы. Обычно преподаватель на них отвечает в конце семинара. Однако есть вопросы, на которые будет методически правильно ответить немедленно.

Ангелина Ганаева
План семинара-практикума для воспитателей «Мои эмоции»

Семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления , нестандартно решать повседневные проблемы.

Цель :

Ознакомление педагогов с понятием «эмоции » , «психологическое здоровье»

Задачи :

Мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира ;

Наполнить содержанием понятие «эмоции » ;

Способствовать осознанию собственных эмоций ;

Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния ;

Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Форма организации мероприятия : семинар-практикум .

Наглядный и раздаточный материал : презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики- эмоции , заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.

Участники мероприятия : педагог-психолог, ст. воспитатель , специалисты, воспитатели .

Продолжительность мероприятия : 45 минут

План проведения мероприятия.

1. Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.

2. Теоретическая часть.

2.1 Введение в тему. «Эмоции » . Стресс, «мифы» о нем

3. Практическая часть

3.1 Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»

3.2 Определение основных признаков стресса

3.3 Выработка умения изменять отношение к проблемам

3.4 Знакомство с цветотерапией

3.5 Знакомство приемами с ароматерапии

4. Подведение итогов «Мое настроение» нарисовать на цветке смайлик

Литература :

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 2016.

2. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 2017. - № 4.

3 Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования в клинике. – Л., 2014.

4.2. Стресс жизни : Сборник. / Составители : Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней) – Спб, ТОО "Лейла", 2008. – 384 с.

Публикации по теме:

Круглый стол с элементами семинара-практикума для родителей воспитанников. Тема: «Эмоциональная поддержка ребенка в семье». Ведущий: педагог.

Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями. Задачи: 1. Воспитывать уважение.

Конспект семинара-практикума для родителей «Самооценка - важный фактор успешной жизненной позиции» «Самооценка - важный фактор успешной жизненной позиции» Задачи: объединить и скоординировать усилия всех участников встречи.

Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе» Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе!» Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью.

План проведения Семинара-практикума для родителей первой младшей группы «Простоквашино» Воспитатель Никитина М. С. Дата проведения 21.11.2016г.

План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.

Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» (сокращённый вариант). В рамках педсовета «Традиции народного творчества.

Сценарий семинара практикума для педагогов дошкольного образования «Что? Где? Когда?» Сценарий проведения семинара для воспитателей по ФГОС в форме игры «Что? Где? Когда?» Дурхисанова Лариса Анатольевна Сценарий проведения.

Сценарий семинара-практикума для родительского собрания «Волшебная фольга» Традиционным предновогодним мероприятием в нашем детском саду является проведение семинаров-практикумов для семей воспитанников ДОУ

В продолжение темы:
Дети и родители

В России пользоваться чековой книжкой — давняя традиция. Это было развито и в царской империи, и при советской власти, и в настоящее время. Конечно, банковское дело...

Новые статьи
/
Популярные