Организация сетевого взаимодействия дошкольных организаций. Сетевое взаимодействие как путь совершенствования образовательных связей Сетевое взаимодействие вуза и доу

Идея сетевого взаимодействия тесно связана с развитием управленческих подходов, в том числе в сфере образования. Детские сады являются «учреждениями дошкольного образования». Это означает несколько важных моментов: учреждение находится на попечении муниципалитета и относится к дотационной, социальной сфере, оно реализует государственный заказ и финансируется в том объеме и на те цели, которые обеспечивают реализацию муниципального заказа. Большинство учреждений обслуживаются централизованной бухгалтерией, помещения детского сада не являются его собственностью и т.п. Все это отличает детский сад как учреждение от организации, которая должна выживать в условиях рынка, анализировать конкурентную среду, проектировать свое развитие, оперативно реагировать на изменения и быть максимально открытой.

В настоящее время мы наблюдаем ряд противоречий: фактически оставаясь учреждением, детский сад вынужден действовать как организация. К нему предъявляют все больше требований (как государство, так и непосредственные потребители услуг – родители), которые призывают к переходу на открытые способы взаимодействия, ожидают существенного расширения сферы услуг и качества образования, хотя, в общем и целом, стиль взаимодействия с учредителем и источниками финансирования остается прежним.

Большинство предъявляемых требований не вписываются в привычное устройство ДОУ. Например, призыв к открытым формам взаимодействия по большей части так и остается призывом, потому что взаимодействие с коллегами из других ДОУ предполагает дополнительную нагрузку, но не несет в себе очевидных выгод.

Возможности ДОУ в расширении спектра и качества предоставляемых услуг также ограничены доступным ему финансированием. Кадровый состав большинства дошкольных образовательных учреждений, малое количество сотрудников, имеющих высшее образование соответствующей направленности, зачастую приводят к тому, что многие проблемы остаются нерешенными, так как для этого требуется интеллектуальный и ресурсный потенциал совершенно иного порядка.

Получается, что для выполнения задач, поставленных перед ДОУ, необходимо существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное), учитывая при этом, что взаимоотношения с государством и его полномочными представителями изменяться не будут. На наш взгляд, решить эту проблему наилучшим образом позволяет организация сетевого взаимодействия ДОУ.

Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что создание сети эффективно, только при совместном взаимодействии учреждений, семей и социума.

Отношения взаимной выгоды, двусторонней полезности, лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия, что характерно также и для становления особых отношений между участниками: возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.

Понятия «сеть», «партнерство», «сетевое взаимодействие», «сетевые эффекты» получили сегодня широкое распространение в педагогической практике.

Изучая литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что каждый автор и образовательное учреждение трактуют понятие «сетевое взаимодействие» по-своему:

— сетевое взаимодействие как кустовое объединение педагогов во главе с Ресурсным центром (УО);

— сетевое взаимодействие между учреждениями в целях использования образовательных ресурсов;

— сетевое взаимодействие через Интернет; и др.

Обобщив все изученные материалы, мы, в первую очередь для себя, определили, что такое сетевое взаимодействие

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов (совместное использование ресурсов хорошо прослеживается в отчёте по реальному сетевому взаимодействию).

Для функционирования сети нами была разработана нормативно-правовая база, регулирующая сетевое взаимодействие.

— Положение о сетевом взаимодействии между образовательными учреждениями микрорайона.

— Договор с образовательными учреждениями микрорайона о сетевом взаимодействии.

— Договор о сетевом взаимодействии с объектами социума.

— Положение об организации инновационной деятельности.

— Приказы об утверждении программ, перспективно-тематических планов по реализации семейных проектов по четырём основным направлениям развития ребёнка.

— Положение о долгосрочном проекте «Праздник к нам приходит» – инновационный проект, который предполагает развитие сетевого взаимодействия с объектами социума через организацию праздников, соревнований, конкурсов и т.п.

Определили уровни функционирования сети:

— уровень прямого управления . К этому уровню относятся ресурсные центры и ДОУ микрорайона;

— уровень прямого контакта . На этом уровне осуществляется организация и взаимодействие ДОУ с ресурсными центрами;

— уровень информационного взаимодействия . Ответственность за эффективность работы этого уровня возлагается непосредственно на коллектив нашего детского сада. На данном уровне осуществляется трансляция опыта работы, обмен опытом с другими ДОУ и ресурсными центрами.

Как строится работа при сетевом взаимодействии?

Данная сеть состоит из главного координатора ресурсных центров. Главным координатором может выступать педагогический коллектив МБДОУ, а также из сетевых узлов: ДОУ микрорайона и объектов, близлежащего социума.

Каждый из сетевых узлов (образовательное учреждение, семья, объекты социума) взаимодействует между собой, предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения. На данной схеме определены сетевые узлы, уже вовлечённые в совместную деятельность, и узлы, которые планируется включить в сетевое взаимодействие.

Какие преимущества получает детский сад, вступивший в сеть?

— Во-первых, все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети.

— Во-вторых, детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты, расширяет пути взаимодействия.

— В-третьих, детский сад получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т.п.

— В-четвертых, детский сад включается в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями.

За счет сетевого взаимодействия руководитель детского сада может переходить от реактивной модели управления к проективной, планируя и обеспечивая наиболее перспективные направления развития.

В нашем учреждении взаимодействие в системе сетевого сообщества реализуется двумя способами:

1. Виртуальное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.

2. Реальное взаимодействие нескольких образовательных учреждений, семей воспитанников, объектов социума с целью совместной реализации образовательных проектов.

Взаимодействие между сетевыми объектами вышеуказанными способами осуществляется за счет следующих сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. Основанием для его появления могут служить либо данные мониторинга, либо большая часть участников сети стакивается с однотипной проблемой, и ее решение позволит продвинуться всем участникам сети одновременно.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (учреждения), любой участник может заявить о затруднении, которое у него возникло. Совместно с координационным центром проблема формируется в заказ к сети, и объявляется сетевой конкурс.

Сетевое обучение предполагает повышение профессионального уровня в сети дошкольного образования.

Е.П. Ажогина, С.Б. Ракитянская

Опубликовано: Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – С. 13-17.

Доклад на тему: «Сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями, как фактор обогащения образовательного процесса в ДОУ».
Дата: 28.01.2016 г.
Докладчик: Новоселова Ирина Владимировна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска.
Слайд 1. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития. (Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года). В основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике.
Слайд 2. Необходимость обеспечения качественной подготовки, профессионального роста и развития работников дошкольного образования была отмечена еще в 2010 году Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...».
Слайд 3. Успешными примерами здесь выступает ряд следующих общероссийских профессиональных объединений воспитателей:
социальная сеть работников образования, в рамках которой действуют такие профессиональные объединения представителей дошкольных образовательных учреждений, как методическое объединение учителей, логопедов ДОО, методическое объединение воспитателей;
фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
сеть творческих учителей, в рамках которой работает сообщество для руководителей образовательного учреждения и педагогов дошкольного воспитания и образования.
профессиональное сообщество «Методисты», в котором действуют тематические и дискуссионные площадки для взаимодействия старших воспитателей, обсуждаются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования дошкольного образования, проблемы дошкольного коррекционного образования.
Слайд 4. Таким образом, одной из приоритетных моделей, обеспечивающих подготовку и профессиональный рост работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО, является - создание и развитие сетевых профессиональных сообществ.
Слайд 5. Под понятием «сеть» традиционно понимается совокупность учреждений, выполняющих некую единую функцию. Смысл такой работы – во встрече разных и непохожих друг на друга участников сетевого взаимодействия. Поэтому в настоящее время всё большее развитие получает сетевое взаимодействие, осуществляемое между различными учебными структурами: «сад-сад», «сад-школа», «школа-школа», «школа-ВУЗ» и др.
Слайд 6. В 2012 году в результате введения ФГТ были сделаны первые шаги по организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений района. На базе района создана пробле

Взаимодействие между детским садом и другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, а также шефскими организациями существовало давно.
В настоящее время такое взаимодействие называется сетевым и имеет правовую основу, которой раньше не было.
Нормативно-правовой основой для сетевого взаимодействия стал новый закон об «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
Статья 15 Закона раскрывает понятие «Сетевые формы реализации образовательных программ»:

«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Сетевое взаимодействие на сегодняшний день становится уже современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет динамично развиваться всем участникам этого процесса, а именно:
— использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника;
— выстраивать многообразные возможные пути решения конкретной задачи при общности внешней цели;
— получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство должно строиться на основе следующих принципов :
1. Принцип результативности — ориентация деятельности сети в целом, так и отдельных ее участников, на решение конкретных образовательных задач, способствующих повышению доступности, качества и социальной эффективности дошкольного образования.
2. Принцип целостности — единство и непротиворечивость нормативно-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций — участников сетевого взаимодействия.
3. Принцип добровольности и открытости – осуществляется возможность вхождения в сеть новых участников, а также выхода из неё, с учётом социально-педагогической целесообразности.

Цель деятельности – создание системы управления ДОУ в режиме сетевого взаимодействия, которая соответствует современным и перспективным тенденциям развития дошкольного образования.
Задачи:
— повышение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
— реализация дополнительных образовательных услуг;
— реализация адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— расширение спектра реализуемых образовательных услуг и более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей участников образовательных отношений.

Что необходимо сделать руководству ДОУ , чтобы привести управленческую деятельность в соответствие с новыми требованиями:
1. Провести критический системный анализ опыта образовательной организации по данному направлению.
2. Обобщить теорию и практику управления сетевым взаимодействием с целью использования и адаптации передового опыта.
3. Внедрить наиболее эффективные методы и технологии управления ДОУ в режиме сетевого взаимодействия.
4. Разработать организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
5. Объединить и оптимально распределить материальные и кадровые ресурсы ДОУ для эффективной реализации основной образовательной программы в режиме сетевого взаимодействия.

Важно отметить, что деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.

В результате должна быть создана разветвлённая структура многоуровневых социальных связей ДОУ, которая позволит повысить качество дошкольного образования и уровень доступности образовательных услуг.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений эффективно при организации методической работы в условиях отдаленности ДОУ друг от друга и районного центра. Предлагается Положение об организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений, формах работы методических объединений. Предлагается методическая разработка дискуссии по теме "Отличия Временных требований от ФГТ ООП"

Скачать:


Предварительный просмотр:

На областной конкурс профессионального мастерства

методистов муниципальных методических служб

«Методист года – 2011»

С.И.Кутырева, методист по дошкольному воспитанию

муниципального образовательного учреждения

дополнительного профессионального образования

«Учебно – методический центр» г. Хвалынска

Организация сетевого взаимодействия дошкольных учреждений

В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний. Образование взрослых имеет важное государственное значение. «В современном мире образование взрослых есть развитие способностей и умений, позволяющих человеку в полной мере участвовать в жизни, народу и нации оно дает шанс развить и утвердить свою самобытность, политическую, экономическую и интеллектуальную самостоятельность» (О.С. Руднева).

Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

Традиционные формы методической поддержки педагогических работников, такие как семинары, семинары – практикумы, мастер – классы ориентированы, как правило, на наиболее профессиональных педагогов и активизируют именно их методическую, педагогическую деятельность. А большинство воспитателей принимают лишь пассивное участие на данных мероприятиях и являются созерцателями.

Поэтому имеется необходимость создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность, мотивировать его самообразование.

Дошкольная образовательная система нашего района состоит из 7 дошкольных учреждений, 10 структурных подразделений «детский сад» в составе общеобразовательных учреждений и 2 - х общеобразовательных учреждений – «Начальная школа – детский сад». Всего педагогических работников – 97 (7 – заведующих, 71 воспитатель, 13 – музыкальных работников, 3 – логопеда, 1 психолог, 2 – заместителя по воспитательной работе). Многие села отдалены друг от друга и от районного центра более чем на 100 км., что также затрудняет участие педагогов в работе методических объединений. Учитывая такое расположение учреждений, и с целью активизации педагогического самообразования дошкольных педагогов, включения большего числа педагогов в методическую деятельность на уровне района, мы организовали сетевое взаимодействие дошкольных учреждений.

Сеть дошкольных учреждений разделили на «кусты» по месту их расположения: «северный», «южный», «юго – западный», «северо – западный» и «городской», в каждом «кусту» - 4 – 5 дошкольных учреждения (Приложение 1).

1.Обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой; стимулировать самообразование и самореализацию педагогов;

2.Активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;

3.Формировать конкурентоспособность педагогов;

4.Стимулировать потребность в освоении и применении информационно - коммуникационных технологий;

5.Развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов дошкольных учреждений района;

6.Решение этих задач в совокупности позволит решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.

Сетевое взаимодействие позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.

Разработано Положение о сетевом взаимодействии (Приложение 2). Руководителями МО (назначаются приказом отдела образования из наиболее квалифицированных педагогов) разработаны планы работы на год таким образом, что каждое дошкольное учреждение, каждый педагог включены в активную методическую деятельность. Взаимодействие педагогов в МО строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы: методологический семинар, семинар-практикум, деловая игра, педагогическая эстафета, круглый стол, открытый показ деятельности с детьми, мозговой штурм, презентация системы работы, «методическая копилка», мастер - класс, презентация прогрессивного педагогического опыта. Работа построена так, что в течение года каждое учреждение показывает открытые мероприятия по выбранной теме, разрабатываются тематические планы, конспекты, методические разработки и рекомендации, дидактический материал. Раз в год проходит методическая неделя или «неделя открытых дверей» во всех ДОУ в одно и тоже время, воспитатели имеют возможность посетить любой детский сад. Один раз в 2 месяца проходит заседание руководителей МО, где они делятся опытом работы «кустовых» МО, мнениями, представляют обобщенный опыт работы участника своего МО, отбирают наиболее передовой, позитивный опыт, с которым в дальнейшем проходит знакомство участников всех МО района с целью внедрения в практическую деятельность. Сетевым координатором, осуществляющим координацию деятельности кустовых» МО является методист по дошкольному воспитанию «Учебно – методического центра». Приказом начальника отдела образования определен опорный детский сад, имеющий творчески работающий педагогический коллектив, который успешно решает задачи модернизации дошкольного образования. Опорный детский сад имеет соответствующее материально – техническое оснащение: мультимедийный комплекс, программно-методическое и информационное обеспечение, передовой педагогический опыт и т.д.

В 2009-2010 году взяли одно общее направление - это «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ». Каждое МО («куст») работал над определенной темой по данному направлению:

«Северный» - «Использование здоровьесберегающих технологий при организации игровой деятельности».

«Южный» - «Творческая самореализация ребенка как средство здоровьесбережения».

«Юго – западный» - «Использование здоровьесберегающих технологий на организованных занятиях».

«Северо – западный» - «Двигательная активность – основное условие формирования здоровья».

«Городской» - «Организация здоровьесберегающей предметной среды» и «Сохранение здоровья детей в рамках предшкольного образования».

На районном семинаре каждый «куст» представлял наработанный опыт по конкретной проблеме.

Результат:

1.Значительное понижение уровня заболеваемости детей.

2.Обобщение передового опыта работы МДОУ детского сада № 5 г.Хвалынска «Организация здоровьесберегающей предметной среды».

3.Представление опыта работы воспитателя Самсоновой Л.В. по организации развивающей среды на областном семинаре.

5.Применение здоровьесберегающих технологий во всех дошкольных учреждениях.

2010 – 2011 годы. Направление: «Развивающие технологии в ДОУ»:

«Северная» - «Гуманизация воспитательно-образовательного процесса».

«Южная» - «Метод проектирования с дошкольниками».

«Юго – западная» - «Исследовательские методы с дошкольниками».

«Северо – западная» - «Личностно-ориентированная педагогика».

«Городская» - «Музейная педагогика в ДОУ».

Результат:

1.Межмуниципальный семинар «Музейная педагогика в ДОУ».

2.Муниципальный конкурс «Мастер – класс педагогов ДОУ».

3.Представление опыта работы воспитателя Степановой Н.Г. по сенсорному развитию на областном семинаре.

5.Внедрение развивающих технологий в работу ДОУ: проектная, исследовательская, проблемная, коллекционирование и др.

2011 – 2012 годы:

Направление: Реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Хвалынского района.

«Городской» - «Разработка и реализация основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ» и «Системный подход к планированию воспитательно – образовательной работы в рамках ФГТ».

«Северный»- «Интеграция и реализация образовательных областей общеобразовательной программы».

«Южный» - «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития».

«Юго – западный» - «Системный подход к планированию воспитательно – образовательной работы в рамках ФГТ».

«Северо – западный» - «Мониторинговая деятельность ДОУ в соответствии с ФГТ».

Все «кустовые» МО изучают все вопросы ФГТ, но углубленно разрабатывают одно направление и представляют на районном семинаре.

Ожидаемый результат: успешное выполнение Плана поэтапного перехода муниципальных дошкольных образовательных учреждений Хвалынского района к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы (ФГТ ООП).

По проблеме реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изначально эффективной формой проведения семинара является дискуссия.

Дискуссия стимулирует самообразование педагогов, активность и самостоятельность суждений, желание глубже вникать в суть проблемы, дает возможность высказать свое мнение, свое видение вопроса. Однако дискуссия будет иметь должный эффект только при условии тщательной подготовки.

(Приложение 4. Разработка методического мероприятия – дискуссии по теме «Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. Есть ли необходимость внедрения ФГТ»).

Приложение 1

Приложение 2

Положение

о сетевом взаимодействии «кустовых» методических объединений

Педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

Хвалынского района

1.Общие положения

«Кустовые» методические объединения (далее МО) педагогических работников дошкольных образовательных учреждений являются структурными подразделениями методической службы района.

МО создаются исходя из месторасположения населенных пунктов, на территории которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

МО является формой повышения квалификации педагогических работников дошкольных учреждений без отрыва от работы, а также действенным средством обмена педагогическим опытом, совершенствования методического и профессионального мастерства.

В своей работе МО руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, инструктивными, методическими и распорядительными документами МО РФ, Саратовской области, отдела образования администрации Хвалынского района, настоящим Положением.

МО подотчетно «Учебно - методическому центру» Хвалынского муниципального района.

2. Цели и задачи.

Цель работы методического объединения:

Содействие росту профессионального мастерства педагогов, развитию их творческого потенциала.

Основные задачи сетевого взаимодействия:

Обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой;

Стимулировать самообразование и самореализацию педагогов;

Активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;

Формировать конкурентоспособность педагогов;

Стимулировать потребность в освоении и применении коммуникативно – информационных технологий;

Развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов дошкольных учреждений района;

Решение этих задач в совокупности позволит решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.

3. Основные формы работы в методическом объединении:

Семинар - лекторий;

Семинар-практикум;

Круглый стол;

Совещание;

Диспут;

Дискуссии;

Открытый показ мероприятий;

Мастер – класс;

Деловая игра;

Методическая неделя;

Другие.

4. Основные направления деятельности методического объединения:

Изучение новых образовательных технологий, анализ их эффективности;

Изучение новых учебных программ, учебно-методических комплектов;

Совершенствование методики проведения различных видов деятельности детей

И их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

Отчет о профессиональном самообразовании педагогических работников ДОУ;

Отчет педагогов, прошедших курсовую переподготовку в СарИПКиПКРО;

Изучение и обсуждение методики организации разных видов детской

Деятельности;

Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

Изучение вопросов мониторинга развития детей в соответствии с

программными требованиями (диагностирование);

Организация и проведение конкурсов, смотров;

Консультирование воспитателей по вопросам аттестации на квалификационную

4.1.Структура занятия методического объединения:

1 часть: организационная

Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению.

Регистрация участников МО;

Сообщение темы и плана предстоящего занятия;

Игра с педагогами социально-эмоционального содержания или психологический тренинг;

Распределение участников МО на подгруппы (работа пo подгруппам обеспечивает активность всех педагогов);

Диагностическая деятельность (анкетирование или тестирование, направленное на выявление уровня осведомленности в данной области, мнения слушателей, получение статистических данных).

2 часть: основная

Цель: совершенствование профессиональных умений, обучение методике научно-педагогических исследований актуальных проблем, технологии прогнозирования тенденций развития образования и проектирования соответствующей деятельности, стимулирование творческой активности педагогов.

Наблюдение и анализ педагогического процесса, условий по теме МО;

Теоретический обзор рассматриваемого вопроса в форме мини-лекции руководителя РМО (с указанием информационных источников);

Практическое занятие с участниками МО в форме деловых игр, КВНов, тестовых заданий;

-«Школа педагогического мастерства» (выступление участников МО с опытом работы).

3 часть: заключительная

Цель: подведение итогов занятия МО, мотивация участников к самообразованию.

-«Педагогический анонс» - обзор нормативно-правовых документов, периодической печати, информации о конкурсах, педагогических мероприятиях разного уровня;

Домашние задания поисково-творческого характера;

Оценка деятельности МО, выработка решений и рекомендаций.

5. Права членов методического объединения:

Предлагать для обсуждения новые наглядно - методические пособия для развития воспитанников;

Выносить на рассмотрение с целью внедрения свою систему (модель) воспитательно-образовательной деятельности по определенным направлениям;

Делиться опытом творческой педагогической деятельности.

6.Обязанности членов методического объединения:

Иметь собственную программу профессионального самообразования;

Участвовать в заседаниях метод. объединения, практических семинарах и т.д.;

Активно участвовать в разработке открытых мероприятий (занятий, конкурсов, смотров);

Повышать уровень профессионального мастерства;

Знать современные направления развития методики воспитания, нормативные документы в области образования, требования к квалификационным категориям;

Владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

7. Порядок работы.

Координирует работу МО и обеспечивает их сетевое взаимодействие методист по дошкольному воспитанию МОУ ДПО «Учебно – методический центр».

Функции координатора:

Создает информационные банки по направлениям деятельности «кустовых» МО; обеспечивает информационный обмен между субъектами сетевого взаимодействия;

Обеспечивает методическое сопровождение внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий;

Оказывает помощь в организации открытых мероприятий;

Оказывает помощь в диссимиляции педагогического опыта работы.

Возглавляет работу «кустового» МО руководитель, назначаемый начальником Отдела образования по согласованию с членами методического объединения.

Первая сфера деятельности руководителя «кустового» МО - предметно-содержательная - связана с приобретением знаний, навыков и умений в той или иной предметной области, в данном случае дошкольном образовании. Ролевая позиция руководителя МО - носитель знаний, методист в своей профессиональной области.

Вторая сфера деятельности руководителя МО связана с ролевой позицией преподавателя. Эта роль требует определенной профессионально значимой способности подготовить и организовать свое выступление перед аудиторией. Соответственно, вторая сфера деятельности руководителя МО называется «самоорганизационной». На пересечении первой и второй сфер деятельности реализуется процесс отбора содержания и методов.

Третья сфера деятельности руководителя РМО - организаторская. Именно эта сфера отражает усилия, направленные непосредственно на организацию деятельности педагогов, которых он мобилизует, заинтересовывает, мотивирует и т.д., чтобы включить их в активную коммуникативную, творческую деятельность.

Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем МО, рассматривается на заседании МО, согласовывается с заведующим «УМЦ».

Время и место проведения указываются в плане работы. По каждому из обсуждаемых вопросов на заседании принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем методического объединения.

Не менее 1-х раза в 3 месяца проводится заседание руководителей МО. На заседании рассматриваются вопросы:

Согласование или принятие нормативных документов, направленных на организацию деятельности МО в условиях сетевого взаимодействия;

Рассматривает наиболее прогрессивный опыт отдельных педагогов работы для дальнейшего внедрения в практическую деятельность педагогов района;

Рассматривает и принимает общую методическую тему для МО;

Определяет время проведения единой методической недели в ДОУ района;

Анализирует эффективность работы МО.

8. Документация «кустового» методического объединения:

Приказ отдела образования о работе МО в текущем учебном году;

Положение о МО;

Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год;

План работы на текущий учебный год (с указанием темы методической

Работы, целей и задач);

Банк данных об участниках методического объединения; количественный и

Качественный состав;

Сведения о профессиональных потребностях педагогов (результаты

Диагностики, анкетирования);

Протоколы заседаний МО;

Нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие

Работу методического объединения в текущем учебном году;

Материалы к заседаниям методического объединения (выступления, доклады,

Отчеты, разработки занятий и т.п.).

9. Ликвидация (реорганизация) МО:

МО ликвидируется или реорганизуется в другую структуру (проблемные группы, творческие группы, клубы по интересам и др.) по желанию педагогов при условии, что методическое объединение не удовлетворяет интересы и запросы большинства его членов. МО ликвидируется приказом начальника отдела образования о роспуске методического объединения.

Приложение 3

Диагностическая карта участия ДОУ

в организации сетевого взаимодействия

(анкета заполняется руководителем ОУ)

1. Как Вы считаете, может ли Ваше ДОУ стать опорным образовательным учреждением в системе сетевого взаимодействия?

Да

Нет

2. По какой проблеме (укажите конкретно) Вы можете стать опорным ДОУ для создания на Вашей базе «кустового» МО?

3. Кто из педагогов Вашего ДОУ может стать координатором пo организации деятельности МО? Укажите Ф.И.О. квалификационную категорию, звание (если есть)____________________________________________________________

4. Какое материальное поощрение Вы можете выплачивать координатору пo осуществлению руководства в системе сетевого взаимодействия (укажите конкретно)?

Ежемесячная доплата в размере ______________

Премиальная выплата пo итогам квартала в размере _____________

Доплата пo итогам работы за год пo созданию конкретного

методического продукта ___________

На общественных началах_________

5. В деятельности каких проблемных направлений Вы хотели бы принять участие (обведите кружком)?

освоение современных инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ;

организация преемственности ОУ и ДОУ, предшкольное образование;

внедрение и реализация развивающих комплексных и парциальных программ развития детей в ДОУ;

внедрение ИКТ в педагогический процесс ДОУ;

Опытно-экспериментальной работа в ДОУ;

Другие _____________________________________________________________

Диагностирование воспитателей ДОУ

Направление

Испытываю затруднения

МЕТОДОЛОГИЯ

1.1.

Моделирование занятия

1.2.

Применение развивающих технологий

1.3.

Проектная деятельность с родителями

1.4.

Обобщение опыта работы

1.5.

Разработка методического пособия

1.6.

Диагностирование детей

1.7.

1.8.

Ведение кружковой деятельности в ДОУ

1.9.

Создание предметно – развивающей среды

1.10.

Отбор и применение здоровьесберегающих технологий

ДИДАКТИКА

2.1.

Организация совместной деятельности педагога с детьми

2.2.

Организация самостоятельной детской деятельности

2.3.

Проведение интегрированных занятий

2.4.

Организация игровой деятельности детей

2.5.

Физическое развитие детей и укрепление здоровья детей

2.6.

Речевое развитие детей

2.7.

Изобразительная деятельность детей

2.8.

Музыкальная деятельность детей

2.9.

Театрализованная деятельность

2.10.

Конструктивная деятельность

2.11.

Развитие элементарных математических представлений

2.12.

Развитие элементарных естественнонаучных представлений

2.13.

Развитие экологической культуры детей

2.14.

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

2.14.

Социальное развитие детей в детском саду

В настоящее время данная анкета модифицируется в соответствии с образовательными областями.

Анкетирование педагогов по ФГТ ООП

1.Занимаемая должность

Руководитель

Воспитатель

2.Педагогический стаж

до 5 лет

От 6 до 10 лет

От 11 до 20 лет

Более 20 лет

3.Какую образовательную программу реализует Ваше образовательное учреждение?

« Программа воспитания и обучения» под ред.М.А.Васильевой

Детский сад 2100

Детство

Радуга

Развитие

Предшкольная пора

Другая_________________________

4 . Знакомы ли Вы с содержанием ФГТ ООП?

Да

Нет

Напишите полностью ФГТ ООП _______________________________________________________________

5.Знакомы ли Вы с технологией разработки основной общеобразовательной программы ДОУ?

Да

Нет

6.Знакомы ли вы с письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-248 от 22.10.2010 г. «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Да

Нет

7.Знакомы ли Вы с проектом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех»?

Да

Нет

С 1 до 7

С 3 до 7

С 5 до 7

8. Знакомы ли Вы с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы»?

Для детей какого возраста разработана данная программа?

С 1 до 7

С 3 до 7

С 5 до 7

9.Укажите основные принципы построения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Перечислите образовательные области ________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Перечислите основные виды детской деятельности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4.

Разработка методического мероприятия – дискуссии по теме

«Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. Есть ли необходимость внедрения ФГТ».

Тема дискуссии:

«Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»

Цель дискуссии:

Выявление отличий ФГТ ООП от Временных (примерных) требований;

Обмен мнениями по поводу внедрения Федеральных Государственных

Требований (ФГТ ООП).

Предварительная работа (подготовка к дискуссии):

Изучение нормативных документов; ознакомление каждого участника с темой дискуссии и памяткой проведения дискуссии.

Нормативные документы для изучения (повторения, освежения в памяти):

· «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», утвержденные приказом Министерства образования РФ от22.08.1996 г. № 448;

· Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655;

«Памятка для участников дискуссии»

· Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому;

· Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен";

· У Вас есть право на собственное мнение, но нет права утверждать, что ваше мнение - факт;

· Необходимо опираться на надежную фактическую базу;

· Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б (т.е., помните о теме);

· Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления;

· Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так;

· Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными;

· Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии;

· Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре;

· Каждый имеет право на молчание.

Этапы проведения дискуссии:

1. Сообщение членам группы темы и цели дискуссии. Обоснование актуальности заявленной темы.

2. Распределение ролей между участниками: ведущий, эксперты (высококвалифицированные педагоги), репортер.

Ведущий должен:

· заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые зачитываются вслух в начале дискуссии;

· строго соблюдать правило "трех минут" (регламент выступлений), используя или колокольчик или красные карточки;

· выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы;

· задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался;

· снимать излишние обострения в ходе дискуссии;

· повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;

· стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина;

· а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

Функции эксперта:

· молча наблюдать и высказаться только тогда, когда его об этом попросят;

· не доминировать на дискуссии. В начале дискуссии эксперт делает заключения в форме заявления и затем отвечает на дополнительные вопросы. В ходе дискуссии, он в ответ на просьбу ведущего, дает дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - он участия не принимает.

Репортер.

Репортер - человек, ведущий запись «коллективной памяти» на больших чистых листах бумаги с помощью разноцветных фломастеров или на экране с помощью мультимедийной установки.

"Коллективная память" исключительно полезна как во время работы, так и в законченной форме. Во время работы она создается из выступлений участников и становится эффективным наглядным инструментом, позволяющим в нужный момент вернуться к нужному высказыванию. Кроме того, "память":

·помогает постоянно фиксировать не только содержательную сторону обсуждения, но и метод подведения итогов;

· дает уверенность в том, что мысль каждого услышана всеми, так как ее можно видеть записанной и доступной для всех;

· дает уверенность в том, что все высказывания записаны точно;

· позволяет избегать постоянного повторения одного и того же: если мысль уже зафиксирована, можно лишь указать на нее;

· придает всем уверенности, так как зрительно позволяет увидеть весь проделанный объем работы;

· облегчает продолжение дискуссии: вы сразу же можете начать с того места, где остановились до перерыва;

· помогает опоздавшим или временно отсутствовавшим уяснить суть дискуссии: они могут прочесть выводы, к которым пришли участники в ходе обсуждения, а также понять, в каком русле это обсуждение проходило.

3. Определение нормы и правил дискуссии:

· не перебивать и выслушивать выступающих до конца;

· контролировать эмоции;

· четко аргументировать свою позицию;

· не переходить в обсуждении на личности;

· активно участвовать в обсуждении каждого вопроса;

· доверие и открытость;

· соблюдать регламент: участникам для выступления – 3 мин. (участники могут

Запросить у ведущего до 5 минут, кратко указав соответствующие причины,

Ведущий в каждом случае принимает конкретное решение); для изложение

Мнения эксперта – 5 – 10 мин.

4.Непосредственные вопросы дискуссии:

Утверждения дают эксперты, участники обсуждают, высказывают свое мнение по каждому утверждению:

Утверждения экспертов

Временные

(примерные) требования

ФГТ ООП

Предъявлялись требования

и методам дошкольного образования

Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.е. объем и соотношение частей.

1.Взаимодействие сотрудников с детьми.

2. Физическое развитие и здоровье.

3.Речевое развитие ребенка.

4-8. Развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности.

9-10.Развитие элементарных математических,естественнонаучных представлений.

11-12.Развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре.

Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественноэстетическое. Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность»

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования является деятельностный подход, т.е. в первую очередь учитывались так называемые детские виды деятельности. Однако есть и различия.

Исключением из деятельностного подхода является почти половина направлений: здоровье, развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, а также речевое развитие ребенка (речь в дошкольном возрасте выступает в первую очередь как средство общения)

Исключением из деятельностного подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа, и «Безопасность». Выделение последней области в качестве самостоятельной обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи.

В основе остальных образовательных областей лежат следующие виды детской деятельности:

Двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»),

Игровая («Социализация»),

Трудовая («Труд»),

Восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»),

Коммуникативная («Коммуникация»),

Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»),

Музыкально-художественная («Музыка»),

Продуктивная («Художественное творчество»)

Сформулированы в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров, соответственно, не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой должен быть определен необходимый результат, а затем деятельность по его достижению.

Определяют планируемые результаты освоения Программы - итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Перечень качеств сформирован пo следующим основаниям:

Пo принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

В соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

С учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление

Описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» пo развитию тех или иных видов деятельности, тех или иных представлений, т.е. строилось в большей степени пo предметному принципу.

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГT определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать также комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др.

He были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объеме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации (например, обучение иностранным языкам, организация питания детей с учетом индивидуальной диеты и др.)

Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста

He определяли объем образовательной нагрузки

Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время, необходимое для реализации ее основных частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

He отражали специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ

Отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное и на непосредственно образовательную деятельность,

и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей, и на взаимодействйе с семьями воспитанников

По объективным причинам (отсутствие

в 1996 году групп кратковременного или сокращенного пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей - 12-часовой

Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания

He учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений

Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

5. Заключительный этап:

Ведущий: Мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) требованиям пришли самые настоящие федеральные государственные требования, которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации. Новые требования имеют прогрессивный характер и не только позволят упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, Нои дадут толчок для развития системы в целом.

· Подведение итогов дискуссии. Итог подводят эксперты, участники.

· Поблагодарить участников дискуссии.


В продолжение темы:
Тесты

Сонник XXI века К чему снится Вешалка и что означает: Приснившаяся вам вешалка – символ преодоления нелегких препятствий, вашего успеха в достижении цели. Вешать на нее вещи...

Новые статьи
/
Популярные