Кто и когда придумал такую вещицу как самовар? История появления на руси самовара

В Коломне. Частная коллекция семьи Буровых, представленная в музее, состоит из более чем 400 самоваров. Бывшие военные Буровы собирали самовары по всей России в течение многих лет. Проведена огромная работа по реставрации. Еще около 100 моделей самоваров ожидают реставрации.

Все фотографии ниже были сделаны в Доме Самовара в Коломне.

Самовар – это водонагревательный прибор, который в быту был очень удобен. Воду можно было нагреть на любом открытом огне, например, в печку поставить чайник. Но очевидно, что целый день печка не топилась, потому что на это бы уходило слишком много топлива. На Руси печь протапливалась лишь один раз в сутки, а в холодные времена утром и вечером, то есть два раза за день. Поэтому, когда нужен был кипяток использовали самовар.

Самовар требует очень мало топлива. Он быстро закипает. Считается, что при правильном розжиге, литр воды закипает за одну минуту. Соответственно, 10-литровые самовары закипали за 10 минут. Такой же объем электрических самоваров закипает значительно дольше.

«Самовар» — русское изобретение?

Из этой статьи вы узнаете:

История говорит, что самовар – это не русское изобретение. Водонагревательные приборы были и в других странах, в частности, в Китае, и по всей видимости это заимствование из Китая, которое адаптировано уже русскими мастерами к нашим условиям.

Чай пришел на Русь в 17 веке, а точнее в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче (как вы знаете, это отец Петра I). Во времена его правления купцы стали посещать Среднюю Азию. Мастеровые люди тоже видели эти водонагревательные приборы потому, что история китайских приборов, которые нагревают воду, к тому времени насчитывала уже порядка 1700 лет. Они были очень востребованы в обществе.

Композиция в русском стиле

Также самовары производились и в Европе. Например, во Франции. Это так называемые самовары «фонтан». В таких самоварах огонь никогда не разводили. В них была встроена колба, в которую засыпали битый лед для охлаждения содержимого самовара, для нагрева жидкости. Затем брали специальную чугунную гирю, раскаляли её в печи, после чего клали в ту же колбу. В таких самоварах, как правило, изготавливали .

Изготовлялись самовары также и в Англии. В основном, это были простые медные самовары. В Германии, чаще всего изготавливали кофейники с подогревом внизу на спирту.

Первое упоминание о самоваре

Первое упоминание о самоваре встречается на Руси в 1740-х годах. Это эпоха, следующая сразу за Петром I, который умер в 1725 году. И вот тогда, на Урале, в поселке Суксун, на суксунских медеплавильных заводах, где-то в описях, упоминается слово «самовар». В то же время слово «самовар» встречается в одной из описей имущества старо разрядного монастыря. В те времена самовары были довольно примитивной конструкции. Самых первых самоваров на сегодняшний день практически нигде не осталось. В основном, сохранились самовары 19 века, или конца 18 века.

Цена на самовар

Самовары, как предмет торговли были очень дорогими. В середине 19 века, во времена Гоголя, или царствования Николая I, средний самовар стоил 5-7 руб., что по тем временам означало цену коровы.

Материалы для изготовления самовара

При ручном изготовлении, самовар является крайне сложным в производстве изделием, этим и обуславливается его дороговизна.

В течение всего 19 века самовары делали из меди или из латуни. Классическая латунь имеет соломенно-желтый цвет, как золото 999 пробы. Когда в латуни меди было больше 80% она была характерного красноватого цвета, такой сплав называется томпак. Самовар соответственно томпаковый. Такие самовары были подороже и потяжелее, чем остальные. В простонародье все это называлось «самоварное» или «цыганское золото». Цыгане могли табором в складчину купить один экземпляр, разрезать его на нужные детальки и изготовить из них подделки ювелирных украшений, которые можно продавать как золотые. Хотя известно, что латунь и медь окисляются если в них регулярно кипятить воду. При нагревании до 100 градусов они контактируют с кислородом, который есть в воздухе, и тогда на них образовывается т.н. «патина».

Композиция в Доме Самовара

Виды покрытий самовара

Никелировка (как покрытие самовара) стала возможной только в конце 19 века с появлением электричества и изобретением в химии гальванических ванн. Металл растворяли в растворе подводили электричество к гальваническим ваннам, туда погружались изделия, а потом тонким слоем покрывали их никелем. Никель был хорош, т.к. этот металл прочный и твердый. Когда им покрывали самовар, он больше не царапался, был более износостойким и долговечным. Кроме того, никель почти не тускнеет, соответственно его не нужно было так часто начищать. А вот если самовары латунные или медные, то при постоянном кипячении, уже буквально через месяц после чистки, они покрывались большим налетом патины.

Известны также искусственно патированные специальным покрытием самовары. Это делалось для того, чтобы намеренно состарить их внешний вид.

Способы очистки самовара

Вообще, самовары очищали мелкодисперсным песком с небольшим добавлением воды. Смесь наносили на тряпочку и таким образом чистили. Кроме того, самовары чистили золой, которая оставалась от горения древесины. Начищали также тертым кирпичом, для этого его растирали в порошок, т.е. чистили абразивными материалами.

Начищать самовар было очень непросто. Хозяйка тратила на это много времени, поэтому начищали его только по большим праздникам.

Формы (фасоны) самоваров

Самая простая и распространенная форма самовара — это так называемая «банка».

Фасон самовара «банка»

Вообще, форм самоваров или, как говорили в народе, «фасонов» – десятки. Также очень популярен фасон «рюмка», когда самовар заужен к низу. Рюмка могла быть «гранной», «в три колонки», «в колонку елочкой», «витая колонка», «рюмка грань овалом», «рюмка гладкая» и так далее.

Фасон самовара «рюмка»

Формы и фасоны были строгие, однако из одного фасона в другой могли перетекать различные детали, какие-то элементы декора. Иногда, когда смотришь на самовар, очень сложно точно определить форму или фасон.

Вообще, самовары могли иметь самые причудливые формы. Например, самовар в виде «пушки» (похож на дуло старой пушки), «пули» (закругленный к низу), «арбуза» (абсолютно круглый), «груши», «тыквы», «гайки», «вазы» (она же «репка», производились «вазы дольчатые», «вазы с медальонами»), в виде «валенка» (большого и малого), «ферзя», посеребренные и многие другие.

Самовары фасона «арбуз»

Самовары могли быть различного литража. Маленький самовар называется « эгоист » . Он рассчитан на одну чашку напитка. Самовар « tet-a-tet » рассчитан на две чашки и т.д.

Маленький самовар

Самовары большого объема, так называемые «четырех-ведёрные» или «трактирные». Самовары русской выделки были очень добротные, толстостенные и считалось, что, сколько литров воды входит в самовар, сколько он весит пустой в килограммах. Они были очень громоздкими и непереносными. Их ставили в трактирах, рынках и других публичных местах.

Ниже представлены фотографии некоторых из них.

Праздничные самовары

Экспонат коллекции

Также производились керосиновые самовары. Внизу у такого самовара была колба, в которую заливался керосин, там также был фитиль и регулятор пламени. Также существовал «спиртовой» самовар. В колбу заливается спирт, который при горении нагревал воду. Из-за сложности конструкции керосиновые и спиртовые самовары стоили очень дорого и особым спросом не пользовались.

Дорожные самовары. От стандартных самоваров они отличаются, в основном, только объемом и обязательными съемными ножками для лучшей транспортировки. Их брали в дальние путешествия.

Армейский полевой самовар. В основном, он был предназначен для офицерского состава. У такого самовара съемные ножки, краны с 3 сторон для быстрого разбора воды, ручки были с 4 сторон для удобства переноски.

Праздничный пасхальный самовар. Этот самовар напоминал по виду пасхальное яйцо. Такие самовары выставляли только один раз, на пасхальную неделю, а в остальные дни пользовались обычными самоварами. Если же в доме было несколько самоваров — этот дом считался богатым или зажиточным.

Известен праздничный самовар, в виде фонаря или так называемая «банка гранёная». Он очень толстостенный, потому что узоры на нём были сделаны кислотой. Существуют латунные самовары, расписанные под хохлому и жостовская роспись.

Основные части самовара

За исключением мелких деталей, самовар состоит из двух больших частей: «тулово» и «топка» (она же кувшин). Обе детали покрывались изнутри пищевым оловом, а также пайка всего самовара была оловянная. Олово, как известно, металл легкоплавкий, он плавится при трехстах градусах. Температура в топке самовара могла достигать 450 градусов, если он топился дровяными лучинами, и больше, если это был древесный уголь. Так что, если самовар наполнить не до конца, а, например, только до половины и развести в нём огонь, детали в нём распаивались и самовар приходил в негодность.

Внутреннее устройство самовара

Кроме того, конструктивной особенностью является то, что два основных элемента (тулово и топку) нужно соединять таким образом, чтобы получилось единое целое. Паять топку нужно специально, только внизу изделия. Такая сложность изготовления и обуславливает его большую цену. Поэтому даже в 19 веке такой бытовой прибор был далеко не всем по карману. Например, в крестьянской среде, самоваров практически не было. Были они у аристократии, в купеческой среде, в зажиточной городской среде у мещан и только при Александре III и Николае II, самовар стал более-менее входить в крестьянскую среду.

Производство самоваров

К концу 18 века производство самоваров в России стало концентрироваться в основном Туле. Хотя были и другие места их производства, например, фирмы Аленчикова-Зимина производили самовары в Москве и Петербурге. Производство самоваров в Туле легко объясняется тем, что там работали мастера-оружейники, которые умели хорошо обращаться с металлом. Некоторые из них переквалифицировались и стали выпускать самовары. Самовар в продажной цене почти не уступал оружию и поэтому их с удовольствием изготовляли бывшие мастера-оружейники. На протяжении 19 века в Туле было порядка 70 артелей, которые занимались изготовлением различных самоваров после революции 1917 года осталось всего два завода первый назывался «патронный завод», второй назывался «завод Штамп», который к слову, работает до сих пор и до сих пор выпускают самовары (правда в очень малых количествах).

Часть экспозиции

Часть экспозиции

Основные знаменитые мастера, которые работали в Туле: братья Ломовы, Баташовы, Шимарины, Воронцовы, Берта Генриховна Тейле, которая унаследовала фирму от своего мужа и другие.

Самовары также изготовляли в польском царстве в конце 19 века фирмой Фраже. Фирма Фраже известна тем, что они изобрели метод глубокого посеребрения. Их самовары были очень нарядными и очень ажурными, в основе своей самовар был медный с латунными элементами, поддон с ножками были латунными, поддувало, краник ручки, так же латунные.

Самовары сегодня

В наши дни самовары чаще всего используются для декора помещений, чтобы создать интерьер в «русском» стиле. В продаже имеются, как традиционные модели на дровах, так и электрические самовары. Основным производителем по-прежнему остается тульский завод «Штамп». Акцент при изготовлении смещен на дизайн, т.к. в наши дни самовар — это скорее предмет декора, а не первой необходимости.

Чаще всего современные покупатели используют самовар в загородном доме, на даче, в бане.

Мы надеемся, что после прочтения этой статьи у вас возникнет желание посетить музей «Дом Самовара» в Коломне, а может быть кто-то решится приобрести самовар. В этом случае мы можем смело порекомендовать вам интернет-магазин «Сеньор Фарфор». Также в магазине Сеньор Фарфор Вы можете купить фарфоровую посуду и другие предметы сервировки.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
<…>
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Александр Блок , «На улице - дождик и слякоть»

То, что называется самоваром по-русски, звучит так же на всех возможных языках. И даже персидские и турецкие аналоги этого устройства, название которых звучит как samover , происходят от русского самовара.

Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели - «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар - это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.

Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету . Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность. В романе Достоевского есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».

Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.

Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы» , а именно работы Иргинского завода.

Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень - старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.

В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды - английской. В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.

Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом - привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками - весьма сложной конструкцией. С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов - латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.

В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.

В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре. Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она - заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».

До появления на Руси чая самым любимым напитком в холодное время года, был сбитень. Его варили на основе лечебных трав и меда в специальном сосуде - сбитеннике, чем-то напоминающий чайник. Внутри сбитенника находилась полость для угля.

На русских ярмарках всегда бойко шла торговля готовыми блюдами, которые варили тут же в братинах. Братина - это металлический сосуд, разделенный на три секции, в двух из которых варили пищу, а в третьей - горячие напитки. Считается, что сбитенник и братина являются прародителями самовара.


Чай на Руси появился в 17 веке, его завезли торговцы из Азии. Первоначально его употребляла знать в качестве лекарства. Но уже к 19 веку чай потихоньку теснит сбитень и становится любимым горячим напитком в России. Вместе с чаем в дома проникает и самовар. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют. Самовар стал символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и достатка.


Что же такое самовар? Это тонкостенный металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка крепится к нижней части самовара. Через решетку в трубе создается тяга в топке. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом. Если тяги не хватало или погода была сырая, то дополнительно ее создавали при помощи сапога, который одевали на трубу. При закипании воды, на конфорку самовара устанавливался заварочный чайник. Тяга замедлялась, вода закипала медленнее, а чай заваривался и настаивался.


Родиной самовара считается Урал. Сохранились документальные свидетельства тех времен, в которых говорится о том, что в 1778 году в Заречье, на улице Штыковой, братья Лисицыны Иван и Назар изготовили в своей мастерской самовар. Основателем этой мастерской был их отец, Федор, оружейных дел мастер, который занимался там работами по меди. Через 25 лет в мастерской уже работало 26 человек, включая семь оружейников. По тем временам - это уже была фабрика.


Самовары братьев Лисицыных были известны на всю Россию, сделаны они были с душой и выдумкой. Самовар можно было подобрать на любой вкус: обычный, с чеканкой, гравировкой, самой разной формы: бочонком, круглый, яйцевидной формы, с краниками в виде фигурок зверей и рыб, с различными декоративными элементами. Тульский музей самоваров может похвастаться сохранившимися экземплярами старейших самоваров этой и других фабрик. Со временем производство самоваров развилось в Туле. Этот город всегда славился своими мастерами - оружейниками. При всей кажущейся простоте самовара, процесс его создания сложный и трудоемкий. Чтобы изготовить все его детали требовалось немалое мастерство. Самовары делали в основном из меди, часто их потом серебрили, золотили, а иногда делали полностью из серебра или мельхиора. Технологический процесс его изготовления включал в себя 12 этапов. Уже к середине 19 века в Туле работало 28 фабрик по производству самоваров. Эти фабрики в год выпускали 120000 штук самоваров. Тульские самовары были востребованным товаром и украшением любой ярмарки, а сам город стал центром самоваров.


Со временем были созданы новые виды самоваров. Появились дорожные самовары, многогранные или кубические, с ручками, прилегающими к стенкам, со съемными ножками, керосиновые самовары, они получили широкое распространение в регионах, где был дешевый керосин, в частности, на Кавказе. Эти самовары продавали и за границу. Иностранцы назвали самовар - русской чайной машиной. Проходят годы - самовар не стареет. Традиция русского чаепития продолжает жить.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Многие считают, что самовар - истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.

Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.

Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»

История русского самовара не слишком длинна - около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар - неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары - самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...

Самовар, как символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Немного истории.

Самовар имеет длинную и весьма занимательная история. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество. и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...».

Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...».

Что такое самовар? В Словаре русского языка (М.,1981г.,т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г.,т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины -
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.

Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почете, ее жители варили брагу, сбитень. Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих.
Например, в качестве заварки использовался соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д.
Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Внедрение и распространение чая в России происходило на подготовленной почве, и основная особенность, причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

ВЫПЕЙ ЧАЙКУ - ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.

Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

САМОВАР КИПИТ - УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.

Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя". Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

ЧАЙ ПИТЬ -- НЕ ДРОВА РУБИТЬ.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(А. Пушкин)

Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства.

Что такое самовар? В Словаре русского языка (М.,1981г., т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".

Его устройство просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой.

От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления самовара и которыми люди пользуются сейчас, самовар отличается в первую очередь тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии.

Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность.

Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, Их расход минимален.

Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран расположен на некотором расстоянии от дна самовара, что позволяет не попадать взвеси в чашки.

Такие элементы, как кран (ветка), ручка для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и припаиваются к сосуду. Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно.

Пользоваться самоваром может даже ребенок - наливается вода, закладывается топливо и в трубу опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.

ЧАЙ ПЬЕШЬ - ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.

Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему.

ЗА ЧАЕМ - НЕ СКУЧАЕМ.

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
(Н. Заболоцкий)

Как же пили чай наши прадедушки и прабабушки?

Известно, что чай впервые был завезен в Европу голландцами в 1610 году, в Англию он попал в 1644 года, а в России употреблялся с середины XVIII века, первоначально как лекарство.

Завтрак русского помещика XIX в. - это как бы соединение принятых во Франции того времени первого и второго завтраков. "Напившись, чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп - всякому найдут что-нибудь по вкусу" (Гончаров И.А. "Фрегат "Паллада").

К чаю подавали сахар-рафинад (песок покупали только для кухни - от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие", булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Иногда брали бриоши (французскую сдобную хрустящую булочку в форме рогалика) и Ревельский хлеб (пеклеванный хлеб с тмином). На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайник, ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу - "хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка, для накладывания чаю" (Е.Авдеева "Полная хозяйственная книга").

ОТ ЧАЯ ПЬЯН НЕ БУДЕШЬ.

О том, какой чай пили в России этого времени, подробно рассказывает И.А.Гончаров: "Мы называем хорошими нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называются… пекое (Pekoe flower). Англичане хорошим чаем, да просто чаем (у них он один), называют особый сорт грубого черного или смесь его с зеленым, смесь очень наркотическую. От чая требуют того же, чего от индийских сой и перцев, то есть чего-то вроде яда" ("Фрегат "Паллада"). Под цветочным чаем, разумеется, понимается не чай из цветов (Гончаров китайскую манеру класть в черный чай жасминные, а в желтый розовые лепестки называет "следствием пресыщенности"), а именно сорт чая, приготовленный из верхушечной почки растения - с особенно тонким и изысканным ароматом.

Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Конечно, чудаки и оригиналы в России пили чай с гвоздикой на японский манер, и по-китайски с цветами, и зеленый чай, как пьют настоящие американцы. Однако, пить русский чай означало пить чай заваренный (англичане, как замечает Гончаров, "варят его по своему обыкновению, как капусту") и с сахаром - для иностранца русский чай "какой-то приторный напиток".

Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время именно Китай, где чай был известен с доисторических времен, основной поставщик чая, в Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. "Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают", - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора".


ГДЕ ЕСТЬ ЧАЙ - ТАМ ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар. Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле, здесь же из рода в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была

Первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем. Подражателей Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с шестьюстами рабочих и годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других. Ежегодный оборот всех фабрик был около 2500000 рублей.

Появился самовар не сразу...

Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII века, а вот когда родился первый из них, неизвестно.

Сбитенник XVIII века можно увидеть в зале музея "Тульские самовары". Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, прянностей и трав.

Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.

Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников.

Некоторые фабриканты изготовляли самовары-кофейники, которые внешне мало чем отличались от чайного самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания кофе. Самовары-кофейники встречаются редко: этот напиток был доступен только знати.

В продолжение темы:
Вопросы 

Высказывать критику в адрес отца Андрея Ткачева сегодня непросто. Не так давно, рассматривая витрину книжной лавки, я обнаружил сомнительную псевдонаучную книжку, о чем...

Новые статьи
/
Популярные