Комиссар из сорок второй палаты. Полевой Борис. Повесть о настоящем человеке. используются в строительстве

5 КЛАСС

(1 полугодие)

Синичка и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Выглянул я в окно и вижу, что на проводке сидит синичка. Сидит и поворачивает головку в разные стороны. При этом её тоненький клювик открывается и закрывается. Что это она делает?

Я подобрался ближе к окну. С неба летели лёгкие снежинки. Они вились в воздухе, и птичка ловила их ртом. Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Или она принимает снежинки за мошек и съедает их? В народе ведь говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Настало время отъезда. Эта птичка была последней из всей живности, с которой я встретился этим летом. (100 слов)

ПРИМЕЧАНИЕ: сказать о постановке запятой в последнем предложении.

Грамматическое задание:

1)Выполнить синтаксический разбор предложения

1 вариант - Сидел я за столом в горнице.

2 вариант – С неба летели лёгкие снежинки.

2)Выполнить фонетический разбор слов

1 вариант – окно

2 вариант – летом

3) Выписать из текста 3 слова с орфограммой

1 вариант - безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

2 вариант - проверяемая согласная в корне слова.

Выделить корень, подобрать проверочные слова.

6 класс

(1 полугодие)

Встреча с Юрием Никулиным

Мы с приятелем притаились в кустах. Я раздвинул ветки, прицелился. Раздался щелчок, и камень врезался в стаю ворон.

С шумом взвились над деревьями птицы. Только одна подскакивала и касалась крылом земли.

«Птиц из рогаток бить?» - спросил незнакомец и поманил нас пальцем.

Мы понуро подошли. Перед нами стоял известный артист Юрий Никулин. Мы часто видели его превесёлым и озорным. Но сейчас он не собирался нас веселить.

Он сурово посмотрел на нас и строго объяснил, что птиц нельзя обижать. Ведь они прилетели в город под защиту человека.

Много времени прошло с той поры. Я часто виделся потом с Никулиным, но не решился напомнить ему о первой встрече. (109 слов)

Грамматическое задание:

    Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов

1 вариант – резинка, напомнить

2 вариант – незнакомец, поманил

2) Выполнить морфологический разбор существительных

1 вариант-артист

2 вариант – (о) встрече

3)Выписать из текста 2 слова и объяснить их правописание

1 вариант- с приставками пре- и при-

2 вариант – с корнями, где есть чередование гласных

7 класс

(1 полугодие)

Концерт в осаждённом Ленинграде

Во время Великой Отечественной войны фашисты окружили Ленинград кольцом блокады. Надеясь на скорую победу, они назначили 9 августа 1942 года датой торжественного вступления в город.

Но Ленинград стоял, сопротивляясь голоду, холоду и бомбёжкам. Истощённые люди не отходили от станков, работало радио, поддерживающее боевой дух ленинградцев.

И вот наступило 9 августа 1942 года. Но не днём вражеского торжества стал этот день, а праздником музыки. Из осаждённого Ленинграда по радио на весь мир прозвучала Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Композитор рассказал в ней о войне, о мужестве и стойкости ленинградцев. Во время бомбёжек Шостакович вместе с другими горожанами поднимался на крыши домов, сбрасывал и гасил зажигательные бомбы.

Звучит симфония. Трудно поверить! В городе, окружённом врагами, оркестр играет новое сочинение! (116)

Примечание: числительные записываются цифрами; Фамилию композитора и название симфонии можно записать на доске.

Грамматическое задание:

    Графически выделить в тексте

1 вариант – причастные обороты

2 вариант –деепричастные обороты

2) Выполнить морфологический разбор слов

1 вариант – надеясь, осаждённого

2 вариант – окружённом, сопротивляясь

8 класс

(1 полугодие)

В лесу

Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всём своём величии.

Из припудренной инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, собираясь сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлёк звук, доносящийся с неба. Будто несколько майских жуков, в морозном воздухе проносились самолёты - истребители. Слышался частый треск, как скрип дергача на болоте. Вдруг один из самолётов понёсся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, и лось рванулся во весь дух в чащу.(144)

ПРИМЕЧАНИЕ: сказать о правописании слова «дергач»

Грамматическое задание.

1)Произвести синтаксический разбор предложения.

1 вариант - Старый лось застыл в сосняке, как изваяние.

2 вариант – Будто несколько майских жуков, в морозном воздухе проносились истребители.

2) Придумайте предложения

1 вариант – с составным глагольным сказуемом

2 вариант- с составным именным сказуемым.

Подчеркните сказуемое, укажите, чем оно выражено.

    В тексте выделить графически причастные и деепричастные обороты

10 класс

(1 полугодие)

Нравы обломовцев

В комнате тускло горит одна сальная свеча, но и это допускается только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы стараются ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.

Это часто делается по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были скупы.

Они с радушием предлагают отличную индейку или дюжину цыплят приехавшему гостю, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, когда гость самовольно вздумает налить сам себе в рюмку вина. Впрочем, такого там почти не случалось: такого гостя и во двор не пустят.

Не такие нравы были там. Гость там прежде троекратного потчеванья не прикоснётся к еде. Он очень хорошо знает, что однократное потчеванье чаще заключает в себе просьбу отказаться от предлагаемого блюда, а не отведать его.

Не для всякого зажигались здесь две свечи. Свечка покупалась в городе за деньги и береглась под ключом самой хозяйки. Огарки бережно собирались и прятались.

Денег там тратить не любили. Даже на необходимую вещь деньги выдавались всегда с великим соболезнованием, даже если издержка была очень мала. (174)

Грамматическое задание:

    Выписать из текста 5 слов, где

1 вариант – звуков больше, чем букв

2 вариант- звуков меньше, чем букв

Объяснить свой выбор.

    Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов

1 вариант – необходимую, троекратного, предлагаемого, соболезнование

2 вариант - прикоснётся, огарки, однократное, приехавшему.

3. Письменно ответить на вопрос: « Какие черты жизни обломовцев подчёркивает автор в этом тексте?»

С появлением в сорок второй нового больного, которого все стали называть между собой Комиссар, весь строй жизни палаты сразу переменился. Этот грузный и немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и, как выразился потом о нем Степан Иванович, сумел при этом к «каждому подобрать свой особый ключик».

о Степаном Ивановичем он потолковал всласть о конях и об охоте, которую они оба очень любили, будучи большими знатоками. С Мересьевым, любившим вникать в суть войны, задорно поспорил о современных способах применения авиации, танков и кавалерии, причем не без страсти доказывал, что авиация и танки — это, конечно, славная штука, но что и конь себя не изжил и еще покажет, и если сейчас хорошо подремонтировать кавалерийские части, да подкрепить их техникой, да в помощь старым рубакам-командирам вырастить широко и смело мыслящую молодежь — наша конница еще удивит мир. Даже с молчаливым танкистом он нашел общий язык. Оказалось, дивизия, в которой он был комиссаром, воевала у Ярцева, а потом на Духовщине, участвуя в знаменитом Коневском контрударе, там, где танкист со своей группой выбился из окружения. И Комиссар с увлечением перечислял знакомые им обоим названия деревень и рассказывал, как и где именно досталось там немцам. Танкист по-прежнему молчал, но не отворачивался, как бывало раньше. Лица его из-за бинтов не было видно, но он согласно покачивал головой. Кукушкин же сразу сменил гнев не милость, когда Комиссар предложил ему сыграть партию в шахматы. Доска стояла у Кукушкина на койке, а Комиссар играл «вслепую», лежа с закрытыми глазами. Он в пух и прах разбил сварливого лейтенанта и этим окончательно примирил его с собой.

прибытием Комиссара в палате произошло что-то подобное тому, что бывало по утрам, когда сиделка открывала форточку и в нудную больничную тишину вместе с веселым шумом улиц врывался свежий и влажный воздух ранней московской весны. Комиссар не делал для этого никаких усилий. Он просто жил, жил жадно и полнокровно, забывая или заставляя себя забывать о мучивших его недугах.

роснувшись утром, он садился на койке, разводил руки вверх, вбок, наклонялся, выпрямлялся, ритмично вращал и наклонял голову — делал гимнастику. Когда давали умыться, он требовал воду похолоднее, долго фыркал и плескался над тазом, а потом вытирался полотенцем с таким азартом, что краснота выступала на его отекшем теле, и, глядя на него, всем невольно хотелось сделать то же. Приносили газеты. Он жадно выхватывал их у сестры и торопливо вслух читал сводку Советского Информбюро, потом уже обстоятельно, одну за другой, — корреспонденции с фронта. И читать он умел как-то по-своему — так сказать, активно: то вдруг начинал шепотом повторять понравившееся ему место и бормотать «правильно» и что-то подчеркивал, то вдруг сердито восклицал: «Врет, собака! Ставлю мою голову против пивной бутылки, что на фронте не был. Вот мерзавец! А пишет». Однажды, рассердившись на какого-то завравшегося корреспондента, он тут же написал в редакцию газеты сердитую открытку, доказывая в ней, что на войне таких вещей не бывает, быть не может, прося унять расходившегося враля. А то задумывался над газетой, откидывался на подушку и лежал так с раскрытыми глазами или начинал вдруг рассказывать интересные истории о своих конниках, которые, если судить с его слов, все были герой к герою и молодец к молодцу. А потом снова принимался за чтение. И странно, эти его замечания и лирические отступления нисколько не мешали слушателям, не отвлекали, а, наоборот, помогали постигать значение прочитанного.

ва часа в день, между обедом и лечебными процедурами, он занимался немецким языком, твердил слова, составлял фразы и иногда, вдруг задумываясь над смыслом чужого языка, говорил:

mdash; А знаете, хлопцы, как по-немецки цыпленок? Кюхельхен. Здорово! Кюхельхен — что-то эдакое маленькое, пушистое, нежное. А колокольчик, знаете как? Глеклинг. Звонкое слово, верно?

ак-то раз Степан Иванович не утерпел:

mdash; А на что вам, товарищ полковой комиссар, немецкий-то язык? Не зря ли себя томите? Силы бы вам поберечь...

омиссар хитро глянул на старого солдата.

mdash; Эх, борода, разве это для русского человека жизнь? А на каком же языке я буду с немками в Берлине разговаривать, когда туда придем? По-твоему, по-чалдонски, что ли? А?

mdash; Так-то так, не по-чалдонски, конечно. Однако поберечься бы вам, товарищ комиссар, после эдакой-то контузии.

mdash; Бережен-то конь первым с копыт и валится. Не слыхал? Нехорошо, борода!

икто из больных бороды не носил. Комиссар же всех почему-то именовал «бородами». Получалось это у него не обидно, а весело, а у всех от этого шутливого названия легчало на душе.

— Я, кажется, стал короче.

лыбка получилась нехорошая, похожая на гримасу. Клавдия Михайловна заботливо поправила ему волосы.

mdash; Ничего, ничего, голубчик, теперь легче будет.

mdash; Да, верно, легче. На сколько килограммов?

mdash; Не надо, родной, не надо. А вы молодец, иные кричат, других ремнями привязывают и еще держат, а вы не пикнули... Эх, война, война!

это время из вечерней полутьмы палаты послышался сердитый голос Комиссара:

mdash; Вы чего там панихиду затеяли? Вот передайте-ка ему, сестричка, письма. Везет человеку, даже меня завидки берут: столько писем сразу!

омиссар передал Мересьеву пачку писем. Это были письма из родного полка. Датированы они были разными днями, но пришли почему-то вместе, и вот теперь, лежа с отрезанными ногами, Алексей одно за другим читал эти дружеские послания, повествующие о далекой, полной трудов, неудобств и опасностей, неудержимо тянувшей к себе жизни, которая была потеряна теперь для него безвозвратно. Он смаковал и большие новости, и дорогие мелочи, о которых писали ему из полка. Было ему одинаково интересно и то, что политработник из корпуса проболтался, будто полк представлен к награждению орденом Красного Знамени, что Иванчук получил сразу две награды, и то, что Яшин на охоте убил лисицу, которая почему-то оказалась без хвоста, что у Степы Ростова из-за флюса расстроился роман с сестрой Леночкой. На миг он уносился мыслью туда, на затерянный среди лесов и озер аэродром, который летчики так часто поругивали за коварный грунт и который казался ему теперь лучшей точкой на земле.

н так увлекся письмами, что не обратил внимания на разницу в датах и не заметил, как Комиссар подмигнул сестре, с улыбкой показывая в его сторону, и тихо шепнул ей: «Мое-то лекарство куда лучше, чем все эти ваши люминалы и вероналы». Алексей так никогда и не узнал, что, предвидя события. Комиссар прятал часть его писем, чтобы в страшный для Мересьева день, передав летчику дружеские приветы и новости с родного аэродрома, смягчить для него тяжелый удар. Комиссар был старый воин. Он знал великую силу этих небрежно и наспех исписанных клочков бумаги, которые на фронте порой бывают важнее, чем лекарства и сухари.

После операции с Алексеем Мересьевым случилось самое страшное, что может произойти при подобных обстоятельствах. Он ушел в себя. Он не жаловался, не плакал, не раздражался. Он молчал.

елые дни, неподвижный, лежал он на спине, смотря все на одну и ту же извилистую трещину на потолке. Когда товарищи заговаривали с ним, он отвечал — и часто невпопад — «да», «нет» и снова смолкал, уставившись в темную трещину штукатурки, точно это был некий иероглиф, в расшифровке которого было для него спасение. Он покорно выполнял все назначения врачей, принимал все, что ему прописывали, вяло, без аппетита съедал обед и опять ложился на спину.

mdash; Эй, борода, о чем думаешь? — кричал ему Комиссар.

лексей поворачивал в его сторону голову с таким выражением, точно не видел его.

mdash; О чем, спрашиваю, думаешь?

mdash; Ни о чем.

…………….

С трудом растягивая губы в пустую, резиновую улыбку, Мересьев думал: «Знать бы, что все так кончится, стоило ли ползти? Ведь в пистолете оставалось три патрона».

омиссар прочел в газете корреспонденцию об интересном воздушном бое. Шесть наших истребителей, вступив в бой с двадцатью двумя немецкими, сбили восемь, а потеряли всего один. Комиссар читал эту корреспонденцию с таким смаком, будто отличились не неведомые ему летчики, а его кавалеристы. Даже Кукушкин загорелся, когда заспорили, стараясь представить, как все это произошло, А Алексей слушал и думал: «Счастливые! Летают, дерутся, а вот мне уже никогда больше не подняться».

— Лейтенант Гвоздев, пляшите! Ну, что же вы?

ересьев увидел, как вздрогнул Гвоздев, как резко он повернулся, как сверкнули из-под бинтов его глаза. Он тут же сдержался и сказал дрожащим голосом, которому старался придать равнодушный оттенок:

mdash; Ошибка. Рядом лег еще какой-нибудь Гвоздев. — Но глаза его жадно, с надеждой смотрели на три конверта, которые сестра держала высоко, как флаг.

mdash; Нет, вам. Видите: лейтенанту Гвоздеву Г.М., и даже: палата сорок два. Ну?

абинтованная рука жадно выбросилась из-под одеяла. Она дрожала, пока лейтенант, прихватив конверт зубами, нетерпеливыми щипками раскрывал его. Глаза Гвоздева возбужденно сверкали из-под бинтов. Странное оказалось дело. Три девушки-подруги, слушательницы одного и того же курса, одного и того же института, разными почерками и в разных словах писали примерно одно и то же. Узнав, что герой-танкист лейтенант Гвоздев лежит раненый в Москве, решили они завязать с ним переписку. Писали они, что если он, лейтенант, не обидится на их назойливость, то не напишет ли он им, как он живет и как его здоровье, а одна из них, подписавшаяся «Анюта», писала: не может ли она ему чем-нибудь помочь, не нужно ли ему хороших книжек, и, если ему что-нибудь надо, пусть, не стесняясь, он обратится к ней.

ейтенант весь день вертел эти письма, читал адреса, рассматривал почерки. Конечно, он знал о подобного рода переписках и даже сам однажды переписывался с незнакомкой, ласковую записку которой он нашел в большом пальце шерстяных варежек, доставшихся ему в праздничном подарке. Но переписка эта сама собой увяла после того, как его корреспондентка прислала ему с шутливой надписью свою фотографию, где она, пожилая женщина, была снята в кругу своих четырех ребят. Но тут было другое дело. Смущало и удивляло Гвоздева только то, что письма эти пришли так неожиданно и сразу, и еще непонятно было, откуда студентки мединститута вдруг узнали о его боевых делах. Недоумевала по этому поводу вся палата, и больше всех — Комиссар. Но Мересьев перехватил многозначительный взгляд, которым он обменялся со Степаном Ивановичем и сестрой, и понял, что и это — дело его рук.

ак бы там ни было, но на следующий день с утра Гвоздев выпросил у Комиссара бумаги и, самовольно разбинтовав кисть правой руки, до вечера писал, перечеркивал, комкал, снова писал ответы своим неизвестным корреспонденткам.

ве девушки сами собой отсеялись, зато заботливая Анюта стала писать за троих. Гвоздев был человек открытого нрава, и теперь вся палата знала, что делается на третьем курсе мединститута, какая увлекательная наука биология и как скучна органика, какой симпатичный голос у профессора и как он славно подает материал и, наоборот, как скучно талдычит свои лекции доцент такой-то, сколько дров навалили на грузовые трамваи на очередном студенческом воскреснике, как сложно одновременно и учиться и работать в эвакогоспитале и как «задается» студентка такая-то, бездарная зубрила и вообще малосимпатичная особа.

воздев не только заговорил. Он как-то весь развернулся. Дела его быстро пошли на поправку.

Вечером ему стало плохо. Впрыскивали камфару, давали кислород. Он долго не приходил в себя. Очнувшись, Комиссар сейчас же попытался улыбнуться Клавдии Михайловне, стоявшей над ним с кислородной подушкой в руках, и пошутить:

mdash; Не волнуйтесь, сестренка. Я и из ада вернусь, чтобы принести вам средство, которым там черти веснушки выводят.

ыло невыносимо больно наблюдать, как, яростно сопротивляясь в тяжелой борьбе с недугом, день ото дня слабеет этот большой, могучий человек.

………………

Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. В первый же день после операции Мересьева появилась в палате книжка «Как закалялась сталь». Ее начали читать вслух. Алексей понял, кому адресовано это чтение, но оно мало утешило его. Павла Корчагина он уважал с детства. Это был один из любимых его героев. «Но Корчагин ведь не был летчиком, — думал теперь Алексей. — Разве он знал, что значит „заболеть воздухом“? Ведь Островский писал в постели свои книжки не в те дни, когда все мужчины и многие женщины страны воюют, когда даже сопливые мальчишки, став на ящики, так как у них не хватает роста для работы на станке, точат снаряды».

ловом, книжка в данном случае успеха не имела. Тогда Комиссар начал обходное движение. Будто невзначай, он рассказал о другом человеке, который с парализованными ногами мог выполнять большую общественную работу. Степан Иванович, всем на свете интересовавшийся, стал удивленно охать. И сам вспомнил, что в их краях есть врач без руки, наипервейший на весь район лекарь, и на лошади он верхом ездит, и охотится, да при этом так одной рукой с ружьем справляется, что белку дробиной в глаз сшибает. Тут Комиссар помянул покойного академика Вильямса, которого лично знал еще по эмтээсовским делам. Этот человек, наполовину парализованный, владея только одной рукой, продолжал руководить институтом и вел работы огромных масштабов.

……………..

Но Комиссар не оставил своих попыток «отомкнуть» его. Однажды, находясь в обычном состоянии равнодушного оцепенения, Алексей услышал комиссарский бас:

mdash; Леша, глянь: тут о тебе написано.

тепан Иванович уже нес Мересьеву журнал. Небольшая статья была отчеркнута карандашом. Алексей быстро пробежал глазами отмеченное и не встретил своей фамилии. Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны. Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными «шильцем», с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.

mdash; Читай, читай, прямо для тебя, — настаивал Комиссар.

ересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном летчике, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей «дум-дум». С раздробленной ногой он сумел на своем «фармане» перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в заметке, «порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане». Он был награжден офицерским «Георгием» и успешно служил в русской военной авиации, пока не погиб в результате катастрофы.

ересьев прочел эту заметку раз, другой, третий. Немножко напряженно, но, в общем, лихо улыбался со снимка молодой худощавый поручик с усталым волевым лицом. Вся палата безмолвно наблюдала за Алексеем. Он поерошил волосы и, не отрывая от статейки глаз, нащупал рукой на тумбочке карандаш и тщательно, аккуратно обвел ее.

mdash; Прочел? — хитровато спросил Комиссар. (Алексей молчал, все еще бегая глазами по строчкам.) — Ну, что скажешь?

mdash; Но у него не было только ступни.

mdash; А ты же советский человек.

mdash; Он летал на «фармане». Разве это самолет? Это этажерка. На нем чего не летать? Там такое управление, что ни ловкости, ни быстроты не надо.

mdash; Но ты же советский человек! — настаивал Комиссар.

mdash; Советский человек, — машинально повторил Алексей, все еще не отрывая глаз от заметки; потом бледное лицо его осветилось каким-то внутренним румянцем, и он обвел всех изумленно-радостным взглядом.

а ночь Алексей сунул журнал под подушку, сунул и вспомнил, что в детстве, забираясь на ночь на полати, где спал с братьями, клал он так под подушку уродливого корноухого медведя, сшитого ему матерью из старой плюшевой кофты. И он засмеялся этому своему воспоминанию, засмеялся на всю палату.

очью он не сомкнул глаз. Тяжелым сном забылась палата. Скрипя пружинами, вертелся на койке Гвоздев. С присвистом, так, что казалось, рвутся у него внутренности, храпел Степан Иванович. Изредка поворачиваясь, тихо, сквозь зубы постанывал Комиссар. Но Алексей ничего не слышал. Он то и дело доставал журнал и при свете ночника смотрел на улыбающееся лицо поручика. «Тебе было трудно, но ты все-таки сумел, — думал он. — Мне вдесятеро труднее, но вот увидишь, я тоже не отстану».

………………

Комиссар вздохнул. Сестра выпрямилась и полными слез глазами с жадным ожиданием смотрела на него. Он улыбнулся, вздохнул и своим обычным добрым, чуть насмешливым тоном продолжал:

mdash; Слушайте-ка, умница, историю. Мне вдруг вспомнилось. Давно это было, еще в гражданскую войну, в Туркестане. Да... Эскадрон один увлекся погоней за басмачами, да забрался в такую пустыню, что кони — а кони были российские, к пескам не привычные, — падать начали. И стали мы вдруг пехотой. Да... И вот командир принял решение: вьюки побросать и с одним оружием пешком выходить на большой город. А до него километров сто шестьдесят, да по голому песку. Чуете, умница? Идем мы день, идем второй, идем третий. Солнце палит-жарит. Нечего пить. Во рту кожа трескаться стала, а в воздухе горячий песок, под ногами песок поет, на зубах хрустит, в глазах саднит, в глотку набивается, ну — мочи нет. Упадет человек на бурун, сунется лицом в землю и лежит. А комиссаром у нас был Володин Яков Павлович. На вид хлипкий, интеллигент — историком он был... Но крепкий большевик. Ему бы как будто первому упасть, а он идет и все людей шевелит: дескать, близко, скоро — и пистолетом трясет над теми, кто ложится: вставай, пристрелю...

а четвертые сутки, когда до города всего километров пятнадцать осталось, люди вовсе из сил выбились. Шатает нас, идем как пьяные, и след за нами неровный, как за раненым зверем. И вдруг комиссар наш песню завел. Голос у него дрянной, жидкий, и песню завел чепуховую, старую солдатскую: «Чубарики, чубчики», — а ведь поддержали, запели! Я скомандовал: «Построиться», шаг подсчитал, — и не поверите — легче идти стало.

а этой песней оторвали другую, потом третью. Понимаете, сестренка, сухими, потрескавшимися ртами да на такой жаре. Все песни по дороге перепели, какие знали, и дошли, и ни одного на песке не оставили... Видите, какая штука.

mdash; А комиссар? — спросила Клавдия Михайловна.

mdash; А что комиссар? Жив, здоров и теперь. Профессор он, археолог. Доисторические поселения какие-то из земли выкапывает. Голоса он после того, верно, лишился. Хрипит. Да на что ему голос? Он же не Лемешев... А ну, хватит баек. Ступайте, умница, даю вам слово конника больше сегодня не помирать.

………………

Было тихо. Вдруг Комиссар заговорил чуть слышно, повернув голову к Степану Ивановичу, — его силуэт вырисовывался на позлащенном закатом окне:

mdash; А в деревне сейчас сумерки, тихо-тихо. Талой землей, отопревшим навозом, дымком пахнет. Корова в хлеву подстилкой шуршит, беспокоится: телиться ей время. Весна... А как они, бабы-то, успели ль по полю навоз раскинуть? А семена, а упряжь в порядке ли?

ересьеву показалось, что Степан Иванович даже не с удивлением, а со страхом посмотрел на улыбающегося Комиссара.

mdash; Колдун вы, товарищ полковой комиссар, что ли, чужие думки угадываете..

Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

Анды — самые высокие горы А мери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант - Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).

Диктанты для самоподготовки. 7 класс

Прочитайте тексты, подумайте над выделенными частями слова, над знаками препинания и напишите под диктовку данные тексты. После каждого текста, сверив его с образцом и исправив ошибки, выполните работу над ошибками.

Диктант № 1

Снег давно с бежал с полей. От края весь ма разъ езженн ой дороги до ближней деревеньки стелется рожь , освещенн ая восходящ им лучом солнца. На светло-синем небе не видно туч , беловатые обла ка плывут в северо-западном направлении .

В вышине зве нит переливчат ая песенка жаворонка. В лесной чащо бе воркует горлинк а в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В лесной чаще в каждой борозд ке можно услышать шё пот и шо рох.

В самой тоненькой веточке, в самом нежном сте бельке движет ся свежий сок. По соломинк е, как по лест нице, шеств ует жучок , важно рас правляет свои бронзов ые крылышк и. Над камышом мелководной речонк и кружатся би рюзовые стрекозы. На опушке березовой рощицы в рыхлом почерневшем снегу блист ает молодая поро сль кустов.

Быстро пре обра жается все вокруг. В при роде тво рится великая тайна весенн его обно вления. Это вели чайшее торжество той великой силы, которая льется с голубого неба и пре творяется в зелень, цветы и звуки птичь их песен.

В воздухе уже не чув ствуется сырости, которая так заметна в первую весенн юю пору. Радост ная птичья разноголосица доносится отовсюду: из ближних рощ , с пашен и пастбищ .

Диктант № 2

Была глубокая осень. Листья с деревьев давно опали. Беловежская пуща выгляде ла хмурой и не приветлив ой. Шли дожди. Низ кие тучи ползли по вершинам столетних деревьев, чуть не цепляя сь за них ло хматыми кра ями.

Уле тели на юг журавли и аисты. Не слышалось веселого ще бетания ласточек. В лесу было пусто, уныло и очень тихо. Когда начинал дуть сильный ветер, пуща вновь оживала. Деревья гнулись и скрипели, слышался треск ломавш ихся сучьев. Иногда доносился короткий гул, похожий на раскаты отдаленн ого грома. Это падал лесной великан, не выдержа вший напор ветра.

Но вот ветер стихал, и пуща вновь замир ала. Ярко желте ли на обна женн ых деревьях последние листочки. Чернели стволы осин, готовя сь к зиме. В обле тевшем лесу светло и просторно.

Диктант № 3

Как-то , возвра щаясь из П етровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под ко рнями ручьи, на дне оврага блест ели маленькие озера. Не подвижный воздух был красноват и горяч . С одной из лесных полян я увиде л при ближающую ся тучу. Она рос ла на вечернем небе, как гро мадный средне вековый город, окруженн ый белыми башнями.

Глухие, грохочущ ие, не ослабева ющие звуки доле тали из далека , и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донес брызги дождя.

Пригля де вшись, я узнал не кошен ый луг над С оротью, песчан ый косогор, тро пинку, ве дущую в парк.

Это было М ихайловское.

Я смолоду изъ ездил почти всю страну, виде л много уди вительных, сжим ающих серд це мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как М ихайловское.

З десь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловат ым ко рнямшагал пушкинский верховой конь и легко нес своего задумчив ого всадника.

Диктант № 4

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчая вшие ся люди уже поте ряли надежду на при ход лета, холо дный ветер внезапно стих. Из-за сви нцовой мути роб ко и не уверенн о прогля нул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло . Тёмные тяжё лые тучи попо лзли к деревне . Они ползли медленн о, грозно, клубясь и власт но разраст аясь до самого го ризонта. И вдруг оглушительный грохот со тряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождём радост но перекликались друг с другом. По вс пененн ым лужам носились босоногие ребятишки, всю весну выси де вшие дома.

Начало сь короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшими ся всходами, по обочинам дорог, опушенн ых нежнейшей зеленью, по отживш им перелескам.

Играла, ширилась на солнце молодая березовая роща, вся подернутая зеленой дымкой.

(130 слов. По Ф. Абрамову)

Диктант № 5

Незаметно наступило время недолгих осенн их сумерек. Уже догор ал позд ний закат. Солнце черес чур медленн о клонило сь к го ризонту. Вот погасла последняя красновато-ба гровая узенькая щё лочка, которая оставалась между сизой тучей и черной землей. Задро жали над головой пока ещё не яркие, но крупные первые звездочки. Вперемеж ку с лучом от маяка по небу, словно гигант ская стрела, нет-нет да и скользнет голубовато-белый луч берегового прожектора.

С берега еле-еле виднеет ся дымок, уходящего вдаль паро хода. С шумом бь ются о при брежные скалы волны. На берегу всё острее пахнет цветами, раст ущими почти возле каждого домишки, в этом не большом при морском город ке.

В глянцево-чёрном зеркальце лужи, оставшейся от не давнего шторма, точно поплав очки, прыгают отра жения звездочек. Над водной глад ью все заметнее подним ается лег кий парок вечернего тумана. Кажется, вот-вот появится холодная осенняя изморос ь.

Почти бес престанно дует не сильный, но уже далеко не теплый ветерочек. Глядя на груст ный осенн ий пейзаж, пони маешь , что ни какие сверхъ естественн ые силы не могут оста новить незримо надвигающую ся зиму.

Скоро она по утрам посеребрит крыши домишек, белым полотенцем покроет изви вающиеся по горным улочкам тро пинки, нарисует изморозь ю при чудлив ые узоры на окнах.

Диктант № 6

Весна в госпитале

У окошка, выходящ его на восток, ветка тополя уже выбро сила бледно-желтые клейкие листочк и; из-под них выбились мо хнатые красные сереж ки, похожие на жирных гусе ниц. По утрам листочк и эти сверкали на солнце и ка зались вырезанн ыми из компресс ной бумаги. Они сильно и терп ко па хли солоноватым молодым запа хом, и аро мат их, вырываясь в открытые форточк и, перебивал го спитальный дух.

Воробь и, при кормленн ые Степаном Ивановичем, совершенн о обна глели. По утрам птицы устраивали на ка рнизе столь шумные с борища, что убир авшая палату си делка, не вытерпев, с ворчанием лезла на окно и, высунувши сь в форточку, с гоняла их тряпкой.

Лед на Москве-реке прошел. Пошумев, река успоко илась, вновь легла в берега, покорно подставив могучую спину па ро ходам, баржам, речн ым трамваям, которые в те тя желые дни заменяли поре девший автотранспорт сто лицы. Вопреки мрачн ому предсказанию К укушкина, ни кого в сорок второй не смыло половодь ем. У всех, за исключением Комиссара, дела шли хорошо, и только разго воров было что о выпи ске.

Диктант № 7

Комиссар из сорок второй палаты

С неделю оби татели сорок второй палаты жили вчетвером. Но однажды оза боченн ая медсестра сообщила, что придется потеснить ся. Койку Степана Ивановича, к его великой радости, уста новили около окна.

На следующий день внесли пятого.

Он был, должно быть, очень тяжел, так как но силки скри пели, глубоко проги баясь в такт шагам санитаров. Ка залось, новичок был без сознания. Жё лтое лицо его ка зало сь во сковым.

С поя влением в сорок второй нового бо ль ного (все стали называть его между собой К омисс аром) весь строй жизни палаты сразу изме нился. Этот немощн ый человек со всеми перезна комился и, как выраз ился о нем Степан Иванович, сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик . Со Степаном Ивановичем он пото лковал об охоте. Мересьеву дока зывал, что авиация – это, конечно, славная штука, но что и конь себя не из жил.

Грузное тело К омисс ара было, вероятно, тяжело контужено, и это при чиняло ему острую боль. Несомненн о, он сильно страдал. Стоило ему заснуть, как он сразу же начи нал сто нать, метать ся.

Алексей целыми днями при глядыва лся к Комисс ару, пытался понять секрет его неис сякаемой бодрости.

Диктант № 8

Ласточкино гнездо

Под навесом крыши нашего дома было ласточк ино гнездо, слепленн ое из ила, при несенн ого в клювах с бере га маленького копаного прудика. Вскоре там вылупи лись птенцы . Когда же птенцы подрос ли, то один из них, наверное сильный и обжо рист ый, стал высовыва ться из темного отверстия. Он был голо вастеньк ий, рот у него с жё лтым о бодочком был таким большим, что ка залось, будто начинается от самых… не ушей, конечно, а крошечных бусин ок-глаз. Голова окрасилась уже в чё рный цвет, а на грудке появился темно-коричневый фартучек . Рост ом он ка зался мне больше своих ро дителей, которые бес престанно носили ему всяких ко зявок. Впрочем, он иногда прятался, а когда появился вновь, трудно было сказать, тот же это пте нец или другой, но для меня он всегда был в единственн ом числе.

Для кошки, которая си дела на лавочке , наверное, тоже. Она с се рдитым любопытством смотрела на пте нца… Ласточк и прогоняли кошку. Они с пронзительным щебетом и визгом но сились над ней, пикировали и, видимо, пугали по- своему эту упрямую кошку, которая не обращала на них ни какого вни мания.

(По Г. Семенову) 159 слов.

Диктант № 9

С конца сентябр я наши сады и гумна пустели, погода круто ме нялась. Холо дно и ярко си яло на севере над сви нцов ыми туча ми жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленн о выплывали хреб ты снеговых гор-облаков . Ветер рвал не прерывно бегущу ю из трубы люд ской струю дыма и снова наго нял зловещие ко смы пепельных обла ков. Они бежали низ ко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывало сь окошечк о в голубое небо, а в саду ста новилось пустынн о и скучн о, и снова начи нал сея ть дождь, сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, пре вращался в ливень с бурей и темнотою.

Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженн ым, засыпанн ым мокрыми листь ями и каким-то притихшим, смиривш имся. Сохрани вшаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном би рюзовом небе и покорно ждать зимы, при гре ваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеле неют запусти вшими ся озимями.

Диктант № 10

В дороге из Петербурга в Москву

Поезд, отправи вшийся из Пе тербурга четвертого июня 1880 года, но сил совершенн о своеобразный характер. В его вагонах сошлись очень многие предста вители литературы и ис кусс тва и депутаты от разных обществ и учр еждений. Все они ехали в Москву для участия в открытии памятника Александру Пушкину.

Общность цели скоро с близила всех в радост ном ощу щении , что в последствии А. Н. Островский назвал « праздником на нашей улице» .

Хорошему настроению соответствовал пре красный летний день, сме нившийся теплым и ясным лунн ым вечером.

В поезде ока зался не кто Мюнстер, знавший наизусть почти все стихотворения Пушкина и пре красно их де кла мировавший. Когда сме ркалось, он согла сился прочесть не которые из них. Весть об этом обле тела поезд, и вскоре в длинн ом вагоне первого класс а на откинутых креслах и на полу разме стились чуть ли не все ехавшие. Коро ткая летняя ночь прошла в бла го говейном слушании .

ну вшую нас в дороге грозу.

Я си дел с матерью в деревенском сарае под соломенн ой крышей. В открытых, мутных от проли вного дождя воро тах голубыми зигзагами полыхала молния. Торо пливо кре стилась мать, крепко при жимая меня к груди. Я при слушивался к шуму дождя, к тя желым рас катам грома, к грозному, раздир авшему слух треску ударов, к бес покойному шуршанию мышей в овсян ой соломе, на которой мы сидели.

Когда мы поднялись, в воротах ещё висела алмазная сетка дождя, а сквозь прозрачные падающие капли уже сияло, пере ливалось лучами летнее радост ное солн це.

Отец запря гал ло снившихся от дождя, напуганн ых грозой лошадей, не терпеливо и бес покойно пере ступавших ногами. Ещё веселее пока залась обсаженн ая березами, омытая дождем дорога; мутные потоки стремились по склонам; многоцветная радуга ви села над лугом, яркое солнце блест ело на спинах бодро бе жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом на козлах, глядя на блест евшую лужами, изви вающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённ ую солнцем и все ещё грозную тучу, на столб белого дыма, подымавшегося вдалеке над зажженн ым гро зою сараем, слушал веселые голоса птиц в открывшем ся мне умытом, чудесн ом солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) 168 слов.

Диктант № 12

На реке

Солнце высоко. Под зеленой разве систой березой лежит се дая роса. В тени по- утренн ему прохладно, свежо, а на крыльце уже по- полуденн ому начи нает при пекать. Широкая, искусн о наведенн ая за ночь паутина, вся серебрян ая от капелек росы, отчётливо, каждой своей ниточкой выделяется на фоне густой темной листвы.

Через час я на берегу реки. На том берегу, за извилист ой рекой, зарос шей чё рным олешником, светло-зеленым морем ходит, колышет ся рожь . Солнце стоит высоко, печёт . В объ еденн ом лозняке, в сухом медовом сене не утомимо, не устанно звенят кузнечики. Звон их уди вительно сли вается с глубокой си невой и неподвижностью сухого июльского дня.

Я ступаю в прозра чную воду. Речка зарос ла кустами, зеленой лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе темно-синие , прозрачные, с изумрудными глазами стрекозы. Осто рожно ступая по скользким подводным голышам, я бре ду по речн ому, с пере бегающими солнечн ыми зайчиками дну, любуясь на золотое, усыпанн ое разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых , пере бегающих по дну пе скарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне


(И. Соколов-Микитов) 151 слово

На лесной поляне расположилась огромная старая ель. Ее верхушка высоко поднялась над другими деревьями.

Раньше на этой поляне росло много молодых елочек. Они подрастали весело, дружно, и все любовались молодой порослью. Проходили годы, положение менялось. Ели разрастались, мужали. Но не все елочки дожили до этого возраста. Одни зачахли, погибли. Другие срубили.

И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. В зимнюю стужу ель помогает птицам, кормит их своими семенами. Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю. Прорастет семечко, выглянет маленький росток. Он даст жизнь новому дереву.

(По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание:

1.Найдите в тексте корни с чередующимися гласными, обозначьте их графически, объясняя написание.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(По Г. Снегиреву) (99 слов)

Контрольный диктант

по русскому языку в 5 классе (март)

КИПРЕЙ

По дну овражка протекала речушка. Она была тихая с ленивым течением и густыми зарослями на берегу. На крутом берегу островами расположился кипрей. Он всегда вырастает на лесных пожарищах и вырубках.
Кипрей – очень теплый цветок. Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву. Около кипрея инея не бывает, потому что цветок выделяет из себя теплоту. В этой теплоте подрастают без страха все соседи кипрея.
Кипрей обычно растет с молодыми соснами. Он их защитник, сторож. Иногда в сильный мороз у кипрея отмерзает вся верхушка, а он не сдается, живет.
Много есть на свете удивительных растений.
(По К. Паустовскому) (93 слова)
Задания: 1.Найти в тексте корни с чередованием гласных,
обозначить их графически.
2. Выполнить синтаксический разбор первого
предложения.
протекала, ленивым,
вырастает, защитник, удивительных, отмерзает.
4.Найти сложносочиненное и сложноподчиненное
предложения, объяснить знаки, построить схемы.

Контрольный диктант по русскому языку в 8 классе (март).

Глазами художника.

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне* был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон - город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле - еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены. Туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Задания.

1.Найти вводные слова, обозначить их и указать их значение.

3.Разобрать слова по составу: известный, просматривались, лондонцы, придает, оттенок, равнодушными.

4. Сделать словообразовательный разбор одного из этих слов.

Контрольный диктант по русскому языку в 8 классе. (март)

Комиссар из сорок второй палаты.

С неделю обитатели сорок второй палаты жили вчетвером. Но однажды озабоченная медсестра сообщила, что придется потесниться. Койку Степана Ивановича, к его великой радости, установили около окна.

В этот момент и внесли пятого.

Он был, должно быть, очень тяжел, так как носилки скрипели, глубоко прогибаясь в такт шагам санитаров. Казалось, новичок был без сознания. Желтое лицо его казалось восковым.

С появлением в сорок второй нового больного (все стали называть его между собой Комиссаром) весь строй жизни палаты сразу переменился. Этот немощный человек со всеми перезнакомился и, как выразился о нем Степан Иванович, сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик. Со Степаном Ивановичем он потолковал об охоте. Мересьеву доказывал, что авиация – это, конечно, славная штука, но и конь себя не изжил.

Грузное тело Комиссара было, вероятно, тяжело контужено, и это причиняло ему острую боль. Несомненно, он сильно страдал. Стоило ему заснуть, как он сразу же начинал стонать, метаться.

Алексей целыми днями приглядывался к Комиссару, пытался понять секрет его неиссякаемой бодрости.

(162 сл.) (По Б. Полевому.)

Задания.

1. Найти в тексте вводные слова, обозначить их и указать их значение.

2. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

3. Разобрать слова по составу: озабоченная, скрипели, появлением,

переменился, приглядывался, бодрости.

Стихотворение - помощник.

Не забудьте, что

п р и с т а в к и

Из-, раз-, воз - , низ - через-, без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Приставки не изменяются :

В - (ВО-), НА - , ЗА-,

ПОД - (ПОДО -), ПО-

С - (СО -), У -, ПРО-,

НАД - (НАДО -), ЧЕРЕЗ-,

ОБ – (ОБО -),

ОТ – (ОТО-), СВЕРХ -.

5 класс.

Озаглавить текст, списать 1 и 2 абзацы, раскрыть скобки.

Предлоги заключить в квадрат, приставки обозначить.

Вставить пропущенные буквы.

По…летела Зинька на… реку. Л..тит над…полем, л..тит над…лугом и видит: всюду снег тает, руч..и б..гут.

При…летела на…р..ку, а р..ка страшная: лед на…ней по..с..-

нел, у…берегов в..да вы…ступает. Видит Зинька, как руч..и

б..гут к…р..ке. Про…берет(?)ся ручей незаметно по…овражку под…снегом и прыг в…реку. И скоро множество ручьев, ручейков и ручьишек на…билось в…реку и под…лед

по…пряталось.

Тут при…л..тела тон..нькая черно - белая птич (?)ка, бегает

по…берегу, длин..ым хв..стом по..качивает, пищит:

Пи – лик! Пи - лик!

Ты что пищишь? – спрашивает Зинька.

Разве ты не…знаешь, как меня з.. вут? Лед…ломка. Вот

Сейчас рас…к.. чаю хвост да как тресну им по.. льду, так лед

и лопнет, и р..ка пойдет.

(В. Бианки).

Приставки на З – С.

ВОЗ - ВОС-

ИЗ - ИС –

РАЗ - РАС-

БЕЗ - БЕС –

ВЗ - ВС –

НИЗ - НИС-

З + ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

С + ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ.

ОТЛИЧИЕ ПРИСТАВОК ОТ

ПРЕДЛОГОВ.

При дороге р…сли цветы. –

Придорожные цветы запылились.

Над землей нависали тучи. –

Надземные канатные сооружения

используются в строительстве.

Без конца тянутся равнины без лесов.-

Бесконечные безлесные равнины

тянутся вокруг.

«ПРИСОЕДИНЕНИЕ»

«ПРИБЛИЖЕНИЕ»

« НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

ПРИШИТЬ, ПРИЕХАТЬ,

ПРИМОРСКИЙ, ПРИПОДНЯТЬ.

«= ОЧЕНЬ»

ПРЕКРАСНЫЙ,

ПРЕНЕПРИЯТНЫЙ.

СЛОВА - ИСКЛЮЧЕНИЯ:

ЗДЕСЬ

ЗДАНИЕ

ЗДОРОВЬЕ

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Задания к тексту «Глазами художника».

1.Найти вводные слова, обозначить их и указать их значения.

2.Найти одно сложное предложение и одно предложение с однородными членами, объяснить расстановку знаков препинания и построить их схемы.

3.Разобрать по составу слова: известный, просматривались, лондонцы, придает, оттенок, равнодушными.

4.Сделать словообразовательный разбор одного из этих слов.

Задания к тексту « Комиссар из сорок второй палаты»

1.Найти в тексте вводные слова, обозначить их и указать их значение.

2.Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

3.Разобрать слова по составу: озабоченная, скрипели, появлением, переменился, приглядывался, бодрости.

Задания к тексту « Ель».

1.Найти в тексте корни с чередованием гласных, обозначить их графически, объясняя написание.

2.Выполнить синтаксический разбор выделенного простого предложения.

3.Разобрать слова по составу: порослью, проходили, елочки, просторной, прорастет, маленький.

4.Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.

5.Выпишите из текста синонимы –глаголы.*

Задания к тексту «Медвежонок»

1.Выпишите слова с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих в корне слов». Обозначьте орфограмму.

2.Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним 2-3 однокоренных слова, укажите, какой частью речи являются эти слова.

3.Разберите слова по составу: лесного, показались, глазки, расположился, в малиннике, листики.

Задания к тексту «Кипрей».

1.Найти в тексте корни с чередованием гласных, обозначить их графически.

2.Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

3.Разобрать слова по составу: протекала, ленивым, вырастает, защитник, удивительных, отмерзает.

4.Найти сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, объяснить знаки, построить схемы.

В продолжение темы:
Вопросы 

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2013 года предназначена для того, чтобы выпускники имели возможность познакомиться со структурой экзамена и уровнем сложности вопросов....

Новые статьи
/
Популярные