Исследовательская работа. Исследовательский проект "дети войны" Исследовательская работа тема дети войны

Ученица 11 «Б» класса г.о. Тольятти, Кажакова А.

Ученица 11 «Б» класса, г.о. Тольятти, Велиева А.

Научный руководитель:

Никитишина Ирина Вячеславовна,

Учитель истории г.о. Тольятти

I. Введение

II.Основная часть

1.Великая Отечественная война. Начало

2.Образование в блокадном Ленинграде

3.Недетские подвиги

4.Дети в концлагерях и за колючей проволокой

III.Заключение

IV.Список используемых источников

V.Приложения

Введение:

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе года смертельных боёв, года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Цель

Выявление роли детей во время Великой Отечественной Войны, степень участия непосредственно в военных действиях, а так же нравственные истоки их героизма. Расширения представления о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи

1. Углубленно изучить теоретический материал о жизни детей во время Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать данную информацию.

3. Систематизировать информацию и составить реферат.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше, Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира. В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.

МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовский район Саратовская область»

Исследовательская работа

«Дети войны»

Работу выполнили

Учащиеся 8 класса, Малофеева Полина,

Карамалиев Сергей, Алишина Карина,

Мичурин Дмитрий, Панова Ольга

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Малофеева Елена Владимировна

2013-2014 учебный год

Проект « Дети войны»

Данный проект является составной частью долгосрочного проекта учащихся 8 класса «Мы- правнуки Победителей». Проект был подготовлен и оформлен в 2012-2013уч. году, представлен на школьной научной конференции и занял 1 место.

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память - это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».

Участники проекта:
Учащиеся МОУ «СОШ с. Сосновка» 8 класса, классный руководитель

Малофеева Е.В., р одители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак - практико - ориентированный, творческо - поисковый.
2. Предметно - содержательная область - межпредметный.
3. Характер контактов - групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный (март - апрель 2013 год)

Рабочий план реализации проекта:

Этапы

Дата

Мероприятие

Ожидаемы результаты

15.01.13

Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.

Распределение по группам:

1 группа : Бирюков В., Карамалиев С.,Кудряшов Д. - художественное и литературно - поэтическое оформление проекта.
2 группа:
Старчак В. Алишина К. Панова О.- библиотекари и фотографы.
3 группа:

Малофеева П.Казакова К., Умнова Г., Мичурин Д.- исследователи, оформители презентации

1.02-20.02

Сбор информации.
Подготовка к сочинению.

Беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах. Запись их воспоминаний.

21.02-28.02

Оформление проектной работы Оформление презентации.

Оформление проектной работы в соответствии с положением о школьной НПК(бумажный вариант и презентация).

01.03-15.03

Презентация проекта «Дети войны».

Публичная защита.Участие в школьной научно-практической конференции «Мы - будущее XXI века».

20.03-30.03

Перспектива проекта.


Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Сосновка».

Оценка результатов проекта

По итогам школьной практической конференции «Мы - будущее XXI века»в 2012-2013уч. году наш класс занял 1 место.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете » А. Твардовский

Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна

Моя бабушка, Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна, родилась в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Лобанов Степан Андреевич, мы остались втроем: мама - Лобанова Мария Андреевна, брат - Миша, он был старше меня на три года. Отец все пять лет воевал на фронтах, лишь дважды приходил с фронта раненый, чтобы подлечиться. Когда раны заживали, он опять уходил на фронт, на передовую. Вся тяжесть легла на плечи моей мамы - Марии Андреевны. Она возила в город продавать молоко, овощи с огорода, чтобы на эти деньги купить хлеба нам и оплатить огромные налоги, которые приходилось выплачивать один раз год». Несмотря на возраст (бабушке было пять лет) приходилось работать так же, как и взрослым и в огороде, и по хозяйству. «У меня не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. Я помню, как весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. Надо было как-то выжить. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Вот так вот и жили", - вспоминает бабушка.

Моя бабушка является для меня примером во всем, здоровья ей, пусть живет как можно дольше и радует нас!

Малофеева Полина

Сычева(Агапова)Клавдия Семёновна

Когда началась война, моей бабушке было всего три года. Но страшные воспоминания остались в ее памяти навсегда Её отца забрали на фронт водителем. Домой он не вернулся. Он погиб в бою 15 августа 1943 г. Похоронен в Красно - Лиманском районе Сталинградской области. От него бережно хранится письмо, которое он прислал с фронта первого мая 1943 г. Бабушка вспоминает: «Я помню, когда пришла похоронка на отца. Вся улица собралась в доме, чтобы разделить наше горе. Вспоминая те годы, в душе осталось чувство тревоги и страха. Особенно запомнилось, как поздно вечером, мимо села летели немецкие самолёты, груженые бомбами. Они летели бомбить заводы Саратова. Всё село выходило на улицу, и было видно зарево от взрывов». Бабушка помнит, как оставались подолгу одни дома, все взрослые уходили копать окопы, потому что фронт был рядом, как вязали всем селом солдатам варежки на фронт и отправляли посылками. Тяжело было. «Особенно было тяжело в зимнее время. Спасала всех русская печка и каша из тыквы, больше ничего не было. Хлеб был с полынью, очень горький, но и его не было вдоволь. Сколько я себя помню, всегда хотелось кушать. Был голод», - вспоминает бабушка.

Моя бабушка- самый близкий и дорогой мне человек. Я её очень люблю.

Карамалиев Сергей

Алишина(Исаева) Фаина Леонтьевна

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Моей бабушке, Алишиной Фаине Леонтьевне,

было всего пять лет, когда закончилась война. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху. В военные годы бабушка жила в Саратове.

Она вспоминает: «Моя мама, Исаева Любовь Романовна, работала в то время в детском саду, а папа, Исаев Леонтий Петрович, работал водителем в пожарной части. Вскоре началась война, папу призвали на фронт, и мы с мамой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня. Я помню, продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало, всегда хотелось кушать.

А самым страшным воспоминанием для меня были немецкие самолеты, которые ежедневно бомбили наш город. Этот страшный гул самолетов, груженных бомбами и снарядами, я не забуду никогда. Фашисты пытались разрушить наш авиационный завод, мост через Волгу, аэродром. Сбрасывали огромное количество снарядов, хотели стереть наш Саратов с лица земли. Во время бомбежки мы все бежали в бомбоубежище авиационного завода, которое находилось возле нашего дома, и ждали, когда же все закончится».

Моя дорогая бабушка, ты для меня образец мужества, стойкости. Будь здорова еще много, много лет!

Алишина Карина

Тайкова Мария Ивановна

Моя прабабушка, Тайкова Мария Ивановна, родилась в 1926году 19 августа. Её родители имели большое хозяйство, и когда началось раскулачивание, их сослали в Сибирь, ей всего было 4 года. С тех пор жизнь её семьи сильно изменилась, потому что их считали «врагами народа». Только перед началом ВОВ они смогли вернуться в родное село. Мария Ивановна закончила 7 классов. Подростков этого возраста сразу же отправляли учиться в заводское училище, приобретать профессию. Но приобрести специальность бабушке не удалось, потому что началась война. Рабочих рук не хватало, и подростки вставали наравне с взрослыми у рабочего станка.

Всех ребят из ФЗУ отправили в Челябинск на тракторный завод, делать снаряды для танков. Бабушке было всего14 лет, она не доставала до станка поэтому, чтобы дотянуться до него, под ноги подставляла коробку. Делали снаряд около суток, после

смены не было сил идти домой, спали возле станков. Выдержали все: холод, голод, но самым страшным для подростков было, то, что спали всего по 3-4 часа. Обессилев, дети не соблюдали технику безопасности, и часто случались травмы. Так однажды случилось и с моей прабабушкой. От потери сознания она упала в раскаленные металлические стружки и поранила лицо и руки. Но никто ни разу не бросил станок, не пожаловался, потому что знали, что их труд вносит большой вклад в Победу. На этом заводе она проработала до конца войны. Потом вернулась в родное село, поступила в техникум на агронома.

Я рад, что моя прабабушка живет до сих пор. В этом году ей исполнится 87 лет. Всю жизнь она была активисткой, председателем местного совета ветеранов, участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры. Её приглашают и сейчас на встречи с молодежью, учениками. Она для меня является большим примером, образцом для подражания, на таких людей хочется быть похожим.

Мичурин Дмитрий

Куликов Алексей Иванович

Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи, в том числе и моей.

Мой прадед, Куликов Алексей Иванович, застал войну в четырнадцать лет. Поскольку для призывного возраста он был мал, его не взяли на фронт и Алексей Иванович пошел, как и все дети работать на Судоремонтный завод, который находился в затоне города Саратова. Там работали женщины, дети и старики, они готовили снаряды для фронта. Работа была очень тяжелой, люди были настолько обессилены, что спали возле станков на заводе. Выходных почти не было, люди старались сделать, как можно больше снарядов для наших солдат. На отдых уходило три - четыре часа. Немцы бомбили заводы и наш город Саратов. Люди боялись этих взрывов, но никто из них и мой прадед ни разу не бросали свое дело, как только взрывы утихали, снова принимались работать. Рабочим давали пайки немного больше, чем простым людям и мой прадед, как только получал этот паек, нес домой, где его ждали пять голодных младших братьев и сестер. Иногда детям давали немного выходных, чтобы отдохнуть, но мой прадед вместе со своим шестидесяти двух летним отцом в это время ходили по дворам и домам, и чинили крыши, заборы, кололи дрова, тем самым, зарабатывая, чтобы прокормить свою семью. Люди платили, кто чем мог, во время войны не было изобилия продуктов и денег. Кто давал луковицу, кто стакан крупы, кусок хлеба, кто картошку. И так всю войну проработал на этом заводе мой прадед.

Я горжусь своим прадедом! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На его долю в самое прекрасное время жизни - детство упал тяжелый груз войны. Это заставило его очень быстро повзрослеть и думать не только о себе, но и о своей семье. Он внес свой частичный вклад в победу российской армии, как и все труженики тыла. И за это им огромное спасибо! Мой прадед является тружеником тыла войны 1941-1945 годов и награжден медалью.

Панова Ольга

Перспектива проекта:

  • Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Сосновка».
  • В 2013-2014уч.году провести исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села Сосновка и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет(дети войны).
  • Продолжить разработку и оформление проекта «Дети-войны».

Руководитель проекта : классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Малофеева Е.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением иностранных языков № 4»
ДЕТИ
ВОЙНЫ

(Работа выполнена на материале семейного архива)
Выполнила ученица 3 «А» класса
Марчукова София
Научный руководитель Фомина Л.А.

Курчатов – 2015г.
Оглавление

I. Введение 3­6

II. Основная часть:
1. Семья прабабушки в годы ВОВ 6
2. Жизнь прабабушки после войны 9
III. Заключение 11

IV. Приложения

1. Свидетельство о рождении 12

2. Фотографии 13
3. Медали
2

Введение
Им было тогда по пятнадцать –
Девчонкам поры грозовой.
С врагом не пришлось им сражаться –
Их брали на фронт трудовой.
В суровые, трудные годы –
Пускай не в смертельном бою,
Они на военных заводах
ковали победы броню.
Их девичьи руки грубели
От гари и стружки стальной,
Они не носили шинели,
Но были в страде боевой.
Их молодость кончилась рано,
И путь их по жизни был крут.
Горят на груди ветеранов
Медали «За доблестный труд».
Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная
война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и
очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь
за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы
жизней в борьбе с фашистами.
Война... Я ­ девочка, не знающая войны, но только от одного
произношения этого простого и незамысловатого слова замирает
сердце. Для меня это самое страшное слово… Война... В истории
нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной,
жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Война и дети...
Трудно представить что­то более
несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет,



дачам, дворам и околицам ­ всюду солнечное утро 22 июня
3

предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили
тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки
в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не
осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики,
колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» ­ этот
лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи
сил от каждого.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового
фронта.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны
верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в
смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое,
счастливое будущее своего юного поколения. Я считаю, несмотря на
тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им
приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам,
сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их
помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что
дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь,
откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать
за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт
Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши
дни, потому что многие ученики мало знают историю родного села,
историю своих семей, а в ходе исследования я узнала много нового о
войне 1941­1945 года, о родном мне человеке. Наше поколение в
неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед
теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не
остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.
Куклы Барби, роботы ­ трансформеры, конструкторы «Лего»
­ это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши
прабабушки и прадедушки? Были ли игрушки и вообще
возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на
страшное время Великой Отечественной войны?
Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, это
наши прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось
воевать самим, во время Великой Отечественной войны им
4

пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена
горя и лишений.
Современные дети даже не могут представить себе, каково
расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов -
таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной
фашистами территории. А те, кто жил в тылу, запомнились
воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети
тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких
людей на войне.
Во время войны почти все люди в нашей стране жили в
бедности и лишениях. У многих снарядами и бомбами были
разрушены дома. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки.
Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу,
а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не
разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно
уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести
такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно
узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и
радоваться малому.
Как­то мы с мамой сидели и разговаривали о моей прабабушке,
которая во время войны трудилась и помогала фронту. После этого
разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей
прабабушки, о том как она жила и трудилась во время войны и
после. Я решила глубже об этом узнать.
Цель моей работы: узнать больше о Великой Отечественной войне,
узнать историю судьбы моей прабабушки Миклиной Александры
Никаноровны в годы войны, записать воспоминания, иначе они
исчезнут, не оставив нужного следа в истории.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне и
тружениках тыла.
2. Расспросить прабабушку с целью изучения фактов ее жизни.
3. Изучить документы из архива моей семьи.
5

Гипотеза работы: Как жила моя прабабушка в военные годы и
после войны?
Объект исследования: Миклина Александра Никаноровна ­ моя
прабабушка.
В ходе работы я использовал следующие методы:
1. Опрос ближайших родственников о жизни моей прабабушки.
2. Анализ документов из архива моей семьи.
3. Обобщение полученных данных.
Большую помощь в работе мне оказали мои родственники,
которые помогли мне представить и прочувствовать жизнь моей
прабабушки.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на
уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной
работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением
истории своей семьи.
Структура работы. Исходя из цели и задач, работа состоит из:
введения, основной части и двух глав, заключения. Названия глав:
«Семья прабабушки в годы ВОВ», «Жизнь прабабушки после
войны».
Проблема исследования:
Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей и подростков военной
поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не
только по жизням взрослых людей, но и лишившее детства самых
маленьких жителей страны. Вот поэтому я хочу поговорить о
детях войны.
1. Семья прабабушки в годы Великой Отечественной войны
Основная часть
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая
трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в
срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие
маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время
Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная
храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
6

Сегодня многие ветераны войны ­ это и есть те ребята, которые
пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах
они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что
некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они
запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать
нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над
данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое:
страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы.
Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой
Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о
трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того
времени.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались
обычными для себя делами. Бывшие школьники возвращались с
выпускных вечеров. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки­
матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных
лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не
подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие
жизни перечеркнет одно страшное слово – война. День, «черное
воскресенье», враз перечеркнуло множество планов, надежд,
прекрасных мирных порывов. Принесло горе.
У целого поколения украли детство. "Дети Великой Отечественной
"– так называют сегодняшних 60­80­летних людей. И дело здесь не
только в дате рождения. Их воспитала война.
Дети войны... Какое сердце не обожжет память огненных лет,
ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят,
которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие
песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям,
городам, хуторам, станицам, дворам и околицам ­ всюду солнечное
утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул.
Затрубили тревожно горны: «Война!»
В нашей семье много родных и близких. Но особое отношение
у нас к моей прабабушке Александре. Она очень добрая. Я люблю
бывать у неё в гостях. Но когда я думаю о её детстве, то у меня
возникает вопрос: «Как могла она сохранить такой добрый и
весёлый характер?» Ей пришлось испытать много. Она стала
очевидцем страшной войны. Разруха, голод, несчастья. Прабабушка
и сейчас со слезами на глазах вспоминает и рассказывает нам, что
7

происходило с ней и её семьёй. Слушая её рассказы, мне
становилось жалко её и грустно. Я задумывалась: «А смогла бы я
выстоять и выдержать?»
Моей прабабушке Миклиной Александре Никаноровне 87 лет,
в 1941 году ей было чуть больше чем мне сейчас, ей исполнилось 13
лет. Родилась и жила она в селе в Кировской области, в семье было
9 детей.
­ В 1941 году 22 июня в 6 часов утра началась Великая
Отечественная война. О войне мы узнали по радио. Стали забирать
мужчин на фронт. Отец тоже ушел на фронт. Мама все время ждала
писем от отца, а получила похоронку, он погиб под Смоленском. Во
время войны воевать мне не пришлось, но воспоминания о том, как
плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и
для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и
возвращения фронтовиков домой, ­ это я запомнила на всю свою
жизнь – рассказывает прабабушка.
В военные годы было очень трудно. Не было хлеба, сахара,
соли, мыла, т.е. самого необходимого. Я трудилась в колхозе:
собирала колоски в полях, картошку, помогала взрослым на
сенокосе. Маму практически не видели – она пропадала на работе
с самого утра и до поздней ночи. Мама всю войну очень заботилась
о нас, отдавала свой хлеб и сахар. Продукты и хлеб выдавали по
карточкам. Самое страшное в тылу во время войны было остаться
без продуктовых карточек. В селе оставались только женщины,
дети, старики. Всех лошадей с началом войны отправили на
фронт, землю пахали на быках. И весь этот тяжелый труд ложился
на плечи женщин.
Детям тоже приходилось выполнять любую работу:
подгоняли лошадей на подвозке снопов для обмолота зерна,
подвозили сено, дома ухаживали за скотом, работали в огородах,
заготавливали хворост, смотрели за маленькими братьями и
сестрами. Во время уборки урожая, наравне со взрослыми,
работали круглосуточно ­ выгребали зерно из­под молотилки и
сортировок, затаскивали солому, подбирали на полях колоски
злаков, которые упали на землю во время уборки, старались
сохранить всё до последнего колоска.
8

От изнурительного труда падали прямо около стогов и
засыпали.
Каждая семья должна была сдать определённое количество
сушеной картошки. Это было подобием современных чипсов.
Картофель резали тонкими пластинами и сушили. Не всегда хватало
до нового урожая и картошки, потому что себе оставляли только
мелкую, а крупную свежую или сушеную сдавали для фронта.
Весной ходили на картофельное поле собирать остатки картофеля,
пролежавшего зиму, и готовили из него вкуснейшие лепешки. Чай
заваривали морковкой, сахар был редкостью.
Всегда хотелось есть, а кушать было почти нечего, потому
что все отправляли на фронт для победы. В школу ходили за 5 ­7
километров. Мысль о том, что можно было прогулять уроки, даже
не возникала. С третьего класса в школе было введено обучение
военному делу. Все дети знали устройство автомата и могли из
него стрелять. Тетрадей не было, даже газеты были дефицитом.
Поэтому писали на старых книгах – между строк. Учебников в
школе не выдавали, а получить от учителя в подарок простую
тетрадь было очень большим счастьем. Шариковых ручек, как
сейчас, не было, писали металлическим пером, которое одевалось
на деревянную палочку. О цветных карандашах никто не знал,
даже простой карандаш был всего у нескольких человек в классе.
«Чернила» мы изготавливали сами: соскребали с печи сажу,
разводили водой и писали. Жизнь заставила работать от зари до
зари, и поэтому детям удавалось в лучшем случае закончить два
или три класса и нужно было идти работать, помогать взрослым.
Так случилось и с моей прабабушкой. Учиться хотелось, но школа
находилась далеко от дома. Школьной формы не было и в помине,
ходили в ситцевых в мелкую красную или черную клетку платках и
холщовых платьях». Сапог или валенок не было ­ ходили в лаптях.
В вечернее время избы освещались керосиновыми лампами,
керосин привозили редко и его очень экономили, без особой нужды
не тратили. Отопление было печное, приходилось самим колоть и
таскать дрова. Вставали рано ­ зимой подъем был в 6 утра, а летом с
рассветом.
9

В редкие деньки детям удавалось поиграть в прятки,
попрыгать в скакалки (скакалкой служила обыкновенная веревка).
У девочек были сшитые из тряпочек куклы. Их сажали в старые
лапти и возили за веревочку.
Дети трудились наравне со взрослыми. За работу получали паек
как на взрослого человека. Главное для всех была победа над
врагом. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем.
Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что
могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали
этот день, как могли, и дождались победы.
2. Жизнь прабабушки после войны
Ушло детство вместе с войной. Некогда было играть, учиться.
Нужно было помогать матери на трудной колхозной работе. Всё, как
и в войну легло на плечи женщин и детей. После войны голод
продолжался еще несколько лет. Жить легче не стало, но легче было
от того, что мы знали, что война закончилась. Мы были уверенны,
что мы будем жить лучше.
После войны ее семья начала разводить небольшое хозяйство,
возделывать огород. Поливать огород было обязанностью моей
прабабушки. На это уходил целый день, поскольку огород был
далеко от дома, а воду для полива нужно было брать на речки и
носить ведра на своих плечах. Позже в юности бабушка вышла
замуж и родила 5 детей. Работа не заканчивалась никогда: ведь ей
нужно было кормить детей. Так всю свою жизнь моя прабабушка
работала до самой пенсии. В основном это была трудная работа,
которая была всегда ручной. Сейчас моей прабабушки 87 лет. Она
здорова и чувствует себя хорошо. Каждый год 9 мая, в день Победы,
моя прабабушка ходит на парад. Она с ужасом вспоминает это
время и хочет, чтобы такое не повторилось больше никогда.
Моя прабабушка была награждена медалями:
«50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941­1945 гг.»,
«60 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941­1945 гг.», «За
доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941­1945 гг.,
получала Грамоты и Благодарственные письма.
10

Так давно закончилась война… но моя прабабушка никогда не
забудет того, что произошло с ней в детстве, это было очень
страшное время. Свои воспоминания об этих днях она передает мне,
а я, в свою очередь, когда­нибудь передам их моим будущим детям.
Память поколений не должна прерываться. Людей, отдавших жизни
за нас и за светлое будущее России, нельзя забывать, ведь только
благодаря им мы сейчас живы, радуемся жизни, строим планы на
будущее… Любите и заботьтесь о своих прабабушках, прадедушках,
бабушках и дедушках, пока они с нами. Берегите память о своих
близких, которых уже нет!
Моя прабабушка совсем незнаменитый человек ­ простая
труженица тыла, которая внесла свой посильный вклад, чтобы
приблизить Победу. Ее юность пришлась на тяжелые времена для
страны, война изменила ее жизнь и жизнь ее семьи. Эта война давно
закончилась, но подвиг моих родственников останется в моей
памяти и памяти моей семьи.
Заключение
Описывая историю своей прабабушки, я поняла, что последствия
войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их
преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и
внукам, они в воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и
смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы
должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее
людей. Бороться за мир ­ обязанность живущих на земле, поэтому
одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига
советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории,
литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной
войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим
людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними.
Нам есть чему у них поучиться.
В своей работе я рассказала, как проявлялась любовь к
Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие
11

военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство
долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть ­ женщины, старики и дети с 10­летнего
возраста.
3. Их самоотверженный труд ­ прекрасный пример для нас.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!
12

Алексеева Ангелина

Исследовательская работа "Дети войны"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Глава I.I. Дети-герои Великой отечественной войны…………………………………. 6 -11
·Марат Казей
· Лёня Голиков
· Валя Котик
· Зина Портнова
· Костя Кравчук
· Вася Коробко
· Надя Богданова

Глава II. Воспоминания детей войны…………………………………………… …………12
II.I. Голодное военное детство в памяти на всю жизнь………………………………...12 - 14
II.II.Война и современные дети………………………………………………………….15 - 16
Заключение. …………………………………………………………………………...... .17 - 18
Список литературы………………………………………………………………………… ..19

Введение

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 59-76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполнятся 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому

что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…

Тема нашей учебно - исследовательской работы «Детство, опаленное войной» . Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в ряду других войн занимает особое место и по времени, и по охвату территории, и по количеству героических поступков, совершаемых советскими людьми. Герои этой войны – фронтовики, погибшие, умершие от ран и чудом оставшиеся в живых. Герои этой войны – труженики тыла, без которых невозможна была бы победа. Герои этой войны – партизаны и участники движения сопротивления, не щадившие своих жизней за свободу Отчизны.

Страдавшие от этой войны все – и взрослые, а особенно дети.

Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира - вечные

темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».

Я выбрала эту тему, потому что я сама ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, в одном городе, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.

Как же жили тогда, дети войны?

Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.

Исходя, из данной темы, работы я поставила перед собой цель : изучение жизни детей в годы Вов на территории РБ и РФ.

Задачи:

- выявить патриотические ценности у подростков;

Узнать биографии детей г. Нефтекамска, которые жили во время войны и пионеров – героев;

Провести с ветеранами анкетирование «Какой Вы запомнили войну»;

Предложить младшим учащимся нарисовать рисунки «Война, какой вы её видите?»

Сделать выводы по изученному материалу.

Выдвинула гипотезу: Если мы будем знать героическую историю детей Вов, то мы сохраним память о них для потомков.

Область исследования: история Вов

Объект исследования: изучение героического подвига детей войны

Предмет исследования: дети военных лет 1941 – 1945гг.

Методы моей работы:

Теоретический: анализ литературы, интернет – ресурсов

Эмпирические: беседа, анкетирование

Практические: выставка, тестирование.

I.I. Дети - герои Великой Отечественной войны
Во время Второй мировой войны, зачастую были случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести. Вот несколько героических историй.

Марат Казей.
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Леня Голиков .

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Костя Кравчук
11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...
Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.
Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...
И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.
Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.
11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей замена.
Вася Коробко
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П. Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Вывод: Дети войны – это дети, которые беспощадно переносили на себе все тяготы войны, муки, страдания, голод. Они проявили самоотверженный труд, терпение, стойкость, выдержку. Всё это говорит о желании жить и любви к своей Родине.

II.Воспоминания детей войны

II.I. Голодное военное детство в памяти на всю жизнь

Мы решили узнать как жили дети в тылу во время войны. Встретились с Пантуевой александрой Михайловной, Воробьевым Сергеем Петровичем и записали их воспоминания.
Пантуева Александра Михайловна

Родилась 28июля 1928 года в поселке Пышма. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 13лет. В это время мы играли на улице в лапту. Как услыхали, что началась война, с улицы все ребятишки побежали прятаться. Все спрятались, никого на улице не осталось.

Мама работала на «Курорте Куруш», как началась война, его переименовали в госпиталь. И мама стала работать перевязочной сестрой. Раненных было очень много. Брата сразу забрали на фронт. От брата приходили письма, все плакали, хоть он был и живой. В сентябре я пошла в школу и нас сразу прикрепили к колхозу «Путь к коммунизму», отправили на ферму. Писали на пергаментной бумаге, книг не хватало. В колхозе мы ухаживала за телятами. На бутылочку надевали соски и кормили их. Парни кололи, а мы возили дрова. Нас сразу посадили на продуктовые карточки. Получали по 400 грамм, а потом 200 грамм хлеба. Очень хорошо помогала картошка. Из гнилой картошки лепили ватрушки. Питались картошкой, весной бабушка отправляла в лес за зеленью. Сосновые пестики клали в корытца, рубили, а потом запекали. Мама на рыбьем жире готовила картошку. Выросли на лебеде, крапиве. Бобы на жернове мололи и делали муку. Стряпали лепешки.

Запомнились добрые люди: тетя Варя с колхоза, Владимир Иванович Волков, он был директором школы, в которой я училась и Клавдия Павловна, заведующая бумажной фабрики. Она была эвакуирована с города Энгельса. Они с дочерью попали под бомбежку. Дочь умерла. Приехав к нам в Пышму, она похоронила её рядом с бумажной фабрикой. Я помню, был сильный холод, у меня сильно замерзли ноги, Клавдия Павловна это увидела, быстро сняла галоши от бурок и растерла мне ноги…

Когда мне исполнилось 15лет, директор школы Владимир Иванович Волков устраивает меня на Сибирскую бумажную фабрику лаборантом в Пышме. Меня сразу поставили лаборантом высшего разряда. Работали у станков по 12часов, невзирая на возраст, чтобы заработать на хлебушко, которого нам давали всего 300грамм. Мне всегда хотелось есть. В столовой бесплатно давали похлебку. Чашки были глиняные. На столе всегда была квашеная капуста. Семь километров каждый день бегали на работу, по шпалам в бурках. Помнили, какой участок, сколько шпал. Мы никогда не роптали, что нам плохо. Хотя было самое голодное время. На каждую семью доставалось по одному хлебушку. Мы очень сильно ценили хлеб.

Второй брат воевал с японцами. Когда кончилась японская война он забрал меня с фабрики, по его просьбе меня уволили, и устроилась я в детский дом счетоводом на должность бухгалтера. Когда я работала в детском доме, нам давали молоко, мясо. Молоко мы разводили с водой. Нам давали всегда в столовой кашу, похлебку. Ходила все время пешком, транспорта не было.

В 1943 году бабушка умерла, вся ответственность за хозяйство легла на меня.

Мама все время работала в госпитале. Папа умер, когда мне было четырнадцать лет. Мама умерла в 1965году. Имела государственные награды. Награды за трудовую доблести, медаль материнства. Было очень тяжело, но мы ждали победу и надеялись на лучшее будущее.

Воробьев Сергей Петрович

Родился в 1927 году в Орловской области. Отец был военный. С Орловской области переехали в Брянск. Папа отслужил в срок. В 1936 году переехали на Урал в Свердловскую область. Там проживали до 1945 года. Когда отца взяли в армию в 1941, мать (нас четверо было в семье: 2парня и 2девочки) и дети переехали в Сибирь в Омскую область в деревню. В колхозе работали и учились. Брата забрали в 1943 в армию, меня забрали в начале января 1944года в армию и направили на фронт «Третий Белорусский». В армии, в боях участвовал против фашистко – германских захватчиков. По окончанию войны с Германией в 1945 по приказу Верховного главнокомандующего Сталина, нашу дивизию 184 направили на Дальний Восток, потому что на Дальнем Востоке был агрессивный враг - Япония. Наше правительство в 1945 подали ноту Японии, чтоб без войны они освободили наши территории Курильские острова, Сахалин, северную часть Китая (Манчжурии и Монголию). Япония отказала, и наше правительство объявило им войну. Наши войска пошли в бой. Война длилась недолго, потому что при помощи советской армии была разгромлена квантунская армию Японии. В течение месяца Япония объявила капитуляцию, и они вынуждены были сложить оружие. По окончании войны с Японией нас вывели на Дальний Восток с Манчжурией. В 45году мы временно остановились на озере Хасан в укрепленном районе. В 1946 году весной нас направили обратно в Германию для продолжения службы. Прослужил в Германии до 1952года. В 1952 году нас демобилизовали на гражданку. В 1952году обратно вернулся на Урал, потом поступил на работу на строительство электростанции Нижнее Туринское ГРЭСС. По окончании строительства в Свердловской области перевели на другое строительство Верхне Тагильскую ГРЭСС. По окончании строительства Верхне Тагильской ГРЭСС в 1963 году приехали строить электростанцию Кармановское ГРЭСС. При завершении строительства Кармановской ГРЭСС был направлен в Монголию для строительства электростанций. В 1985году вернулся с Монголии. После этого пошел на пенсию.

Вся Европа была в подчинении Германии. У Германии была большая армия. Все города горели, народ был истощен. Танки грохотали и днем и ночью. Переплывали на плотах. Немцы уничтожали евреев, сжигал в крематориях, печах. Немцы бомбили корабли. Война была очень тяжелой.

Мы освобождали Болгарию, Польшу, Румынию. Питались сухим пайком. Было не до еды. Шинели были, сапог небыло. Полушубки давали. Условия жизни были тяжелые. Ватные брюки давали зимой.

II.II. Война и современные дети

Работая над этой темой, я очень хотела узнать, насколько хорошо знают историю родного края мои сверстники, обучающиеся со мной в одной школе, «Если мы войну забудем, вновь придет война». С этой целью я провела тестирование учащихся школы, анкетирование, а также попросила младших школьников нарисовать рисунки. Хочу отметить, что вопросы, которые я предложила учащимся, их заинтересовали. Ни у кого мои анкеты не вызвали недоумения. Результаты анкетирования таковы:

Тест «Что Вы знаете о ВОВ?»

Принимали участие 20 учащийся из 5 класса СОШ №3 г.Нефтекамска. Было предложено 8 вопросов по основным датам ВОВ.

Результаты анкетирования:

1вопрос: 100% ответили правильно, это говорит о том, что учащиеся хорошо знают когда началась Великая Отечественная война

2вопрос: 75% ответили правильно, они знают, в каком месяце, началась война, 25% ответили неверно

3вопрос: 100% ответили верно, ребята знают, с кем воевали наши солдаты

4 вопрос: 100% ответили верно. Учащиеся хорошо помнят, когда закончилась война

5вопрос: 50% хорошо знают день водружения знамени Победы над Рейхстагом, 50% дали неправильный ответ

6вопрос: 100% ответили правильно, они знают, в какой день празднует наша страна День Победы

7вопрос: 25% ответили верно, дали правильный ответ, почему война называется Великой Отечественной, 75% ответили неверно

8 вопрос: 100% ответили верно, ребята знают, как называлась наша страна во время Вов.

Вывод: Результаты анкетирования показали, что учащиеся нашей школы знают о Великой Отечественной войне, они обладают хорошими знаниями, связанные с памятными датами. Мало учащихся знают подробности военных лет на нашей территории. Интерес у учащихся к нашей работе свидетельствует о достаточном уровне патриотического воспитания в нашей школе.

Анкета «Какой Вы запомнили войну?»

Принимали участие 2 ветеранов. Во время ВОВ они были детьми, кто-то из них ходил в школу, кто-то нет. Но все они точно помнят самый важный день с 1941 по 1945 гг. Это День Победы!

Вывод: они помнят, что война отняла у них детство, радость, смех, родных. И принесла слезы, горе, воспоминание на всю жизнь о тех страшных днях.


Рисунки «Война, какой вы ее видите?»

Принимали участие обучающихся нашего объединения «Радуга».

Вывод: Для своих рисунков дети выбрали серые, черные и коричневые цвета. Это значит, что тема рисунка их совсем не радует. Война приносит только слезы и печаль, а дети – это радость. Поэтому можно сказать что «дети» и «война» два несовместимых слова.

Заключение

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает

внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.

Передо мною, как в строю, прошли лица детей, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно, никто их не понуждал. Гордость испытываешь от знакомства с каждым из них. Как не восхищаться теми, кто в 10 – 15 лет счёл себя бойцом и всеми правдами и неправдами добился зачисления во фронтовую часть, в ряды партизанского отряда.

Какими только военными профессиями не овладели маленькие солдаты Великой Отечественной! Их диапазон настолько велик, что всех не перечесть. От окопного почтальона на передовой до лётчика. Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества подрастающего поколения, раскрыты его стремления и желания ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям сёстрам, в их борьбе с фашизмом и на фронте и в тылу.

Воюющих ребят не могло быть много. Война не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным долгом. Оказывается, в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дока к заводу!..

Дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев составить летопись “Дети войны” Новое области.
Война не щадила никого…Тяжёлые муки доставляла всем.
Даже дети страдали…Дети войны – самые мужественные дети …Дети, почувствовавшие войну на вкус. Я мечтаю, чтобы подобных страданий для детей никогда больше не повторялось. И я верю в светлое, мирное будущее. И низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы и спасибо всем тем, кто боролся за наше будущее.

Список литературы

Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985

Бурчик С. В. Подвиг переживёт века / Издательство – полиграфическое предприятие “Советская Сибирь” 1955

Виноградов И. В. Герои и судьбы / Лениздат 1988

Гришин В. Г. Великая Отечественная в письмах / Москва Издательство политической литературы 1983

Караев Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982

Корольков Юр. Партизаны Лёня Голиков / Новосибирское книжное издательство 1988

Максимова Э. дети военной поры / Москва Издательство политической литературы 1988

Конвенция о правах детей.

В продолжение темы:
Дети и родители

В России пользоваться чековой книжкой — давняя традиция. Это было развито и в царской империи, и при советской власти, и в настоящее время. Конечно, банковское дело...

Новые статьи
/
Популярные